Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики, выявление недостатков проблем фискальной политики.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

 исследовать методические основы развития дискреционной фискальной политики;

 исследовать методические основы недискреционной фискальной политики;

 выявить основные проблемы, недостатки сложности фискальной политики;

 проанализировать фискальную политику в Республике Казахстан;

 выявить воздействие фискальных мероприятий на экономику Казахстана.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 405.00 Кб (Скачать файл)

     Экономическое значение прямых взаимосвязей между  налоговыми поступлениями и величиной  ВНП приобретает особую важность в связи с тем, что:

     1) налоги представляют собой утечку  или потерю потенциальной покупательной способности в экономике;

     2) с точки зрения стабильности  желательно увеличить объем таких  утечек (изъятий) в периоды, когда  экономика движется к инфляции, и, напротив, величина изъятий  покупательной способности должна  быть минимизирована в период замедления роста.

     Налоговая система, изображенная на рисунке (Приложение 6, рис.4), создает некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице.

     Таким образом, встроенный стабилизатор — это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Это именно то, что делает налоговая система.

     По  мере роста ВНП в период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и — поскольку они представляют собой «утечку» — сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере того как экономика продвигается к более высокому уровню ВНП, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ВНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад. То есть с падающим ВНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту. Встроенная стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчала тяжесть экономических колебаний. Однако стабилизаторы не всегда способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ВНП.

     Все, что делают стабилизаторы, — это  ограничение размаха или глубины  экономических колебаний. Поэтому  для коррекции инфляции или спада  требуются дискреционные фискальные мероприятия со стороны правительства, т.е. изменения налоговых ставок, и величины правительственных расходов.

     2. Пособия по безработице и прочие  социальные выплаты. За последние  годы во многих странах создана  тщательно разработанная система  пособий по безработице. Вскоре  после того, как человек потерял  работу, он начинает получать выплаты из фонда пособий по безработице.

     Если  он возвращается на работу, выплата  пособия прекращается. Калош, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд средств растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов с целью поддержания потребления и смягчения спада.

     3. Программы помощи сельскому хозяйству.  Различные программы помощи сельскому хозяйству, действуют, подобно «встроенным стабилизаторам». Когда расходование бюджетных средств сокращается, и цены на сельскохозяйственные продукты падают, правительство выплачивает компенсации сельхозпроизводителям и поглощает излишки продукции. Когда надвигается инфляция и растут цены, государственные склады выбрасывают товары на рынок и поглощают денежные средства. Таким образом, ослабляется любая тенденция.

     4. Сбережения корпораций и личные  сбережения. Не все заслуги принадлежат  правительству. Наши частные институты также имеют свои «встроенные стабилизаторы». Так, практика корпораций, сохранять уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени, ведет к тому, что нераспределенные прибыли, то есть сбережения корпораций, действуют, подобно амортизатору или «встроенному стабилизатору».

     Можно указать и на другие стабилизаторы, но вышеперечисленные играют главную  роль. Способствуя повышению цен на сырье, эти способы поддержки могут иметь также «скользящий» или дестабилизирующий эффект. В той мере, а какой они просто вызывают сокращение предложения, их действие может вызвать скорее перераспределение, чем стабилизацию дохода.

     Многие  эксперты предлагают усилить стабилизаторы  путем принятия закона, на основе которого ставки налогов автоматически менялись бы с изменением показаний различных индексов цен и дохода. 
 
 
 
 
 

    1.   Бюджет при допущении  полной занятости

      Встроенная  стабильность – то есть варьирование налоговых поступлений пропорционально  ВНП – делает рискованным использование данных о текущих бюджетных излишках или дефицитах в качестве показателя фискального положения правительства.

     Предположим, что экономика находилась в состоянии полной занятости в точке ВНП1 (Приложение 6, рис.4), бюджет сбалансирован. Предположим, что в течении года происходит сокращение Са или In или Xn, вызывая спад и сокращение производства до ВНП3.  Правительство не предпринимает ни каких мер, таким образом, линии G и T, остаются в положении указанном на схеме. Сокращаются налоговые поступления, и при неизменных правительственных расходах возникает дефицит. Этот циклический дефицит представляет собой побочный продукт фискального бездействия, вызванного скатыванием экономики к спаду.

      Главная идея состоит в том, что здесь невозможно сказать ничего существенного о фискальном положении правительства - то есть, правильно ли правительство манипулировало налогами и расходами, - оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Конкретный бюджетный излишек или дефицит отражает не только возможные текущие решения о расходах и налогах, но и уровень равновесного ВНП. Следовательно, при условии, что налоговые поступления варьируют пропорционально ВНП, основоположная проблема сравнения дефицитов или бюджетных излишков в год 1 и год 2 состоит в том, что величина ВНП может быть совершенно различна в каждый из этих периодов.

      Экономисты  разрешили эту проблему, введя  понятие бюджета при допущении  полной занятости. Бюджет полной занятости  показывает, каковы были бы правительственные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года.

      Излишек или дефицит бюджета при допущении  полной занятости являются более  точным показателем направленности фискальной политики государства по сравнению с излишком или дефицитом фактического бюджета. Фактический бюджет намного чаще сводится с дефицитом, чем бюджет полной занятости, поскольку уровень ВНП был ниже уровня полной занятости.

     Таким образом, недискреционная фискальная политика — это автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) национального продукта, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

     Современная недискреционная фискальная система  включает в себя ряд важных элементов  автоматической стабилизации. Под "встроенным" (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства. 

       
 
 
 
 
 

    Глава III.  Проблемы, недостатки, сложности фискальной политики.

3.1 Проблемы времени

     Существует  огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому необходимо  рассмотреть некоторые особые проблемы,  возникающие в процессе осуществления соответствующей фискальной политики. Осуществление фискальной политики требует решения некоторых проблем времени.

  1. Временной лаг распознавания относится к тому промежутку времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место быть. Исключительно трудно точно предсказать будущий ход экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как система лидирующих индикаторов, дают представление о направлении развития экономики, экономика может уже иметь четырехмесячный спад или инфляцию, прежде чем этот факт появится в соответствующей статистике и будет осознан.
  2. Административная задержка. Обычно проходит значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты. Вследствие чего экономическая ситуация за этот промежуток времени может полностью изменится и предлагавшиеся меры становятся совершенно неподходящими.
  3. Функциональное запаздывание. Существует также временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Хотя можно довольно быстро ввести изменения в ставки налогов. Поэтому дискреционная фискальная политика ориентируется в основном на изменения налогов.
 

3.2 Политические проблемы

      Фискальная  политика формируется на политической арене, и это в значительной степени  осложняет ее использование для  целей стабилизации экономики.

  1. Другие цели. Экономическая стабильность не является единственной целью правительственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство вовлечено также в решение задач обеспечения товаров и услуг общего потребления и перераспределения доходов. Часто фискальная политика местных органов власти имеет проциклический характер. Таким образом, местные органы и частные предприниматели, стремятся увеличить расходы в период процветания и урезать их в период спада.
  2. Пристрастие к стимулирующим мерам. Дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные излишки воспринимаются болезненно. Другими словами фискальная политика может олицетворять пристрастие к стимулированию экономики и инфляции. Так как сокращения налогов очень популярны в политическом плане, так же как и приросты государственных расходов. А вот увеличение налогов и сокращение государственных доходов может быть политически рискованно.
  3. Деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. Существует деловой цикл, обусловленный политическими мотивами. Суть, которого состоит в том, что некоторые политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью максимизации поддержки избирателей, даже если их фискальные решения имеют тенденцию дестабилизировать экономику. То есть фискальная политика может быть коррумпирована исходя из политических целей, и стать причиной экономических колебаний.  Это извращение фискальной политики является очень беспокоящим и трудно доказуемым.

3.3 Эффект вытеснения

     Сущность  эффекта вытеснения состоит в  том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика будет вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.

     Выглядит  это следующим образом:

     Предположим, что экономика находится в  состоянии спада, и правительство в качестве одной из мер текущей фискальной политики увеличивает государственные расходы. Правительство теперь выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, т.е. цену, уплачиваемую за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентным ставкам, некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены. Тогда увеличение правительственных расходов может вызвать снижение частных инвестиций. Если бы инвестиции сокращались на такую же величину, на которую увеличивались правительственные расходы, тогда фискальная политика была бы полностью неэффективной.

     Масштабы  «эффекта вытеснения» являются предметом  оживленных дискуссий. Например, некоторые  экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно состоит здесь в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важной детерминантой спроса на инвестиции. Если кривая спроса на инвестиции сдвигается вправо, тогда инвестиционные расходы не должны падать — они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастает.  
 
 

3.4 Фискальная политика в открытой экономике

     Дополнительные  сложности осуществления фискальной политики возникают, когда экономика  представляет собой часть мировой  экономики, т.е. открытая экономика. Известно, что события и меры экономической  политики, предпринимаемые за рубежом, влияют на чистый экспорт и экономику. В этой связи можно быть подверженными действию непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия фискальной политики. Вопрос состоит в том, что все возрастающее участие в мировой экономике приносит с собой сложности международной взаимозависимости наряду с преимуществами участия в специализации и торговле. Примером может служить эффект чистого экспорта, который действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Суть в следующем: сокращая внутреннюю ставку процента, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. И наоборот: "симулирующая фискальная политика может повысить уровень внутренних ставок и, в конечном счете сократить чистый экспорт.

Информация о работе Фискальная политика