Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:58, курсовая работа
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Введение
Глава 1. Содержание и признаки предпринимательства
Глава 2. Предпринимательство как экономическая категория
Глава 3. Развитие института предпринимательства в России. Современные формы предпринимательской деятельности в России. Проблемы возникшие на пути развития предпринимательства
Заключение
Использованная литература
Это не означает, что прибыль
утрачивает роль целевого ориентира
предпринимательства. Хотя целевые
установки фирм могут быть различны,
и к тому же меняться под влиянием
внутренних и внешних факторов, любая
из них допустима при одном
непременном условии —
Таким образом, как управленец-хозяйственник
предприниматель стремится к
обеспечению стабильных условий
для реализации и развития своей
предпринимательской функции. С
этой стороны его задача состоит
в уравновешивании
Предпринимательство — историческая
категория. Оно не является чем-то окончательно
сложившимся и застывшим. Меняются
его содержание и форма, расширяется
сфера приложения. Развитие предпринимательства,
являющегося продуктом
По мере углубления товарного
характера общественного
Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью становится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции.
По мере эволюции предпринимательства
менялась и его социальная оценка.
Оформившаяся еще в античное время
и позднее закрепленная в догматах
христианства печать морально-этической
неполноценности
Глава 2. Предпринимательство как экономическая категория
Феномен предпринимательства
выступает в качестве неотъемлемого
атрибута рыночного хозяйства. Хотя
история предпринимательства
В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
А. Смит также характеризовал
предпринимателя как
Аналогичного взгляда
на функцию предпринимателя в
рыночной экономике придерживался
и крупный французский
Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость) «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка или акционерного общества.
По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться как раз в период появления кредита. Любой коммерческий банк не является собственником всего капитала, который он пускает в оборот. Как правило, его собственность распространяется на уставной фонд, который может представлять собой относительно небольшую величину.
Наиболее зримо отделение
предпринимательства от собственности
обнаруживается в акционерных обществах.
В условиях акционерной, корпоративной
экономики собственность как
юридический факт утрачивает свои распорядительные
прерогативы. Власть на производстве перемещается
от собственности к организации,
роль собственности становится все
более пассивной. Вместо реальных физических
предметов, с которыми традиционно
связывалось понятие
Таким образом, развитие кредитных
отношений и переход
Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи, что предпринимательство в своей основе не является функцией только собственника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не являющиеся субъектами права собственности.
Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения экономической определенности? В научной литературе предлагается его рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.
Для характеристики предпринимательства
как экономической категории
центральной проблемой является
установление его субъектов и
объектов. Субъектами предпринимательства
могут быть, прежде всего, частные
лица (организаторы единоличного, семейного,
а также более крупного производства).
Деятельность таких предпринимателей
осуществляется как на основе собственного
труда, так и с привлечением наемного.
Предпринимательская
Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Новые всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.
Для предпринимательства, как
метода ведения хозяйства, главным
условием является самостоятельность
и независимость хозяйствующих
субъектов, наличие у них определенной
совокупности свобод и прав — по
выбору вида предпринимательской
Вторым условием предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д.
Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит, делать не то, что делают другие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессы определять».
Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.
Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен. он направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям.