Способы регулирования бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения.
Национальная экономика Российской Федерации рассматривается, как объект исследования.

Содержание

Введение 3 Глава 1. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы 5
1.1 Сущность государственного бюджета, источники формирования
и направления расходования 5
1.2 Формирование бюджетного дефицита и его социально-
экономические последствия 10
Глава 2. Способы регулирования и покрытия бюджетного дефицита 19
2.1 Сокращение государственных расходов, увеличение
налогообложения – как способы покрытия бюджетного
дефицита 19
2.2 Монетизация, денежное и долговое финансирование
бюджетного дефицита. Их характеристика и экономические
последствия 24
Заключение 32
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Список используемой литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Способы регулирования бюджетного дефицита.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко  рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет  угрозы роста инфляции, а всего лишь откладывает этот рост. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в Центральном Банке.

Если правительство  будет выпускать в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастет, и это приведет к росту средних рыночных ставок процента. В итоге частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично потребительские расходы снизятся, вызвав при этом "эффект вытеснения", который ослабит стимулирующий потенциал бюджетно-налоговой политики.

Другая ситуация, типичная для многих переходных экономик - если внутренний рынок капиталов слабо развит и процентные ставки относительно фиксированы, а у населения ограниченные возможности размещения облигаций, то частный сектор внутри страны растет и обычно предъявляет повышенный спрос на иностранные активы. Это неизбежно нарушает равновесие платежного баланса по капитальному счету. А если правительство намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую финансовую политику и удерживать ставку процента ниже ожидаемого уровня инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно привлекательном уровне доходности. Если же этот показатель будет отрицательным, то возможности внутреннего долгового финансирования бюджетного дефицита сильно уменьшаться даже вне зависимости от степени развития внутреннего рынка капитала.

В этих условиях экономические агенты будут стремиться приобрести товары или вложить свои финансовые средства за рубежом, при этом ограничив возможности правительства финансировать дефицит бюджета из внутренних небанковских источников и ухудшая состояние платежного баланса.

Эта диспропорция может  усилиться на фоне ожиданий девальвации  национальной валюты (особенно в обстановке недоверия к политике правительства  и ЦБ), что способствует нарушению  равновесия счета текущих операций и создает угрозу кризиса платежного баланса. С этой точки зрения внутреннее долговое финансирование дефицита госбюджета оказывает более сильное негативное воздействие на платежный баланс при относительной стабильности внутренних ставок процента, чем при их повышении, хотя в последнем случае "эффект вытеснения" оказывается более значительным.

В случае оптимистических  ожиданий роста прибылей у частного бизнеса этот "эффект вытеснения" может быть частично или полностью  ликвидирован увеличением инвестиционного  спроса. Таким образом, в обстановке доверия к политике правительства и ЦБ один и тот же механизм - внутреннее долговое финансирование дефицита государственного бюджета - может одновременно как вызвать эффект вытеснения, так и частично элиминировать его. Чем менее эластично внутреннее предложение в переходной экономике, тем значительнее, при прочих равных условиях, может оказаться "эффект вытеснения".

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита иногда рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования только откладывает рост инфляции.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в Центральном Банке. Однако он может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг, а после расширить свои квазифискальные операции, которые способствуют росту инфляционного давления.

При высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП.

Рост внутреннего долга  ограничивает возможность снижения напряженности в фискальной политике и стабилизации уровня инфляции. В переходной экономике внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только тогда, когда:

  • сложен контроль за предоставление кредитов частному сектору;
  • относительно эластично внутреннее предложение;
    • инфляция в переходной экономике достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

Какое финансирование считается  лучшим?

Все зависит от того, для  чего нужно финансирование. Существует одно достаточно простое правило: срок, на который привлекается финансирование, должен примерно соответствовать времени жизни активов, на приобретение которых оно необходимо. На практике это означает, что оборотные средства стоит финансировать за счет краткосрочных кредитов, а основные — из долгосрочных кредитов или за счет прямого финансирования.

 

 

Заключение

Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать. Бюджет показывает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, фиксирует конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

От действий правительства  полностью зависят формирование и последствия бюджетного дефицита.

Если финансовые средства направляются на развитие экономики, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом и есть суть бюджетного дефицита.

Процесс исследования бюджетного дефицита приводит к рассмотрению причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения.

Исследование показало, что для финансирования бюджетного дефицита  существует четыре основных способа:

  1. сокращение государственных расходов;
  2. увеличение налогообложения;
  3. монетизация дефицита;
  4. денежное и долговое финансирование.

В результате их рассмотрения и изучения можно сделать следующие  выводы.

Бюджетный дефицит и  государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться  либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг.

Ежегодно сбалансированный бюджет является целью финансовой политики каждой страны. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Например, в периоды спада и длительной безработицы доходы населения падают, значит, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить государственные расходы, что приведет к снижению совокупного спроса.

В другом случае, в условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются  и налоговые поступления. Для уменьшения поступлений государство должно либо снизить налоговые ставки, либо увеличить государственные расходы. Но обе эти меры приведут к росту деловой активности, занятости и не уменьшат инфляцию.

Немаловажно отметить и  необходимость осуществления налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования фискальной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

В области налоговой  политики предстоит реформа всей системы налогов и сборов, законодательных  основ налогообложения. Необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и  по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Расходы бюджета России должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно предпринимать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.

Государственный долг необходимо использовать по возможности как  инструмент оживления экономики. При  этом предстоит обеспечивать оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных обязательств и муниципальных займов.

Итак, курсовая работа содержит исследования дефицита государственного бюджета, его формирование в экономике, социальные и экономические последствия, и самое главное - способы его регулирования и покрытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 




 

 



 

 

 

 

 

 

 




 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

           


Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

Наименование

Сумма, млрд долларов США

Сумма, млрд ЕВРО

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37,6

26,2

Задолженность перед  официальными кредиторами — членами Парижского клуба

1,0

0,7

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

1,8

1,3

Задолженность бывшим странам СЭВ

1,3

0,9

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

0,8

0,6

Задолженность перед  международными финансовыми организациями

3,8

2,6

Задолженность по еврооблигационным  займам

26,2

18,2

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1,8

1,2

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте

0,9

0,6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

              1. Носова, Экономическая теория: учебник/ С.С.Носова - 2-е изд., стер. – М:       КНОРУС, 2008
              2. Видяпин, Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, акад. Г.П.Журавлевой. – 4-е изд. – М: ИНФРА – М, 2008
              3. Баликов, Общая экономическая теория: учеб. для студентов, обучающихся по экономическим специальностям/ В.З. Баликов, - 10-е изд., испр. – Москва: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007: ил., табл. – (Высшее экономическое образование).
              4. Грязнова, Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие/ кол. авторов; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю.Юданова. – 5-е изд., стер. – М: КНОРУС, 2010
              5. Корниенко, Экономическая теория: учеб. пособ./ О.В. Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 410, [1] с.: ил. – (Высшее образование).
              6. Илларионов, Бремя государства. – Вопросы экономики №1/А.Илларионов - 2008
              7. Липсиц, Раскрывая тайны экономик/ И.В. Липсиц, Л.Л. Любимов - М.: "Вита-Пресс", 2005
              8. Дорнбуш, Макроэкономика/ Р. Дорнбуш, С.Фишер. - ИНФРА-М, Москва, 2005
              9. Макконелл,  Экономикс/ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю М.: ИНФРА-М, 16-е изд., 2008.
              10. Тарасевич, Макроэкономика:Учебник/Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 6-е изд., 2006
              11. Агапова, Макроэкономика: Учебник /Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина, Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им М.В. Ломоносова. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 8-е изд., 2007.
              12. Журавлёва, Экономическая теория: макроэкономика-1,2 / Под общ. ред. заслуженного деятеля науки РФ Журавлёвой Г.П. - М.: Дашков и Кº, 2008.
              13. Шевчук, Макроэкономика.- М.: Высшее образование/ Д.А. Шевчук - 2006

 

              1. Электронный ресурс/ Режим доступа:

http://www.politika.su/raznoe/vnesdolg.html

              1. Электронный ресурс/ Режим доступа:

 http://e-college.ru/xbooks/xbook120/book/index/index.html?part-009*page.htm

16.  Электронный ресурс/  Режим доступа:

http://www1.minfin.ru/ru/public_debt/

Информация о работе Способы регулирования бюджетного дефицита