Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 16:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: рассмотреть проблему распределения доходов и человеческого капитала.
Основные задачи работы:
– изучить показатели уровня жизни населения;
– выявить взаимосвязь формирования человеческого капитала с уровнем доходов населения;
– проанализировать основные показатели уровня жизни населения и определить его современное состояние на примере нашей страны;
Введение ..................................... ……………………....……………………......3
1 Определение и характеристика понятий: уровень жизни населения и человеческий капитал ………………………………………………………........4
Характеристика человеческого капитала …………………………………...4
Инвестиции в человеческий капитал …………………………....................7
Сущность и показатели уровня жизни населения ………………..……….11
2 Анализ уровня жизни населения в России ......................................……......16
2.1 Измерение интеллектуального потенциала общества .........………….….16
2.2 Статистический анализ основных показателей уровня жизни .................19
Заключение ……...................………………… ………………………………...26
Библиографический список ……….......................………………………........28
Приложение А Индекс человеческого развития ...........………………….......29
Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилище, питание, работа и др.), а также социальную удовлетворенность положением дел в государстве.
Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей.
Надо заметить, что понятие «хорошая жизнь» по своей трактовке субъективно. Однако многие представления о благосостоянии можно считать общепринятыми. К ним относятся:
- способность
и возможность планировать
- хорошее здоровье;
- материальный достаток;
- качественное образование;
- наличие
чувства собственного
- физическая безопасность;
- наличие
гражданских и политических
- качественная природная среда [12, С. 111-112].
Не протяжении всей истории человечества складывались определенные стандарты качества жизни.
Стандарт – это совокупность допустимых значений, контролируемых показателей минимально необходимых – для положительно влияющих и максимально допустимых – для отрицательно влияющих.
Как правило, стандарт отражает уровень развития техники и технологии, сложившиеся национальные традиции, природные возможности. Он разрабатывается на определенный период и периодически пересматривается по мере научно-технического развития, повышения ВВП страны, роста образовательного уровня населения. Во всех этих случаях ужесточаются показатели стандарта жизни.
По определению ООН, «уровень жизни» - это уровень удовлетворения потребностей населения (труд, пища, одежда, жилище, медицинское образование, культурное развитие, социальное обеспечение), обеспечиваемый массой потребляемых товаров, услуг и сложившихся условий жизни [12, С. 112].
Наиболее обобщенным показателем уровня жизни является соотношение размера имеющихся доходов и минимально необходимых расходов, от чего, главным образом, зависит степень удовлетворения потребностей. Для государства в целом это доход, реальный годовой объем ВВП на душу населения; для региона – это региональный валовой продукт на душу населения; для отдельного человека – это совокупный личный доход в месяц с учетом личного дохода и бесплатно предоставляемых услуг (минимальный размер оплаты труда и уровень прожиточного минимума).
Нормативные потребительские бюджеты, различающиеся по уровню достатка граждан, занимают важное место среди показателей состояния уровня жизни. Они являются нормативами личных денежных доходов и расходов населения и характеризуются значениями «низкие», «средние», «высокие» [11, с.55].
Во Всероссийском центре уровня жизни (ВЦУЖ) разрабатывается применительно к современным условиям система нормативных потребительских бюджетов, включающая: потребительские бюджеты низкого достатка (бюджеты прожиточного минимума и социально-приемлемые потребительские бюджеты); среднего достатка (потребительские бюджеты средних стандартов жизни; высокого достатка (потребительские бюджеты высоких стандартов жизни).
По уровню достатка различают пять групп: 1 – наиболее нуждающиеся, 2 – низкообеспеченные, 3 – обеспеченные ниже среднего уровня, 4 – среднеобеспеченные, 5 – высокообеспеченные [13, С.66].
Одним из показателей уровня общественного развития и качества жизни населения является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), представляющий собой совокупность показателей уровня развития человека в той или иной стране. ИРЧП характеризует достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:
- индекс
ожидаемой продолжительности
- индекс
валового национального дохода
– достойный уровень жизни, измеряемый
величиной ВНД на душу
- индекс
образования – доступ к
Исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что человеческий капитал занимает важное место в развитии экономики стран и всецелом развитии общества. Развитие теории человеческого капитала привело к тому, что основным источником доходов сегодня являются способности людей. Высокая квалификация работника цениться на успешных фирмах и предприятиях. Основные капиталовложения и инвестиции сегодня идут на среднее и высшее образование населения, поскольку необходимы высококвалифицированные кадры на предприятиях. Благодаря теории человеческого капитала вложения в человека стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем "обычные" капиталовложения.
В итоге, качественное формирование человеческого капитала и обеспечит повышение уровня жизни населения. Механизм управления человеческим капиталом через систему национального образования позволит увеличить шансы эффективного формирования инновационного общества в России. Для достижения необходимого эффекта потребуется вмешательство государства, системы образования, бизнес-сообщества с целью формирования благоприятного климата, способствующего повышению благосостояния населения.
Теория человеческого капитала объясняет множество явлений, происходящих в реальной жизни, и в частности, в развитии общества, накоплении его интеллектуального потенциала, ситуацией на рынке труда, формированием доходов населения, их дифференциацией и распределением. Теперь исследуем статистические данные по уровню интеллектуального потенциала общества, что будет очень интересным.
В качестве одной из основных причин снижения интеллектуального потенциала общества можно назвать снижение уровня и качества жизни населения, в основном его высокоинтеллектуальных слоев и последующее ухудшение его физического и умственного здоровья.
Основным показателем уровня общественного развития и качества жизни населения является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), представляющий собой совокупность показателей уровня развития человека в той или иной стране. ИРЧП характеризует достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы, более наглядно они представлены в Приложении А. Теперь остановимся на каждом из них, проанализируем данные Росстата.
Обратимся к таблице 2.1, чтобы наглядно рассмотреть составляющие индекса ожидаемой продолжительности жизни – здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении [15, Табл. 4.1, с. 77].
Таблица 2.1 - Основные демографические показатели
Показатель |
1990г |
1996г |
2004г |
2007г |
2009г |
2010г |
Численность населения – всего, тыс. чел |
147 665 |
148 292 |
144 168 |
142 221 |
141 904 |
141 914 |
Ожидаемая продолжительность жизни, число лет – все население |
69,2 |
65,8 |
65,3 |
67,5 |
68,7 |
- |
Естественный прирост, убыль (-) населения |
2,2 |
-5,3 |
-5,6 |
-3,3 |
-1,8 |
- |
Миграционный прирост, убыль (-) населения |
1,9 |
3,5 |
0,7 |
1,8 |
1,8 |
- |
Итак, проанализировав представленные данные, сделаем вывод: за 20 лет население нашей страны заметно сократилось, за последние 10 лет наблюдается постепенный рост ожидаемой продолжительности жизни, убыль населения не значительно уменьшается, наблюдается приток мигрантов.
По последним данным Росстата: численность постоянного населения Российской Федерации на 1 октября 2011г. составила 142,9 млн.человек и с начала года уменьшилась на 47,1 тыс.человек, или на 0,03%. Естественная убыль населения в январе-сентябре 2011г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 82,1 тыс.человек. Миграционный прирост на 62,3% компенсировал численные потери населения. В январе-сентябре 2011г. в России отмечалось снижение числа родившихся и числа умерших, средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 67,2 года [16]. Таким образом, для повышения ИРЧП необходимо улучшать жизненные условия населения, повышать общий уровень продолжительности жизни.
Далее обратимся к такой категории, как образование – доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
Таблица 2.2 - Основные показатели образования
1980г |
1995г |
2005г |
2009г | |
Число дошкольных образовательных учреждений, тыс |
74,5 |
68,6 |
46,5 |
45,3 |
Охват детей общим образованием, % |
- |
- |
94,6 |
99,8 |
Число образовательных учреждений нач. проф. образования, тыс. чел |
4045 |
4166 |
3392 |
2658 |
Выпущено квалиф. Рабочих из ОУ нач.проф. образования, тыс. |
1489 |
928 |
688 |
543 |
Число СУЗов |
2505 |
2634 |
2905 |
2866 |
Выпущено специалистов из СУЗов, тыс. |
721 |
474 |
684 |
631 |
Число ВУЗов |
494 |
762 |
1068 |
1114 |
Численность студентов в ВУЗах, тыс. чел |
3046 |
2791 |
7064 |
7419 |
Выпущено специалистов из ВУЗов, тыс. |
460 |
403 |
1152 |
1442 |
Итак, анализ данной таблицы [15, Табл. 7.1, с. 220] показал, что: за период с 1980-2009гг. численность дошкольных образовательных учреждений сократилась, само общее начальное образование стало почти всеохватывающим. Число образовательных учреждений начального профессионального образования сокращается, поскольку, на мой взгляд, необходимость в таких работниках сокращается. Но с другой стороны, возросло количество СУЗов, хотя число их выпусков перестало расти. Также продолжает расти и число высших учебных заведений, что положительно сказывается на формировании интеллектуального потенциала общества. Специалисты с высшим профессиональным образованием более востребованы на рынке труда. Нельзя не заметить, что их количество возрастает, что в свою очередь повышает профессиональную конкуренцию.
Не менее важную роль оказывает и динамика ВВП. Индекс валового национального дохода – достойный уровень жизни, измеряемый величиной ВНД на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности. Темпы прироста ВВП во втором квартале 2011 года представлены на Рисунке 2.1 [17], из которого можно наблюдать положительную динамику в нашей стране. ВНД на душу населения составляет на 2011 год $15 258.
Рисунок 2.1 - Темпы прироста ВВП во втором квартале 2011 года
Итак, теперь обратимся к Таблице 2.2 Россия в рейтинге ИРЧП занимает 65-е место после Албании (64-е) и перед Казахстаном (66-е).
Первый рейтинг был опубликован в 1990 году с данными за 1988 год. Тогда еще существовал СССР, занявший в рейтинге 26-е место (между Чехословакией и Болгарией), а США, которых мы догоняли, – 19-е (между Австрией и Израилем). Две супердержавы мира разделяли в то время всего семь стран. Сегодняшнюю же Россию от США отделяет 61 страна. В этом признак того факта, что Россия находится в обвале. Такой факт подтверждает и рейтинг ИРЧП для постсоветской России-1994 (с данными за 1992 год), в котором Россия занимала 34-е место. В то время еще действовала инерционность советской системы, поэтому результат рейтинга был высокий [8, с.50].
Табл. 2.2 - Индекс развития человеческого потенциала стран мира 2010 года
Зона критических значений характеризует падение уровня жизни, здоровья населения и интеллектуального потенциала общества и результативности интеллектуальной деятельности до отметки, за которой начинаются необратимые процессы в обществе и экономике (люмпенизация, вымирание и деградация общества, сдача позиций не только на мировом, но и на внутреннем рынке товаров, работ и услуг), что ведет к ухудшению жизни населения страны.
Информация о работе Уровень жизни и концепция формирования человеческого капитала