Структура национального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Необходимо создавать новую систему производственных связей, структурировать среду своего обитания, создавать в том числе корпоративные структуры, в которые бы входили промышленные предприятия, финансовые компании, сервисные, страховые и другие коммерческие организации. Хотелось бы отметить, что для подтверждения вышесказанного автором использовался практический опыт, полученный в ходе анкетирования высшего менеджерского состава предприятий легкой промышленности Калуги и Калужской области, а также в ходе проведения комплексного анализа некоторых предприятий текстильной швейной промышленности Москвы.

Содержание

1. Введение

2. Структура национального хозяйства 5

3. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП 11

4. Особенности структурной политики России на современном этапе 14

5.Заключение

Практикум 21

Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-1.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

    В соответствии с правительственной  программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.) основная цель структурной политики заключается в ликвидации ограничений для развития секторов национального хозяйства, конкурентоспособных на внутреннем и на внешнем рынках. Важнейшими задачами структурной политики должны стать:

  • повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичного сектора экономики;
  • стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, их интеграции и образование крупных компаний, а также развитие малого и среднего бизнеса;
  • реструктуризация естественных монополий, а также обеспечение тарифного регулирования их услуг;
  • реализация целевых программ развития транспорта, связи и телекоммуникаций;
  • формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России в целом, на конкретных отраслевых рынках.

    Новый этап структурной перестройки должен будет расширить спрос на инвестиции и расширить участие отечественных производителей оборудования в осуществлении инвестиционных проектов.

    Во  многом структурная перестройка  будет опираться на собственные  финансы предприятий, но также на более активное использование банковских и финансовых институтов, фондового рынка. Одним из важных инструментов осуществления структурной трансформации экономики будут федеральные целевые программы. Основной целью развития промышленности в таких условиях будет повышение конкурентоспособности продукции, технического уровня производства, обеспечение выхода продукции научно-технического сектора экономики, замещение импортной продукции и перевод промышленного производства в стадию стабильного роста. Во многом это должно осуществиться за счет развития российского машиностроения на внутреннем рынке и выхода на мировые рынки с продукцией современных технологических укладов.

    Стратегической  целью в развитии "новой экономики" России должно стать создание современных  отраслей, основанных на использовании информационных технологий, сохранение научного потенциала и повышение конкурентоспособности российской экономики.

    Современная структура национального хозяйства  России по сравнению с концом 80-х гг. еще больше не соответствует структурам развитых государств, и задача ее реформирования, по всей видимости, выходит на первое место череды целей государственного регулирования. 
 
 
 
 
 

    2. Основные направления развития структуры национального хозяйства в условиях НТП. 

    Основные  направления развития инновационной  деятельности, приоритеты инновационной политики и этапы ее реализации определяются потребностями промышленных производств в технологическом перевооружении и наличием инвестиционных ресурсов. Создание благоприятных условий для развития инноваций позволит модернизировать технологическую базу российской экономики и кардинально поднять конкурентоспособность отечественной продукции.

    Основная  задача на первом этапе (2000-2002г.г.) может быть сформулирована как “удержание позиций”. Главным является воспроизводство технологической базы отраслей, продукция которых пользуется стабильным спросом на сформировавшихся рынках. При этом рыночные “ниши” могут быть расширены за счет активного импортзамещения. Инновации должны быть ориентированы, прежде всего, на модернизацию имеющихся производств на основе ресурсосберегающих технологий и улучшение потребительских свойств продукции. Основная проблема первого этапа – создание экономических, инфраструктурных и институциональных основ перехода к инвестиционной стадии развития России. На этом этапе произойдет укрепление научно-технического потенциала; улучшение условий для развития легального предпринимательства и поддержки добросовестной конкуренции; стимулирование инвестиций в наиболее передовые и наиболее высокоспециализированные производства; развитие внутреннего спроса; внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.

    На  втором этапе (2003-2007гг.) основным содержанием становится создание производств, реализующих новейший технологический уклад, и выход на внутренний и внешний рынки с наукоемкой продукцией мирового уровня. Результатом реализации этого этапа должно стать обеспечение конкурентных позиций в перспективных секторах рынка, где отечественная продукция не была ранее представлена, а в отдельных случаях – формирование новых областей спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль.

Действия  Правительства на этом этапе направлены на создание и совершенствование  механизмов:

  • активизации “человеческого фактора”;
  • привлечения в крупных масштабах частных инвестиций;
  • упорядочения защиты и использования объектов интеллектуальной собственности;
  • создания и поддержания необходимой инфраструктуры инновационного развития;
  • взаимодействия науки и производителя

    Параллельно со снижением прямого участия государства в хозяйственной деятельности его роль в создании предпринимательского и инвестиционного климата в стране должна быть усилена. Уже к началу стадии инновационного развития средообразующая и информирующая функции государства станут основами регулирования инновационного развития.

    На  третьем, инновационном этапе развития (2007-2010г.г.) ключевыми являются государственная поддержка инновационной инфраструктуры, создание предпосылок переключения спроса на отечественные инновации, информационная поддержка промышленного производства, укрепление связей науки с производством.

    Внимание  государства должно быть обращено на новые формы научно-инновационной  и инженерной деятельности, использующие современные информационные технологии. Внимание государства постепенно должно переключаться с "количественных" аспектов поддержки на "качественные".

    В соответствии с прогнозируемыми  этапами и целями развития формулируются  задачи, которые будут решаться в  ближайшие десять лет. Основными задачами государственной инновационной политики должны стать:

  • координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;
  • сохранение и развитие научного и производственно- технологического потенциала, включая фундаментальную науку и систему подготовки кадров, его использование для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;
  • выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;
  • обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и добросовестной конкуренции;
  • создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
  • формирование и развитие внутреннего рынка;
  • внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.
 

    3. Особенности структурной политики России на современном этапе. 

    В ближайшей и среднесрочной перспективе  на пути достижения высоких и устойчивых темпов экономического Россия может  столкнуться с двумя основными  проблемами: ресурсными ограничениями (в частности, энергетическими) и низкой конкурентоспособностью отечественных товаров  как на внутреннем, так и на мировом рынках. И первая и вторая проблемы связаны, прежде всего, с "утяжеленной" структурой экономики, основанной на традиционных отраслях промышленности, а также с низкой производительностью труда и высокой ресурсоемкостью большинства секторов российской обрабатывающей промышленности.

    В условиях открытой экономики и интенсивного встраивания России в систему  международного разделения труда решение этих задач требует активной государственной политики, направленной как на стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, так и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения структурных сдвигов, хотя и требует принятия мер уже в настоящее время, не может быть решена в короткие сроки и будет являться приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

    Актуальность стимулирования роста эффективности и снижения ресурсоемкости производства товаров и услуг определяется рядом факторов, действие которых уже ощущается и будет усиливаться в ближайшие годы:

  • практически исчерпаны резервы импортозамещения, возможности для которого были созданы девальвацией национальной валюты в 1998 году;
  • необходимость сохранения умеренных темпов инфляции при нынешней конъюнктуре мирового рынка и состоянии торгового баланса не позволит проводить политику "слабого рубля"; реальное удорожание национальной валюты будет способствовать ужесточению конкуренции с импортом на внутреннем рынке и условий экспорта российской продукции;
  • повышение тарифов (в первую очередь энергетических), в том числе и как следствие реформирования естественных монополий и либерализации рынка приведет к росту издержек в энергоемких и ресурсоемких отраслях промышленности, использующих морально и физически устаревшие технологии и фонды.

    Основными целями политики, направленной на повышение  конкурентоспособности экономики  будут:

  • содействие развитию отраслей и секторов с высокой производительностью труда и низкими удельными материальными затратами, в том числе секторов «новой экономики»;
  • стимулирование повышения эффективности действующих предприятий за счет ресурсо- и энергосбережения;
  • содействие повышению качества отечественной продукции, сокращение разрыва в техническом уровне между Россией и другими промышленно развитыми странами;
  • реформирование государственного сектора экономики и управления государственной собственностью.

    Достижение  этих целей требует усилий по обеспечению  притока инвестиций, направленных на модернизацию и замену производственного  аппарата, усиления инновационного характера  развития, а также мер по поддержанию  и созданию общеэкономической инфраструктуры (транспортной, производственной, системы профессионального образования и т.д.), необходимой для снижения трансакционных издержек в экономике и повышения ее эффективности. В долгосрочной перспективе основными механизмами, обеспечивающими эти тенденции, будут развитие конкуренции и создание благоприятного инвестиционного климата. Вместе с тем, самый благоприятный инвестиционный климат не в состоянии заставить инвестора вкладывать деньги в заведомо нерентабельные и неэффективные производства.

    В этой связи в среднесрочной перспективе и на период до 2010 года основными задачами структурной политики государства являются:

  • исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, решение проблем монопрофильных городов;
  • повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
  • содействие развитию системы высшего и среднего специального образования, адекватного потребностям модернизации традиционных и развития «новых» секторов экономики;
  • снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
  • стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;
  • сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;
  • повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей  информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям;
  • реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

Информация о работе Структура национального хозяйства