Спрос фирмы на факторы производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:05, реферат

Краткое описание

Сущность и определение роли в современной рыночной экономики факторов производства. Особенности спроса и предложения на рынке факторов производства.

Содержание

1. ВСТУПЛЕНИЕ
2. 1) Особенности спроса на факторы производства. Спрос фирмы на один переменный фактор
2) Изменение спроса фирмы на фактор производства. Эластичность попившая на ресурс
3) Рыночный спрос на ресурс
4) Спрос фирмы на несколько факторов производства. Оптимальное соотношение ресурсов
3. ВЫВОД
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 153.23 Кб (Скачать файл)

-длиннее временной период.

-Эластичность рыночного предложения труда

-Эластичность предложения труда (ESW) показывает относительное изменение предложения труда под влиянием изменения ставки заработной платы на 1%:  

ESW = (ΔQ/Qs)/(ΔW/W),

(3)  где ΔQ/Qs - относительное изменение предложения труда;

ΔW/W- относительное изменение ставки заработной платы или

ESW = %Qs/%W;

%Qs - изменение предложения труда в процентах;

%W - изменение ставки заработной платы в процентах.

Смысл и сущность эластичности предложения труда: на сколько процентов изменится предложения труда, если ставка заработной платы изменится на 1%.

Виды предложения труда по эластичности.  

ESW ≤ 1.Неэластичное предложение - звезды эстрады, знаменитые спортсмены;

ESW = 1. Единичная эластичность. При изменении заработной платы на 1% предложение изменяется тоже на 1% (труд рядовых профессий);

ESW > 1. Эластичное предложение. При изменении заработной платы на 1% предложение изменяется более, чем на 1% (низко-среднеквалифицированный труд); 

Эластичность рыночной кривой предложения (мобильность труда) определенного вида труда зависит от следующих факторов: сложности и издержек смены занятости; времени. 
 
 
 

3 Рыночный спрос на ресурс 

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы,  применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление – менеджмент. Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.

Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” – этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.

Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, последние удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой — прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов — предельный продукт (в денежном выражении — предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы — предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации — уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый-эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй-эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении. Сказанное означает, что производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.

Эластичность этого спроса определяют три фактора. Первый — эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор — замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет. это приводит к падению спроса на денные ресурсы. Чем больше доля последних в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса. 

Изменения в спросе на ресурс: 

1. Изменение в спросе на продукт

При прочих равных условиях, изменения в спросе на продукт, который производится с помощью определенного вида ресурсов, приведет к сдвигу в спросе на ресурс в том же направлении.

2. Изменение производительности

Изменение в производительности использования ресурсов ведет к однонаправленному изменению в спросе на ресурсы. Производительность можно изменять разными путями:

1)Увеличение числа ресурсов, непосредственно связанных с данными ресурсами.

2) Технологические усовершенствования.

3) Повышение качества самого рассматриваемого ресурса.

4) Изменение цен на другие ресурсы (взаимозаменяемые и взаимодополняемые ресурсы). 
 
 
 
 

4 Спрос фирмы на несколько факторов производства. Оптимальное соотношение ресурсов 

Начнем с анализа спроса на фактор производства отдельных фирм. Кривые спроса на факторы производства имеют отрицательный наклон точно так же, как кривые спроса на готовые товары.

Предположим, что фирма производит свою продукцию с помощью двух ресурсов: капитала (К) и труда (L), которые она приобретает (нанимает) по ценам r (процентной ставке за капитал) и w (ставке заработной платы). Мы также предположим, что в коротком периоде капитал фирмы зафиксирован и выпуск продукции определяется изменением переменного фактора – труда (L).

Фирма уже наняла определенное число рабочих и хотела бы знать, рентабельно ли нанять еще одного рабочего. Наем этого рабочего имеет смысл, если дополнительная выручка фирмы при этом будет больше дополнительных затрат. Дополнительная выручка, приносимая использованием добавочной единицы труда, называется предельной выручкой от предельного продукта труда (фактора) – MRPL.

Как измерить MRPL? Это объем дополнительно выпущенной с помощью добавочной единицы труда продукции, умноженный на величину дополнительной выручки, приносимой добавочной единицей продукции. Дополнительный выпуск продукции есть предельный продукт труда МРL, а дополнительная выручка – это предельная выручка MR. Таким образом, 

     MRPL = MPL MR (2.1) 

Этот важный результат имеет силу для любого конкурентного факторного рынка независимо от того, является ли рынок готовой продукции конкурентным или нет. Однако, для того чтобы изучить характеристики MRPL лучше всего начать со случая, когда не только факторный, но и товарный рынок характеризуется совершенной конкуренцией.

На конкурентном товарном рынке фирма продаст весь свой выпуск продукции по рыночной цене Р. Предельная выручка от продажи дополнительной единицы продукции будет также Р. В этом случае предельная выручка от предельного продукта труда, или ценность предельного продукта труда, равна предельному продукту труда, умноженному на цену продукции: 

     MRPL = MPL P (2.2) 

Известно, что предельный продукт труда снижается по мере увеличения количества применяемого труда, поскольку происходит убывающая отдача производственного ресурса (труда). Кривая предельной выручки от предельного продукта имеет, таким образом, отрицательный наклон, хотя цена продукции постоянна. 

     

Рис. 2.1. Предельная выручка от предельного продукта 

Когда фирма имеет монопольную власть, она может снизить цену на готовую продукцию, чтобы увеличить объем реализации. В итоге предельный доход всегда меньше, чем цена (MR<P), и снижается по мере увеличения выпуска продукции. Таким образом, кривая предельной выручки от предельного продукта и в этом случае наклонена вниз.

Сравним две кривых MRPL (рис. 2.1) в условиях совершенной конкуренции и монополии условиях монополии.

В условиях монополии кривая MRPL имеет более крутой наклон, чем при совершенной конкуренции, и лежит ниже ее. Одно из следствий этого соотношения заключается в том, что при заданной ставке заработной платы фирмы, имеющие монопольную силу на рынках готовой продукции, будут нанимать меньше рабочих, чем подобные же фирмы, которые не обладают монопольной силой.

Концепция предельной выручки от предельного продукта труда помогает анализировать решения фирмы о занятости (рис. 2.2). В какой бы степени ни был конкурентным рынок готовой продукции, предельная выручка от предельного продукта труда указывает нам, сколько фирма будет готова платить, чтобы нанять добавочную единицу труда. До тех пор пока MRPL выше, чем ставка заработной платы, фирма согласна нанимать

дополнительную рабочую силу. Если предельная выручка от предельного продукта труда меньше ставки заработной платы, фирма должна уволить (часть) своих рабочих. Только когда предельная выручка от предельного продукта труда равна ставке заработной платы, фирма использует такое количество труда, которое обеспечивает максимум ее прибыли. Итак, условие максимизации прибыли: 

     MRPL = w (2.3) 

     

Рис. 2.2. Ставка заработной платы и спрос на труд 

Заметим, что объем спроса на труд возрастает по мере того, как ставка заработной платы падает.

Рассмотрим теперь формирование рыночного спроса на факторы производства. Мы уже познакомились с процедурой построения кривой рыночного спроса для таких товаров, как продовольствие или одежда. Изучая какой-либо товарный рынок, мы имели дело с одной определенной отраслью производства. Однако любой фактор производства, например квалифицированный труд, требуется фирмам многих отраслей. Чтобы получить кривую совокупного рыночного спроса на труд, мы должны сначала определить спрос каждой отрасли на него и затем просуммировать отраслевые кривые спроса по горизонтали.

Второй шаг здесь прост: суммирование отраслевых кривых спроса на труд для получения кривой совокупного спроса осуществляется аналогично суммированию кривых индивидуального спроса на какой-либо потребительский товар для определения кривой рыночного спроса на него. Поэтому сосредоточим наше внимание на более трудном первом шаге.

На этом шаге при определении отраслевого спроса необходимо принять во внимание то, что объем выпуска и цена продукции фирмы изменяются, если изменяются цены факторов производства. Легче всего определяется рыночный спрос, когда имеется единственный производитель данного продукта. Тогда кривая предельной выручки от предельного продукта является кривой отраслевого спроса на фактор производства (рис. 2.3). При множестве фирм анализ усложняется, потому что поведение фирм становится взаимозависимым. Рассмотрим эту проблему на примере спроса на труд в условиях, когда рынок готовой продукции характеризуется совершенной конкуренцией. В этом случае предельная выручка от предельного продукта труда есть произведение цены продукции и предельного продукта труда (2.2). 

Информация о работе Спрос фирмы на факторы производства