Фискальная политика и налоговые реформы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический материал и рассмотреть фискальную политику и налоговые реформы современной России в полной мере. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность фискальной политики, обозначить принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества, изучить налоговую систему России и обозначить ее главные реформы. Объектом исследования курсовой работы являются бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, предметом исследования - анализ бюджетно-налоговой политики в России. Практическая значимость состоит в том, что, изучив теоретические аспекты по теме курсовой работы, их можно применить на практических занятиях в процессе обучения.

Содержание

Введение 3
1 Фискальная политика 5
1.1 Сущность фискальной политики государства 5
1.2 Цели и инструменты фискальной политики 8
1.3 Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой 11
2 Налоговые реформы в современной России 16
2.1 Налоги, элементы налога и способы его взимания 16
2.2 Налоговая система России 18
2.3 Налоговые реформы 20
Заключение 25
Глоссарий 27
Список используемых источников 29
Приложение А 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по экономичесокй теории.docx

— 95.34 Кб (Скачать файл)

Внутренний государственный долг  приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что деньги менее обеспеченных людей переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации. Можно выделить следующую взаимосвязь внутреннего и внешнего долга:

Повышение процентных ставок на внутреннем рынке увеличивает зарубежный спрос  на ценные бумаги данной страны, что  вызывает приток капитала и увеличение суммы внешнего долга. Обслуживание внешнего долга требует передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран, что может вызвать сокращение национального производства в будущем.

Ряд современных экономистов (Соколовский, Журавлева, Добрынин) считают, что возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты повышается, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. Сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику: в экспортных и в конкурирующих с импортом отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.

Поэтому первоначальное стимулирующее  воздействие бюджетного дефицита может  быть ослаблено не только за счет эффекта  вытеснения, но и за счет отрицательного эффекта чистого экспорта, ухудшающего  состояние платёжного баланса страны по счету текущих операций. Но одновременно приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и способствует относительному снижению процентных ставок на внутреннем рынке. В итоге масштабы эффекта  вытеснения относительно сокращаются. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны - нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а, следовательно, государственного долга, малозначима для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

1.3 Сочетание фискальной политики с денежной и налоговой политикой

 

Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свой бюджетный дефицит. Рассмотрим рисунок 1 -  денежное приспособление фискальной политики, на нем показано что, когда происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.

    

Рисунок 1 - Денежное приспособление  фискальной политики

Фискальная экспансия  сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0 и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная фискальная политика может быть использована для расширения совокупного спроса и увеличения национального продукта. Итак, при растущем предложении денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику,  сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной политикой как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос. Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании процентно-зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому - быстрый и сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство. Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие через покупку государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение). Рассмотрим влияние составляющих фискальной политики на ключевые переменные.

На рисунке 2 мы рассмотрим один из интересных случаев - инвестиционные субсидии, когда государство субсидирует инвестиции, таким образом, как бы оплачивая часть расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы теперь планируют больше инвестиций (рис. а).

    

а)                                                  б)

Рисунок 2 - Влияние инвестиции на ВНП

Кривая IS (рис. б) сдвигается на величину роста инвестиций (рис. а) (еще действует мультипликатор времени а). Новое равновесие достигается в точке Е'. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных субсидий. На рисунке показана экономика, первоначально находившаяся в точке Е. с неполной занятостью, а затем достигающая уровня выпуска продукта у* при полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию полной занятости с более низкой ставкой процента (Е2).

Можно также подобрать  сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз, фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение

ставки  процента в случае денежной экспансии  означает, что инвестиции увеличатся от E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст наибольшую выгоду.

Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов. Они  поддерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают, что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования, охраны

окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и, следовательно, поддержать экспансионистскую политику в форме роста государственных расходов. Доказано, что необходимо действовать через снижение ставки процента, поддерживая рост инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели, могут выбирать такую политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной занятости, но и окажет содействие в решении других проблем, это показано на рисунке 3.

    

Рисунок 3 - Выбор между денежной и фискальной политикой

Налоговая политика - часть  фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики. Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше

ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого  продукта, взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Так что в основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.

Налоговая политика государства связана  не только с обеспечением поступлений  в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Таким образом, фискальная политика является самым мощным направлением государственной экономической политики в целом и сочетает в себе набор самых разнообразных целей (сглаживание колебаний экономического роста, достижения высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции) и инструментов налогообложения  (налоги, налоговые ставки, налоговые льготы).

    

 

 

.

    

 

 

 

2 Налоговые реформы в  современной России

2.1 Налоги, элементы налога и способы его взимания

 

Налоги – это платежи, которые  в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические  и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-то взамен. Как правило, выплаты  эти не только обязательны, но и принудительны  и безвозмездны. Можно сказать, что и рядовой российский налогоплательщик почти за 10 лет рыночных реформ пришел к пониманию необходимости платить налоги. Опрос общественного мнения, проведенный в начале 2003 г., показал, что 50% российского населения поддерживает Правительство в его политике экономического роста и налогообложения.4 Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Они позволяют поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежный спрос и предложение, регулировать кол-во денег в обращении. И хотя налоги чаще всего вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Общественное назначение налогов  проявляется в их функциях. Их две  – «фискальная» и «экономическая»:

Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, поддержку детей  и т.д. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, здравоохранение, строит школы и т.д. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике  страны, а также на социально–экономические  процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную, ограничительную и контролирующую роль5.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет – реализация фискальной функции  создает материальную возможность  для осуществления экономической  роли государства, т.е. экономической  функции налогов. В то же время, достигнутое  в результате экономического регулирования  ускорении развития и роста доходности, производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляя ее.

Каждый налог содержит обязательные элементы. В нем указывается:

- кто является плательщиком, т.е.  субъектом данного налога (например, работник, предприятие и т.д.);

- что выступает объектом налогообложения (доход, имущество, товар, наследство);

- из какого источника уплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденд и т.п.);

-   в каких единицах измеряется объект налогообложения (например, денежная единица страны – в подоходном налоге, налоге на прибыль; гектар или акр – в поземельном; человек – в подушном налоге);

Величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют «квотой») представляет собой размер налога, приходящегося на единицу  налогообложения. Кроме того существуют:

- налоговые льготы, учитывающие  специфические условия хозяйствования.

В практике большинства государств получили распространение три способа  взимания налогов: «кадастровый», «у источника», «до декларации».

Первый из них основан на использовании  кадастров, т.е. реестров, содержащих классификацию  типичных объектов по их внешним признакам. Именно поэтому такой способ устанавливает  доходность объекта весьма неточно, в среднем.

Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение.

Налог «у источника» взимается до получения дохода налогоплательщиком. Этот способ  наиболее распространен  в нашей стране: бухгалтерия предприятия  до выплаты зарплаты или любого другого  дохода выплачивает из него налог  и перечисляют в бюджет соответствующую  сумму.

Третий способ предполагает заполнение налогоплательщиком декларации о совокупном годовом доходе и подачу ее в налоговую  инспекцию. Такой способ применяется  и в нашей стране.

Исходя из выше перечисленного, предлагаю  перейти к рассмотрению налоговой системы России, и познакомится с ней подробнее.

2.2 Налоговая система России

 

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал и новой налоговой  политики, нового налогового законодательства. К основным его принципам можно  отнести следующие: активная поддержка  предпринимательства, целостность  системы налогообложения, ее простота, механизм защиты от двойного налогообложения, строгое и четкое разграничение  налогов по уровням управления, учет национальных и территориальных  интересов. Налоговые льготы в новой  системе должны предоставляться  по следующим основным направлениям: социальная сфера, стимулирование научно-технического прогресса, защита окружающей среды.

Информация о работе Фискальная политика и налоговые реформы в современной России