Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических проявлений фискальной политики, выявление недостатков проблем фискальной политики.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
исследовать методические основы развития дискреционной фискальной политики;
исследовать методические основы недискреционной фискальной политики;
выявить основные проблемы, недостатки сложности фискальной политики;
проанализировать фискальную политику в Республике Казахстан;
выявить воздействие фискальных мероприятий на экономику Казахстана.
Экономическое значение прямых взаимосвязей между налоговыми поступлениями и величиной ВНП приобретает особую важность в связи с тем, что:
1)
налоги представляют собой
2)
с точки зрения стабильности
желательно увеличить объем
Налоговая система, изображенная на рисунке (Приложение 6, рис.4), создает некоторый элемент стабильности в экономике, автоматически вызывая изменения в налоговых поступлениях и, следовательно, в государственном бюджете, которые противодействуют и инфляции, и безработице.
Таким образом, встроенный стабилизатор — это любая мера, которая имеет тенденцию увеличить дефицит государственного бюджета (или сократить его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства. Это именно то, что делает налоговая система.
По мере роста ВНП в период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и — поскольку они представляют собой «утечку» — сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере того как экономика продвигается к более высокому уровню ВНП, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда ВНП сокращается в период спада, налоговые поступления автоматически сокращаются, и это сокращение смягчает экономический спад. То есть с падающим ВНП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от бюджетного излишка к дефициту. Встроенная стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчала тяжесть экономических колебаний. Однако стабилизаторы не всегда способны скорректировать нежелательные изменения равновесного ВНП.
Все,
что делают стабилизаторы, — это
ограничение размаха или
2.
Пособия по безработице и
Если он возвращается на работу, выплата пособия прекращается. Калош, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд средств растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов с целью поддержания потребления и смягчения спада.
3.
Программы помощи сельскому
4.
Сбережения корпораций и
Можно указать и на другие стабилизаторы, но вышеперечисленные играют главную роль. Способствуя повышению цен на сырье, эти способы поддержки могут иметь также «скользящий» или дестабилизирующий эффект. В той мере, а какой они просто вызывают сокращение предложения, их действие может вызвать скорее перераспределение, чем стабилизацию дохода.
Многие
эксперты предлагают усилить стабилизаторы
путем принятия закона, на основе которого
ставки налогов автоматически менялись
бы с изменением показаний различных индексов
цен и дохода.
Встроенная
стабильность – то есть варьирование
налоговых поступлений
Предположим, что экономика находилась в состоянии полной занятости в точке ВНП1 (Приложение 6, рис.4), бюджет сбалансирован. Предположим, что в течении года происходит сокращение Са или In или Xn, вызывая спад и сокращение производства до ВНП3. Правительство не предпринимает ни каких мер, таким образом, линии G и T, остаются в положении указанном на схеме. Сокращаются налоговые поступления, и при неизменных правительственных расходах возникает дефицит. Этот циклический дефицит представляет собой побочный продукт фискального бездействия, вызванного скатыванием экономики к спаду.
Главная идея состоит в том, что здесь невозможно сказать ничего существенного о фискальном положении правительства - то есть, правильно ли правительство манипулировало налогами и расходами, - оценивая предшествующие данные бюджетных излишков и дефицитов. Конкретный бюджетный излишек или дефицит отражает не только возможные текущие решения о расходах и налогах, но и уровень равновесного ВНП. Следовательно, при условии, что налоговые поступления варьируют пропорционально ВНП, основоположная проблема сравнения дефицитов или бюджетных излишков в год 1 и год 2 состоит в том, что величина ВНП может быть совершенно различна в каждый из этих периодов.
Экономисты разрешили эту проблему, введя понятие бюджета при допущении полной занятости. Бюджет полной занятости показывает, каковы были бы правительственные излишки или дефициты, если бы экономика функционировала при полной занятости на протяжении года.
Излишек
или дефицит бюджета при
Таким образом, недискреционная фискальная политика — это автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) национального продукта, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Современная
недискреционная фискальная система
включает в себя ряд важных элементов
автоматической стабилизации. Под "встроенным"
(автоматическим) стабилизатором понимается
экономический механизм, позволяющий
снизить амплитуду циклических колебаний
уровней занятости и выпуска, не прибегая
к частым изменениям экономической политики
правительства. В качестве таких стабилизаторов
в индустриальных странах обычно выступают
прогрессивная система налогообложения,
система государственных трансфертов
(в том числе страхование по безработице)
и система участия в прибылях. Встроенные
стабилизаторы экономики относительно
смягчают проблему продолжительных временных
лагов дискреционной фискальной политики,
так как эти механизмы "включаются"
без непосредственного вмешательства
правительства.
Глава III. Проблемы, недостатки, сложности фискальной политики.
3.1 Проблемы времени
Существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому необходимо рассмотреть некоторые особые проблемы, возникающие в процессе осуществления соответствующей фискальной политики. Осуществление фискальной политики требует решения некоторых проблем времени.
3.2 Политические проблемы
Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.
3.3 Эффект вытеснения
Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика будет вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики.
Выглядит это следующим образом:
Предположим, что экономика находится в состоянии спада, и правительство в качестве одной из мер текущей фискальной политики увеличивает государственные расходы. Правительство теперь выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, т.е. цену, уплачиваемую за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентным ставкам, некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены. Тогда увеличение правительственных расходов может вызвать снижение частных инвестиций. Если бы инвестиции сокращались на такую же величину, на которую увеличивались правительственные расходы, тогда фискальная политика была бы полностью неэффективной.
Масштабы
«эффекта вытеснения» являются предметом
оживленных дискуссий. Например, некоторые
экономисты считают, что в случае высокой
безработицы это вытеснение будет незначительным.
Рациональное зерно состоит здесь в том,
что в условиях спада стимулы, создаваемые
увеличением правительственных расходов,
могут улучшить ожидания прибыльности
у предпринимателей, что является важной
детерминантой спроса на инвестиции. Если
кривая спроса на инвестиции сдвигается
вправо, тогда инвестиционные расходы
не должны падать — они могут даже увеличиться,
хотя ставка процента возрастает.
3.4 Фискальная политика в открытой экономике
Дополнительные
сложности осуществления