Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа
В толковании сущности категорий оплаты труда и оплачиваемого минимума, как в никакой другой области экономической деятельности, накопилось много мифов и догм. Здесь причудливым образом переплетаются догмы и социализма, и монетарного подхода. Порой сложно определить, чья вина больше в катастрофическом состоянии нашего трудового потенциала: большевиков или неолибералов. Цель данного исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.
Введение 2
1. Сущность рынка труда, его типология и структура. 3
1.1 Эволюция понятия «рынок труда». 3
1.2 Рынок труда и заработная плата. 6
1.3 Особенности товара «труд». 8
1.4. Типология и структура рынка труда. 9
2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. 13
2.1. Механизм саморегулирования рынка труда. 13
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России. 16
2.3. Правовое регулирование рынка труда. 19
2.4. Деятельность профсоюзов. 22
3. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России 23
3.1.Рынок труда в неформальном секторе. Гендерная асимметрия 23
3.2.Состояние рынка рабочей силы на селе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список изпользованной литературы 29
За годы реформ ничего не
было сделано для того, чтобы приблизиться
к странам Запада по доле заработной
платы в приросте производительности
труда. Вне рамок этого вообще
неправомерно говорить о заработной
плате как экономической
В процессе саморегулирования
рынка труда не менее важна
роль прибыли предпринимателя, который
является покупателем на рынке труда.
Вполне естественно его стремление
извлечь из наемного труда максимальную
выгоду при минимальных затратах.
Эта выгода воплощается в размерах
нормы прибыли, которая показывает
размеры дохода по отношению к
затратам предпринимателей. Предприниматель
будет стремиться туда, где норма
прибыли выше, и покидать сферы, где
она ниже. Однако в любом случае,
создавая новую или расширяя старую
фирму, предприниматель вовлекает
в рынок труда новых
По размерам дохода можно
смело судить о степени успеха
предпринимателя. Падение доходности
фирмы (если не приняты экстренные меры)
заканчивается ее банкротством и
выбрасыванием персонала фирмы
на улицу. Практика рыночной экономики
дает немало тому примеров. Колебания
нормы прибыли в зависимости
от цикла деловой конъюнктуры
то сжимают, то расширяют рынок труда,
регулируя его количественно-
Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.
Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.
Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство.
В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.
Фактически такой подход
к регулированию рынка труда
какой-либо страны с рыночной экономикой
близок к теории социального дарвинизма,
которая распространяет на общество
принцип естественного отбора и
выживания сильнейшего. Это привлекательная
сторона рыночного
2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России.
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «О природе и причинах богатства народов». Были названы важнейшие условия процветания стран и населяющих их жителей: хорошие законы, необременительные налоги и мир. Там же было сформулировано главное правило экономической политики: чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.
Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.
Применительно к сегодняшним
российским условиям политика государства
на рынке труда не должна замыкаться
на поиске оптимальной глубины
В долгосрочном плане при
реализации экономической стратегии
Россия может столкнуться с рядом
объективных ограничений и
Достижение оптимально высокой,
структурно-рациональной, экономически
эффективной и социально-
Преодолением негативных
тенденций в экономике можно
существенно содействовать
Для решения всех этих задач
государство должно прогнозировать
ситуацию на рынке труда, находить и
поддерживать, либо формировать «точки
роста» в экономике, проводить соответствующую
структурную, региональную и инвестиционную
политику, регулировать внешнеэкономические
связи, способствовать адаптации работников
к требованиям рынка труда. Следует
также учитывать, что возможности
государства в области создания
новых рабочих мест меньше возможностей
частного капитала. Это, однако, не снижает
роли государства как гаранта
занятости, оно должно стимулировать
активность предпринимателей. В то
же время государству необходимо
ограничивать определенными рамками
их поведение на рынке труда, обеспечивая
защиту социально уязвимых групп
населения и регулируя в
Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:
Таким образом, необходима реформа трудовых отношений, призванная ликвидировать разрыв между реалиями рынка труда и иллюзиями сохраняющегося и поныне трудового законодательства как яркого проявления виртуальности нашего “социального государства”. Цель реформирования этой сферы – повысить гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, одновременно обеспечив реальную защиту прав наемных работников и расширение свободы маневра для работодателей и сократив латентные процессы на рынке труда. Для этого целесообразно провести следующие меры4:
Условием решения этих
задач является не только увеличение
ресурсного обеспечения на основе экономического
роста, но и развитие законодательства,
и соответственное изменение
общественного отношения к
2.3. Правовое регулирование рынка труда.
Изменение экономической
ситуации в РФ, широкое развитие
негосударственного сектора экономики,
утрата государством функции основного
работодателя, признание многообразия
форм собственности – всё это
потребовало изменения
Условия трудовых отношений,
возникающих в процессе производства,
отражаются на всех сторонах жизни
конкретного человека и предполагают
особый характер регулирования, вытекающий
из приоритета человеческой личности.
Анализ конституционных норм позволяет
сделать вывод о равной защите
прав на трудовую (в рамках трудового
договора) и предпринимательскую
деятельность. Соответственно, трудовое
законодательство должно предусматривать
равноправие, взаимный учет прав и интересов
сторон трудового договора. Однако,
будучи в юридически равном положении
с работодателем, работник фактически
является более слабой стороной трудовых
отношений, во многом зависит от работодателя,
что дает ему возможность навязывать
работнику свою волю. Реально противостоять
этому работники могут, лишь объединившись
в профсоюз. Однако и он сам по
себе не может обеспечить принцип
равноправия, поэтому решающую роль
здесь играет государственное
Формирующееся в условиях
экономической свободы и