Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения.
Национальная экономика Российской Федерации рассматривается, как объект исследования.
Введение 3 Глава 1. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы 5
1.1 Сущность государственного бюджета, источники формирования
и направления расходования 5
1.2 Формирование бюджетного дефицита и его социально-
экономические последствия 10
Глава 2. Способы регулирования и покрытия бюджетного дефицита 19
2.1 Сокращение государственных расходов, увеличение
налогообложения – как способы покрытия бюджетного
дефицита 19
2.2 Монетизация, денежное и долговое финансирование
бюджетного дефицита. Их характеристика и экономические
последствия 24
Заключение 32
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Список используемой литературы 35
В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.
Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на государственный долг основывается на логике поведения потребителя, учитывающего интересы будущего. Сумма государственного долга равна сумме будущих налогов, и если потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно, финансирование государственных расходов за счёт долга равносильно их финансированию за счёт налогов.
Вывод из равенства Рикардо
заключается в том, что финансируемое
за счёт долга снижение налогов не
изменяет потребления. Домашние хозяйства
сберегают прирост
Однако любые изменения в бюджетно-налоговой политике могут существенно повлиять на расходы потребителя, если приводят к изменению текущего или будущего объёма государственных расходов. Если потребитель считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит расходы на потребление. Однако именно снижение государственных расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление: объявление о будущем снижении государственных расходов привело бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне существующих налогов, поскольку это предполагает, что через некоторое время налоги уменьшатся.
Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний - это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний - это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.
Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так как дата их погашения наступает очень быстро, но проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе.
Выделяют несколько экономических проблем, связанных с внутренним долгом.
Во-первых, рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов и сбережений. А наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Во-вторых, государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к совращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
В-третьих, негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меря по управлению государственным долгом.
Внешний долг может появиться по двум основным причинам:
- в результате прямого заимствования средств у иностранных государств и частных компаний;
- путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%. Если у страны большой внешний долг - снижается международный авторитет страны, что может стать причиной осложнения получения новых иностранных займов. Поэтому правительство должно предпринять определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень.
Глава 2. Способы регулирования и покрытия бюджетного дефицита
2.1 Сокращение государственных расходов и увеличение налогообложения – как способы покрытия бюджетного дефицита
Существует несколько способов регулирования и покрытия дефицита государственного бюджета.
Первый способ предполагает стимулирование экономического роста через систему расходов, где происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства, что приводит к обеспечению профицита бюджета. Сокращение государственных расходов также создаст благоприятные условия для инвестирования: достижение финансовой стабильности, снижение уровня налоговых изъятий и ставки процента банковского кредита.
Рассмотрим для примера ситуацию в России, переживающая мировой финансовый кризис. Важнейшими действиями по решению задач выхода из кризиса, и соответственно бюджетного дефицита, считаются действия по следующим направлениям. Прежде всего, необходимо в корне изменить структуру государственных обязательств. Следует постепенно сокращать расходы на бюджетное финансирование экономики с 9 % до 4-5 % валового национального продукта. Этого можно добиться, если резко уменьшить субсидии, дотации и бюджетные ссуды предприятиям и пересмотреть программы государственных капиталовложений. Необходимо существенно сократить и те средства, которые перераспределяются между регионами через федеральный бюджет.
На сегодняшний день стержневой вопрос экономической политики - это снижение доли государственных расходов в валовом национальном продукте. Это необходимо и для структурной перестройки экономики, и для полноценного финансирования социальной сферы.
Продолжение финансирования
неэффективных производств и
датирования предприятий-
Перед экономикой России стоит проблема сокращения военных расходов. Если прямые военные расходы поглощают половину налоговых поступлений федерального бюджета, а лежащие на поверхности способы прямой экономии расходов на армию исчерпаны, то нельзя обеспечить сколько-нибудь значительный экономический рост и техническое обновление промышленности. Поэтому необходима программа длительной военной реформы, которая предусматривала бы сокращение армии с уменьшением ее бюджета до 3-3,5 % валового национального продукта при одновременном повышении ее мобильности и боеспособности.
Для успешного функционирования народного хозяйства следует повысить финансовую ответственность предприятий вплоть до констатации их несостоятельности (банкротства). Необходимо безусловное прекращение практики раздачи предприятиям заведомо невыполнимых финансовых обязательств со стороны государства, вследствие чего возникают цепочки неплатежей, останавливаются производства (даже потенциально прибыльные), задерживаются выплаты работникам.
Второй способ покрытия бюджетного дефицита – это увеличение налогообложения. Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Исторически они возникли с разделением общества на классы и появлением государства: это «взносы граждан» для содержания публичной власти. Налогообложение прошло длительный путь развития. По мере развития товарно-денежных отношений налог приобретает денежную форму. Постепенно денежные налоги вытесняют все остальные виды государственных доходов и становятся ведущими в финансовых ресурсах государства. Сейчас они обеспечивают 80-90% всех доходов государства.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.
Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С ее помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.
Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя и уменьшая платежеспособный спрос населения.
Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основные их группы составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляют государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Их выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку) и предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.
В зависимости от органа, который взимает налоги и распоряжается ими, различают местные и государственные налоги. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налоги на прибыли корпораций, акцизы и т.п.
Среди этих поступлений ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т. п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода делится на части, из которых каждая последующая облагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2 (США и Великобритания) до 14 (Франция). При этом размер минимальной налоговой ставки составляет от 10 до 25%, максимальной - от 28 до 70%.
Налоги на прибыли компаний составляют важную часть поступлений в бюджет (до 20%). В большинстве западных стран в последние годы эта доля доходов имеет тенденцию к уменьшению. Налог на прибыль взимается с облагаемой прибыли предприятий, которая равняется валовой выручке от реализации за вычетом производственных и коммерческих издержек (включая заработную плату, проценты по банковскому кредиту, затраты на рекламу). Вычитаются также расходы, в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаемые от налогообложения: взносы в благотворительные фонды, налоги местным органам власти и т. д. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50%. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность.
Акцизами облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, доля поступлений от которых в большинстве стран незначительна.
Также налоги подразделяются по их использованию на общие (они поступают в единую кассу государства) и специальные (целевые) (например, налоги на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляются в дорожный фонд).
В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Информация о работе Способы регулирования бюджетного дефицита