Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики, выявление недостатков проблем фискальной политики.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

 исследовать методические основы развития дискреционной фискальной политики;

 исследовать методические основы недискреционной фискальной политики;

 выявить основные проблемы, недостатки сложности фискальной политики;

 проанализировать фискальную политику в Республике Казахстан;

 выявить воздействие фискальных мероприятий на экономику Казахстана.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, налогообложение вызывает сокращение дохода после уплаты налогов относительно ВНП на ее величину налогов. Это сокращение DI, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережений при каждом уровне ВНП. Размер сокращения С и S определяется величиной МРС и MPS. Для определения величины сокращения потребления нужно умножить сумму увеличения налогов на МРС. Умножение суммы роста налогов на MPS даст величину снижения сбережений.

     Альтернативный  подход, базирующийся на принципе анализа  потоков утечек - инъекций, подтверждает эти выводы. Условия равновесия в соответствии с анализом потоков утечки – инъекции выглядят следующим образом. Сбережения после уплаты налогов плюс импорт плюс налоги равны планируемым инвестициям плюс государственные закупки: Sa+M+T=In+X+G.

     Увеличение  налогов выглядит как смещение графика  совокупных расходов (Ca+In+Xn+G) вниз (Приложение4, рис.2). Такое смещение совокупных расходов является результатом только снижения потребительского компонента графика совокупных расходов. Таким образом, рост налогов вызовет смещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и сокращение величины равновесного чистого национального продукта.

     Рассмотрим  теперь результаты анализа потоков  утечки – инъекции. Равновесие достигается когда общая сумма, которую сберегают потребители, плюс импорт плюс сумма которую правительство намеревается собрать в виде налогов, равны общей сумме,  которую предприниматели планируют инвестировать, плюс экспорт плюс величина государственных закупок. Условия равновесия для подхода утечки – инъекции выглядят следующим образом: Sa + M + T = In + X + G. Графически точка равновесия ВНП представляет собой точку взаимопересечения графиков Sa+M+T и In+X+G.

     Снижение  существующих налогов вызовет перемещение  вверх графика совокупных расходов в результате сдвига графика потребления. Сокращение налогов вызывает снижение уровня графика Sa + M + T (Приложение4, рис.2). Результатом в обоих случаях является рост величины равновесного чистого национального продукта.

1.4 Мультипликатор сбалансированного бюджета

 

     Фискальная  политика оперирует одновременно как расходами государства, так  и  его  налогами.  Особый  интерес  представляет случай,  когда  государство  увеличивает  свои  закупки  G  и налоги Т  на одинаковую  величину.  Проанализируем  последствия  этих  действий. Увеличение G и T на 20 млрд.долл. вызывает прирост ВНП на 20 млрд. долл. Это воздействие носит название мультипликатор сбалансированного бюджета.

     Мультипликатор  сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ВНП на величину их прироста.

     Изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы. Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рисунке (Приложение 5, рис3).

     Мультипликатор  сбалансированного бюджета равен  единице. Одинаковое увеличение налогов  и государственных, расходов вызовет  прирост ВНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. При предельной склонности к потреблению, равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд.долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд.долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд.долл. Поскольку мультипликатор равен 4, ВНП сократится на 60 млрд. долл. Прирост государственных расходов на 20 млрд. долл., вызовет более чем уравновешивающее увеличение ВНП на 80 млрд. долл. Следовательно, чистый прирост ВНП составит 20 млрд. долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов. Таким образом, равное увеличение G и T вызовет прирост ВНП на величину, равную приросту G и T.

1.5 Кривая Лаффера

 

     Кривая  Лаффера показывает зависимость  суммы налоговых поступлений  в бюджет от уровня налоговой ставки. Налоговые ставки бывают предельные и средние.

     Предельная  налоговая ставка показывает долю налоговых  поступлений в каждом дополнительном долларе совокупного дохода:

где, t предельная ставка налогообложения;

∆T прирост суммы вносимого налога;

∆ Y прирост  дохода.

     Средняя налоговая ставка показывает долю налоговых  поступлений в общей сумме  совокупного дохода.

      где, Т сумма налоговых поступлений,

     Y величина совокупного дохода.

     Различают процентные и твердые налоговые  ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налоговой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в валюте на единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, доллары, экю) и натуральные (лошадиная сила, тонна, литр и т.п.) единицы обложения. Налоговая база это количественная оценка объекта налогообложения, под которым понимается то, что облагается налогом. Например, объектом налога могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров и т.п.

     Из  кривой Лаффера следует, что при увеличении налоговой ставки до 50%, сумма налоговых поступлений в бюджет увеличивается, а при дальнейшем росте ставок уменьшается. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к предпринимательской деятельности (так как большую часть заработанного дохода предприниматели и население должны перечислить в государственный бюджет). Те же предприниматели, которые продолжают работать, предпочитают укрывать свои доходы, уходить в тень.

1.6 Методы финансирования дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков

 

     При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие  на экономику будет зависеть от методов  финансирования дефицита. И при данной величине бюджетного излишка его инфляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.

     Существуют  два различных способа, с помощью которых правительство может финансировать дефицит.

     1. Заимствования. Если правительство  выходит на денежный рынок  и размещает здесь свои займы,  оно вступает в конкуренцию  с частными предпринимателями  за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

     2. Создание денег. Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

     Вызванная избыточным спросом инфляция требует  со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:

     1. Погашение долга. Поскольку правительство  имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента, стимулируя инвестиции и потребление.

     2. Изъятие из обращения. Правительство  может добиться большего антиинфляционного  воздействия своего бюджетного  избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Таким образом, полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

     Выбор варианта политики правительственных  расходов или налогов зависит в значительной степени от индивидуального взгляда политика и от того, насколько велик государственный сектор. «Либеральные» экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. «Консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

    Глава II.  Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

    1. Понятие недискреционной фискальной политики

     Второй  вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления.

     При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существование  постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах ВНП. При недискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая, стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине ВНП. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ВНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ВНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ВНП и роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогично увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ВНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположное поведение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам — все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

    1. Автоматические, или встроенные стабилизаторы

     Современная фискальная система включает в себя ряд важных элементов автоматической стабилизации. Благодаря которым, фискальная система помогает поддерживать стабильность нашей экономики. Это главным образом следующие факторы:

     1. Автоматическое изменение налоговых поступлений. Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ВНП, то дефициты, которые, как правило, автоматически появляются во время спадов, помогают преодолеть спад. Напротив, бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.

Информация о работе Фискальная политика