Спрос и теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является - выявление закономерностей и сопряжений спроса и предельной полезности. Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть вопрос теории предельной полезности и «теория трудовой стоимости».
Проанализировать функции теории предельной полезности.
Выделить основные понятия спроса.
Определить теорию игр и экономическое поведение в данном спектре.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…..3
1 Теория предельной полезности…………….…………………………….….....6
Возникновение теории предельной полезности………………….…………6
Теория предельной полезности и «теория трудовой стоимости»………....8
Предельная полезность: понятие и функции…………………………….…10
2 Значение спроса в рыночном механизме………………………………...……13
2.1 Основные понятия спроса..……………………………………………...…..13
2.2 Теория игр и экономическое поведение……………………………………18
2.3 Зависимость объема потребления от величины дохода…………….…..…19
Заключение……………………………………………………………………….24
Глоссарий…………………………………………………………………………25
Список использованных источников…… ……………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Семенченко Д.А..doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

В этом состоит функция полезности - упорядочивать выбираемые потребителем наборы товаров и услуг по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее применять к анализу выбора при трех и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя может быть объяснен порядковым ранжированием уровней полезности. Информацию о выборе используется для того, чтобы проанализировать предпочтения и вкусы, но не для того, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого. Наглядно можно рассмотреть на кривых безразличия в приложении А.

Теперь нужно перейти на следующий этап - найти способ описания ограничений, влияющих на множество тех возможностей, которыми располагают потребители. К их числу принадлежат все факторы, которые не позволяют людям возможности потреблять все, что они желали бы потреблять. Такие рамки или

пределы формируются в первую очередь ценовыми факторами, а также размерами дохода потребителя. Хотя не исключены и пределы нерыночного характера [2].

Числовые свойства функции полезности оказалось удобным использовать при принятии потребителями решений, имеющих приростной характер. Примером такого рода может послужить решение  получать ежемесячно дополнительно  по 1 единице товаров или услуг. В подобных случаях принято характеризовать результаты того, что сделано в большем или меньшем объеме понятием "предельный" или маржинальный. Таким образом, предельная полезность представляет собой дополнительное, добавочное удовлетворение получаемое потребителем от дополнительной единицы блага. Например, предельная полезность, связанная с ростом потребления от 0 до 10 единиц предметов потребления может равняться от 0 до 9.Наглядно можно рассмотреть на таблице 1.1

 

 

Таблица 1.1- Взаимосвязь предметов потребления с ростом полезности

Потребность

 

Количество    

I

II

II

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

1

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

2

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

3

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 

4

7

6

5

4

3

2

1

0

   

5

6

5

4

3

2

1

0

     

6

5

4

3

2

1

0

       

7

4

3

2

1

0

         

8

3

2

1

0

           

9

2

1

0

             

10

1

0

               

 

По мере увеличения количества потребляемых благ процесс потребления приносит все меньше и меньше приращения полезности. При этом достаточно очевидно, что с увеличением (до определенного предела) количества благ данного вида, обладающих определенной полезностью для потребителя, возрастает их суммарная полезность. То есть по мере роста количества потребляемых благ наблюдается приращение полезности, в то же время, увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчинено определенным законам, проявляющийся в уменьшении общего эффекта по мере насыщения потребления благами и определяемой как убывающая предельная полезность. Данное явление было сформулировано как экономический закон. Согласно закону убывающей предельной полезности - каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу - ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы. [3]

Практически закон убывающей предельной полезности применяем в прогнозировании поведения потребителей при выборе ими количества и набора потребляемых и приобретаемых товаров и услуг. Так же он применим в более сложной ситуации, когда перед покупателем стоит вопрос выбора и потребления нескольких благ. Тогда предельная полезность, получаемая в расчете на каждую единицу стоимости первого блага, становится равна предельной полезности, получаемой в расчете на каждую единицу стоимости второго блага, достигается потребительское равновесие. Это можно произнести иначе: отношение предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Таким образом: Понятие потребительской полезности товара является - основой при построении так называемой функции полезности потребления. Данная функция описывает зависимость совокупной потребительской полезности набора товаров от количества товаров, приобретаемых в течение некоторого периода времени. Это функция многих переменных [6 С.512].

 

2 Значение спроса в рыночном механизме

 

 

2.1 Основные понятия спроса

 

 

Спрос - это платежеспособная потребность покупателя, т.е. сумма денег, которую потребители могут и намерены заплатить за какие-то необходимые им товары и услуги. Спрос нельзя приравнивать к потребности как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает «покупательским спросом». На спрос воздействует некоторое число рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретет больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот. Например, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться, как показано в шкале спроса [23 С.133].

   Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимосвязь цены и спроса. Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц): С=F(Ц), где F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. И обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос [21 С.225].

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, при повышении цены автомашины на 1% объем продаж снижается на 2%.

Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо  числитель и знаменатель дроби  всегда имеют различные знаки. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к

изменению цен. По своей природе рыночная экономика весьма нестабильна и постоянно изменятся. Начало 21го века может служить примером обусловленным резким ростом количества потребителей и предприятий, владеющих персональными компьютерами. Цена на нефть колебалась и подымалась до 147 долл. за баррель при нынешних 73 долларах. динамику цен на нефть можно проследить.

Диаграмма 1.1 Динамика цен  на нефть в 2000-2010гг

 следуя за взлетами  и падениями нефтяных картелей, революциями, эмбарго, войнами цен и наконец «кризисом» или как официально обозначен в нашей стране данный процесс как «Нестабильная фаза экономики». Еще лет 15 назад рынок рабочих мест был весьма благоприятным для людей с высшим образованием, а сейчас он стал очень жестким.

Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее не изменен.Теория потребительского выбора и спроса представляет собой раздел микроэкономики, в котором изучается вопрос о том, какой товар или набор товаров выбирает потребитель при заданных ограничениях. Изучение выбора отдельно взятого потребителя имеет своей целью выведение индивидуальной функции спроса. Конечной целью анализа данной проблемы является теория спроса,

устанавливающая основные зависимости  между ценовыми и неценовыми факторами  и рыночным спросом. В основе современной теории потребительского выбора лежит неоклассическая теория [24 С.667].

Формирование неоклассической  теории потребительского выбора уходит корнями в эпоху маржиналистской революции. Это было время, когда в качестве центральной проблемы экономической теории рассматривалась проблема формирования цены или ценности. В трудах экономистов-классиков была тенденция при рассмотрении данной проблемы делать акцент на объективных понятиях, таких как прибыль, заработная плата, рента и т. д., характеризующих производственный процесс и определяющих предложение. Творцы маржиналистской революции — К. Менгер, Л. Вальрас и У. С. Джевонс — переместили акцент в сторону индивидуального потребителя и стали подчеркивать значение удовлетворения потребителя для формирования цены товара.

Была развита идея, согласно которой  при покупке товара потребитель  максимизирует полезность — психологическое  удовлетворение от использования того или иного блага. При этом действует  принцип убывания предельной полезности, согласно которому полезность потребляемого блага убывает по мере увеличения его потребления. [11]

 Впервые данный принцип был  сформулирован одним из предшественников  маржинализма Г. Госсеном. Эти идеи позволили объяснить закон спроса: принцип убывания предельной полезности при определенных допущениях можно использовать для объяснения на индивидуальном уровне того, почему при снижении цены потребитель будет склонен купить следующую единицу товара.

Постепенно экономисты заметили, что  подход к анализу потребительского выбора с точки зрения принципа максимизации полезности ни сколько не страдает от невозможности измерять полезность. Достаточно просто ранжировать различные альтернативы, что и делает потребитель. Выбор последнего обычно основан на сравнении им различных товаров или товарных наборов и выбирается наиболее предпочтительный вариант. В этом случае для изучения потребительского выбора

на  основе принципа максимизации измерение  не требуется. Таким образом, сложился ординалистский (порядковый) подход, состоящий в том, чтобы определить потребительский выбор не путем прямого или косвенного измерения полезности, а с помощью сравнения различных товаров или товарных наборов. Основателями данного подхода стали британский экономист и математик Ф. Эджуорт и итало-швейцарский экономист В. Парето [13 С.83].

 В рамках данного подхода  особую популярность получил  графический аналитический аппарат кривых безразличия. Последний представляет собой график, на осях которого отложены количества двух товаров, а кривые безразличия объединяет множества наборов благ, дающие потребителю равную полезность. Этот аппарат дает хорошую возможность описания потребительского выбора без попытки измерять полезность. Другим аналитическим инструментом в рамках ординалистского подхода являются индексные функции полезности, в которых значения функции отражают ранжирование потребителем своих предпочтений и имеют порядковый смысл. [3]

Операция разложения изменения  цены по Хиксу на карте безразличия  осуществляется следующим образом. Изменение цены выражается в виде перемещение бюджетной линии вдоль оси, представляющей товар, на который изменилась цена. Для выделения одного эффекта замещения получаемая в результате бюджетная линия перемещается до той кривой безразличия, на которой находился потребитель до изменения цены.

Таким образом, фиксируется его  полезность до и после изменения  цены и выделяется эффект замещения. В новом положении бюджетная  линия, хотя и касается той же кривой безразличия, представляет уже другое соотношения в потреблении двух благ и изменение потребления того из них, цена которого изменилась, и представляет эффект замещения. Эффект же дохода вычисляется путем вычитания полученного эффекта замещения из общего изменения спроса. Изменения спроса можно посмотреть на диаграмме 2.1 Отличие той же операции по Слуцкому заключается единственно в том, что при фиксации эффекта замещения новая бюджетная линия перемещается не на прежнюю кривую безразличия, а до

 точки, обеспечивающей прежнее  потребление обоих благ. Таким образом, на основе порядковой теории полезности был выведен и объяснен закон спроса. Следует снова повторить, что такое выведение закона спроса представляет собой шаг вперед по сравнению с кардиналистским подходом, поскольку обеспечивает тот же результат при гораздо более мягких допущениях: не требуется измерения полезности и принципа убывания предельной полезности. В то же время в исследованиях в рамках порядкового подхода усложнилось и отношение к закону спроса. Товары стали классифицироваться по направлению и величине эффекта дохода при изменении их цены [5 С.204].

 

Диаграмма 2.1-Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому

 

.

Стали выделяться нормальные товары, низшие товары и товар Гиффена. Различие между первым и двумя последними в том, что зависимость между изменением реального дохода и потреблением первого является положительной, а в случае двух последних – отрицательной.

 В случае товара Гиффена  отрицательный эффект дохода  перекрывает эффект замещения,  что приводит к положительной зависимости между изменением цены и спроса. Общий смысл этой классификации в том, что низшие товары потребляются по причине бедности, и снижение реального дохода стимулирует их потребление.

 

 

2.2 Теория игр и экономическое поведение

 

 

Дж. Нейман и О. Моргенштерн эти два экономиста вернулись к кардиналистскому подходу к теории полезности. Дело в том, что раньше в теории потребительского поведения в основном ставилась проблема выбора среди определенных альтернатив. Однако в реальной жизни зачастую потребителю приходится выбирать среди неопределенных альтернатив: покупая товар, как правило, потребитель точно не знает какую полезность он ему принесет. Кроме того, есть такие блага, которые в принципе связаны с неопределенностью, такие как лотерейные билеты. В этом случае изучение поведения потребителя требует построения функции ожидаемой полезности, аргументами которой являются полезности возможных результатов выбора, умноженные на их вероятности [6 С.480].

Следует отметить, что при анализе  таких ситуаций порядковый подход дает противоречивые результаты. Если произвольно задать полезности трех альтернатив, ранжированных по полезности, затем наилучшую и наихудшую альтернативы взять в качестве исходов случайного выбора с заданными вероятностями, а среднюю – в качестве исхода неслучайного выбора, то от числовых значений полезностей этих

альтернатив при сохранении порядка  в плане предпочтительности уже  будет зависеть выбор [9 С.144].

В зависимости от абсолютных значений полезности при сохранении порядка  потребитель будет склоняться либо в сторону случайного выбора, либо в сторону неслучайного выбора, что создает противоречие в теории потребительского поведения. Результатом этого открытия стало создание меры количественной меры полезности, применимой для анализа выбора среди неопределенных альтернатив, тогда как актуальность порядкового подхода сохранилась для случая однозначной связи между выбором и последствиями [17 С.365].

Информация о работе Спрос и теория предельной полезности