Тема приватизации и ее контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Изучить особенности приватизации в России.

Содержание

Введение 2
1. Собственность. Предпосылки приватизации. 3
1.1. Формы собственности 3
1.2. Необходимость и предпосылки приватизации в России 5
2. Приватизация 7
2.1. Понятие приватизации и разгосударствления 7
2.2. Способы и формы приватизации 10
2.3. Этапы приватизации 13
3. Особенности приватизации в России 14
3.1. Понятие приватизации в России 14
3.2. Цели российской приватизации. 16
3.3. Государственная программа приватизации 17
3.4. Ваучерный этап приватизации 18
3.5. Денежный этап приватизации 23
3.6. Итоги приватизации. 24
Проблема воссоздания института собственности. 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Рецензия 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 67.68 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Содержание 1

Введение 2

1. Собственность. Предпосылки приватизации. 3

1.1. Формы собственности 3

1.2. Необходимость и предпосылки  приватизации в России 5

2. Приватизация 7

2.1. Понятие приватизации и разгосударствления 7

2.2. Способы и формы приватизации 10

2.3. Этапы приватизации 13

3. Особенности приватизации в  России 14

3.1. Понятие приватизации в России 14

3.2. Цели российской приватизации. 16

3.3. Государственная программа приватизации 17

3.4. Ваучерный этап приватизации 18

3.5. Денежный этап приватизации 23

3.6. Итоги приватизации. 24

Проблема воссоздания института  собственности. 24

Заключение 34

Список использованной литературы 36

Рецензия 37

 

Введение

 

Тема  моей курсовой работы «Приватизация  и ее способы. Особенности приватизации в России».

Я выбрала  данную тему, потому что считаю, что  в настоящее время она очень  актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд  грубейших ошибок. Поэтому я считаю необходимым изучить и проанализировать допущенные ошибки, а также по мере изучения сравнить с опытом, результатами, механизмом приватизации в других странах.

Цель  работы:

1. Понять  сущность разгосударствления и  приватизации;

2. Рассмотреть  основные способы приватизации;

3. Изучить  особенности приватизации в России.

Задачей работы является анализ ряда вопросов:

1. Понятие  приватизации;

2. Способы  приватизации;

3. Приватизация  в России.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе  рассматривается понятие и типы собственности, необходимость проведения приватизации. Во второй главе раскрывается понятие приватизации и разгосударствления, способы, формы и этапы приватизация. И наконец в третьей главе  анализируется ситуация, сложившаяся  в процессе перехода от административно-командной  экономики к рыночной в России, цели приватизации, государственная  программа российской приватизации, два этапа приватизации (бесплатная и денежная), итоги поставленных задач программы, осуществление  назначенных целей, а также проблема воссоздания института собственности  в России.

1. Собственность. Предпосылки приватизации.

1.1. Формы  собственности

 

В развитой рыночной экономике важную роль играют экономические  институты и государство. Упразднив  советскую модель в различных  ее проявлениях, правительства ряда стран выразили желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно-командной  к рыночной системе хозяйства, нельзя не сказать о собственности.

Радикальная реформа отношений собственности  является ключевым вопросом современных  преобразований в экономике России. Обусловлено это тем, что отношения  собственности составляют основу любой  экономической системы. Сложившиеся  более чем за 70 лет отношения  собственности в России составляли основу административно-командной  системы хозяйства. Если они остаются неизменными, то система рыночных отношений  обречена на провал. Для перехода к  рыночной экономике необходим ряд  условий, среди которых важнейшим  является наличие многообразных  форм собственности.

Проблемы  содержания отношений собственности  как экономической категории  являются важнейшими методологическими  проблемами экономической теории. Они  служат  предметом самого пристального изучения многих экономистов-ученых. Эти  проблемы уже не один десяток лет  выступают объектом теоретических  споров и дискуссий.1

Истории известны разные типы собственности, главными из которых является общая и частная. Исторически исходной была общая  собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении. В дальнейшем появилась частная  собственность. В России в соответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

Частная форма собственности - форма при  которой правом владения, пользования  и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода обладает отдельный индивид (семья). Здесь собственность выступает  в двух видах: трудовая и нетрудовая. Субъекты трудовой частной собственности - единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим  трудом. Второму виду частной собственности  свойственно обогащение за счет чужого труда.

Государственная собственность - система отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности осуществляют представители государственной  власти. Государственная собственность  существует на уровне всего народного  хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная  собственность).

Коллективная  собственность - система экономических  отношений, при которой трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и  продуктами производства Формами коллективной собственности в России является кооперативная, акционерная, собственность  трудовых коллективов, общественных организаций  и т.п.2

Собственность традиционно относится к важнейшим  элементам национальной экономики  и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы централизованного  и индивидуального использования  собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и  результативность реформирования экономики  тесно связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.3

Известно, что никакой рынок не может  функционировать без развитого  института частной собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной  собственности к частной был  одним из кардинальных еще на этапе  «Перестройки», когда советская  экономика вплотную подошла к  необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности  к многообразию ее форм.4

1.2. Необходимость  и предпосылки приватизации в  России

 

Приватизация - процесс преобразования государственной  или муниципальной собственности  в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные  ценные. Есть рыночные экономики с  более или менее значительным государственным сектором, но нет  таких, в которых существует только государственный сектор или в  которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут  быть эффективными, но только в среде  частных предприятий и при  наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании  государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние  факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы  главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии.  Поэтому вопрос о частной собственности  и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были полностью убеждены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.5

К тому же тенденции монополизации и национализации, имевшие место в развитых странах  еще после Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма  сменились противоположной тенденцией: приватизация повсюду стала модой. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, осуществившей  в их числе приватизацию значительной части угольной промышленности. В  США проводились эксперименты с  передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Социалист  Ф. Миттеран предпринял во Франции последнюю  крупную попытку национализации, которая полностью провалилась, и он сам вынужден был пойти  на попятный. В такой атмосфере  начинались российские реформы.6

В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону  от магистрального пути цивилизации  и зашли в тупик, из которого и  пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства  выхода из сложившегося положения явилось  создание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры: приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка; система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене; достаточное  число производителей, формирующих  предложения товаров; устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной  деятельности и хозяйственных связей; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража; развитие внешнеэкономических связей; формирование у людей рыночных норм поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически  главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и  малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики.

Цель  приватизации заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в  ходе процессов трансформации отношений  собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций  хозяйствующих субъектов и предпосылок  для рационального изменения  структуры производства как базовых  условий повышения эффективности  производства и роста национального  дохода.

При участии  государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий  вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием  государственного капитала, акционерные  негосударственные предприятия. Такая  структура характерна для многоукладной  рыночной экономики. Рынок необходим  для российского государства, как  средство решения многих экономических  и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.

 

2. Приватизация

2.1. Понятие  приватизации и разгосударствления

 

Экономические отношения  по поводу присвоения подвижны. Это  означает, что формы собственности  могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.

Приватизация (лат. privatus - частный) - передача государственной  или муниципальной собственности  за плату или безвозмездно в частную  собственность.7 Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация  государственных и муниципальных  предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и  местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов  предприятий; долей (паев, акций) государства  и местных органов власти в  капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым  предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия  промышленности и торговли, предприятия  сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского  хозяйства и т. д. 8

Приватизация  может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества  на длительный срок частными лицами или  компаниями; может быть частичной, когда  распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Масштабы  приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько широко использовался в них метод  национализации частного сектора в  предшествующий период. В странах, где  метод национализации применялся редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявлялись слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел  сравнительно далеко (Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.9

В современной  России приватизация приобрела широкий  размах. Ее механизм был определен  Законом о приватизации. В нем  были заложены основы приватизации.

1. Определены  три формы приватизации: продажа  предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

2. Созданы  две государственные структуры.  Первая - комитеты по управлению  государственным (муниципальным)  имуществом. Вторая - фонды имущества.  В функции первых входила подготовка  планов приватизации и осуществление  мероприятий, связанных с подготовкой  предприятий к приватизации. Вторые  осуществляли продажу предприятий  на аукционах, продажу их акций.

3. Определены  объекты приватизации и их  денежная оценка. Особое значение  придавалось стоимости имущества.  Было принято решение оценивать  предприятия по остаточной стоимости  основных производственных фондов.

Приватизация  является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие  между приватизацией и разгосударствлением  сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации  отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для  функционирования экономики как  независимой от государства сферы  общественной деятельности людей.10

Информация о работе Тема приватизации и ее контроль