Формирование индивидуального рыночного спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Деньги часто называют языком рынка, т. к. именно с их помощью совершается кругооборот товаров и ресурсов. Потребители покупают на рынке товары, продаваемые производителями, которые в свою очередь платят деньги за ресурсы, полученные ими от населения. Правильно организованный и четко функционирующий денежный рынок играет важную роль в обеспечении стабильности национального производства, полной занятости и устойчивости цен.

Содержание

1 Введение…….………………………………………………………..5
2 Рынок: спрос, предложение, равновесие…………….……………..6
2.1 Спрос на товар: индивидуальный и рыночный………………….6
2.2 Предложение товара на рынке…………………………………..10
2.3 Механизм рыночного равновесия……………………………….13
3 Денежный рынок. Спрос на деньги и их предложение…………..15
3.1 Характеристика денежных агрегатов и предложения денег…..15
3.2 Спрос на деньги: понятие, виды и элементы…………………...17
3.3 Теоретические модели спроса на деньги .………………………20
4 Особенности денежного рынка в России…………………………24
4.1 Монетарная политика: цели и задачи…………………………...24
4.2 Состояние денежной сферы в России и совершенствование……. денежно кредитной политики……………………………………......25
Приложение А………………………………………………………...30
Приложение Б…………………………………………………………31
5 Заключение………………………………………………………….32
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 4.84 Мб (Скачать файл)

Неудовлетворенный спрос  – разница между действительным и  реализованным, определяется по специальным методикам  на материалах рыночных обследований.

2.2 Предложение товара на рынке

Предложение - количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.

Основными факторами  предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

Связь между ценой блага и  объемом его предложения находит  отражение в законе предложения.

Существует определенный перечень факторов, влияющих на изменение величины предложения [1]:

а) стоимость ресурсов. В текущих издержках производства единицы продукции (себестоимость) стоимость ресурсов включает стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, заработной платы и т.д. 
Каждый элемент материальных и трудовых ресурсов зависит от роста цены и удельного расхода на единицу продукции, трудоемкости изготовления и часовой ставки;

б) современные технологические процессы. Внедрение прогрессивных технологических процессов способствует снижению цены единицы произведенной продукции. Так, в результате использования новых технологий растет удельная амортизация, но снижаются затраты труда и заработная плата, что оказывает непосредственное влияние на снижение текущих издержек производства на единицу продукции, так как темпы снижения заработной платы опережают темпы роста амортизационных отчислений. Высокий технический уровень заготовительного производства позволяет повысить точность литья и сократить допуски, что, в свою очередь, ведет к экономии металла и снижению себестоимости единицы продукции;

в) налоги и льготы. Налоговая политика, направленная на повышение ставки налогообложения, приводит к тому, что товаропроизводитель снимает с производства отдельные номенклатурные позиции, поскольку чистая прибыль по этим товарам резко сокращается и даже при значительном увеличении предложения их производство экономически не оправдано. 
Льготные санкции для товаропроизводителя являются источником расширения номенклатуры продукции и увеличения предложения;

г) конкурентоспособность и цены на аналогичные товары. При повышении конкурентоспособности аналогичной продукции у других товаропроизводителей сокращается объем производства данной номенклатурной позиции или она снимается с производства, так как покупательная способность этой продукции резко падает. Используя разработки, выполненные на предпроектной стадии жизненного цикла нового изделия, товаропроизводитель осваивает его производство либо расширяет производство конкурентоспособной продукции;

д) численность работающих реализаторов. Рост количества продавцов ведет к увеличению предложения и снижению цены единицы продукции на действующем рынке, так как смысл продажи заключается в том, чтобы реализовать больше продукции, но по более низкой цене и за счет роста объема реализованной продукции увеличить выручку.

Кривая предложения - отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание (рисунок 2.1) [3].

Рисунок 2.1 - Кривая предложения товара

Восходящая кривая предложения  выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что  для значительного объема благ, чем  выше цена на них, тем больший объем  этих благ предлагается производителями  на рынке.

2.3 Механизм рыночного равновесия

Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения (рисунок 2.2). Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной  цены, объем предложения превышает  объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рисунке 2.2 [3].

 

Рисунок 2.2 - Рыночное равновесие

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

 

3 Денежный рынок. Спрос  на деньги и их предложение

3.1 Характеристика  денежных агрегатов и предложения денег

Денежный рынок - это  рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень  процентной ставки, "цену" денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег. На денежном рынке деньги "не продаются" и "не покупаются" подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента. Основными участниками денежного рынка являются фирмы, правительства, Центральный и коммерческие банки, а объектами купли-продажи - деньги, которые предоставляются во временное пользование. Конъюнктура денежного рынка неустойчива ввиду больших объемов и коротких сроков совершаемых на нем операций, подвержена воздействию политических и спекулятивных факторов.

Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров, продукт стихийного обмена и форма стоимости всех других товаров. Они образованы несколькими составляющими, так называемыми денежными агрегатами: М0, М1, М2, М3 и L [2]

  • агрегат М0 включает наличные деньги в обращении: банкноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2-3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях прибыльной продажи в виде слитков. Казначейские билеты - бумажные деньги, эмиссии которых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Республике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии которых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга. Преобладающая роль принадлежит банкнотам;
  • агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной форме,  через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат М1 обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению;
  • агрегат М2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты. В США агрегат М2 включает: М1 - 23%(в том числе наличные деньги 7% и чековые вклады 19%), сберегательные и срочные депозиты - 74%;
  • агрегат М3 содержит агрегат М2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т.е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента;
  • агрегат L равен агрегату М3 плюс различные формы депозитов в кредитных учреждениях. Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика подсказывает, что равновесие наступает при М2 > М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1. В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Сумма всех агрегатов  называется совокупной денежной массой.

Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве [5].

Предложение и спрос на деньги определяют, в основном, объем и конъюнктуру денежного рынка. Анализ влияния денег на экономику начнем с рассмотрения спроса на деньги.

Предложение денег обычно определяется государством на основе изучения спроса и возможности его  покрытия денежной массой. Но предложение денег зависит не только от политики ФРС, но и от поведения частных лиц - владельцев денег, и от политики банков, где деньги хранятся. Прежде всего деньги включают как средства на руках у населения, так и на банковских счетах (например, текущих), которые можно использовать при совершении сделок. Таким образом, в формировании денежного предложения принимают участие три субъекта: Центральный банк, система коммерческих банков, население.

3.2 Спрос на деньги: понятие, виды и элементы

Спрос на деньги - достаточно сложная категория. Он определяется той массой денег, которая необходима для обеспечения нормальной реализации товаров и услуг, для обеспечения сбережения, созданных резервных фондов и пр. Необходимо различать спрос на реальные деньги (спрос на реальные денежные остатки) и спрос на номинальные деньги. Индивид заинтересован прежде всего в реальной покупательной силе денег с точки зрения количества товаров, которые на эти деньги можно купить, а не в номинальной величине денежных знаков. Отсюда можно сделать два существенных вывода: 1. Реальный спрос на деньги не изменяется, когда возрастает уровень цен и все реальные факторы, такие как ставка процента, реальный доход и реальное благосостояние, остаются баз изменений. 2. Номинальный спрос на деньги увеличивается в той пропорции, в которой происходит рост цен при неизменности вышеназванных реальных макроэкономических переменных.

Теперь перейдем к  рассмотрению некоторых моделей  спроса на деньги [2]:

  • спрос на деньги со стороны сделок;
  • спрос на деньги со стороны активов;
  • операционный спрос на деньги;
  • совокупный спрос на деньги;
  • общий спрос на деньги (объединяющий два первых вида).

Спрос на деньги со стороны  сделок (то есть покупок населением товаров и услуг, а предприятий - для оплаты труда, материалов, энергии и т.д.) зависит от того, какое количество денег необходимо для заключения сделок для вышеперечисленных целей. Это количество денег определяется стоимостью ВНП. Спрос на деньги со стороны сделок, таким образом, изменяется пропорционально стоимости ВНП.

На количество денег, необходимое для сделок, также влияет скорость их оборота: чем быстрее деньги оборачиваются, тем большее количество сделок они успевают обслужить, и тем меньше их потребуется для сделок. Например, при трех оборотах в год каждой денежной единицы количество денег для сделок будет втрое меньше, чем сумма товаров и услуг по стоимости.

Итак, денег в обороте  должно быть не больше, но и не меньше необходимого количества.

Спрос на деньги со стороны  активов является по своей сути спросом на деньги как на средство сбережения. Деньги можно держать в различных формах финансовых активов: в виде акций (получения дивидендов), облигаций (фиксированный процент), наличных или чековых вкладов. Однако для хранения денег в запасах связано с потерей процента, и тогда их владелец испытывает "издержки упущенных возможностей". Чем выше ставка процента, например по текущим вкладам, тем невыгоднее хранить деньги как запас наличных.

Если спрос на деньги для сделок - величина относительно устойчивая и не зависит от процентных ставок (она предопределяется стоимостью ВНП или суммой цен товаров и числом оборотов денежной единицы), то спрос на деньги со стороны активов для сбережений зависит от процентной ставки. Чем она выше, тем дороже обходится хранение денег в запасе, тем меньше спрос на деньги со стороны активов. Чем ниже процентная ставка, тем выгоднее держать деньги в запасах.

Сумма денег, которая  необходима для покупки товаров, услуг, факторов производства и создания денежных резервов, называется операционным спросом. Операционный спрос зависит, прежде всего, от количества продаваемых товаров и услуг, от цен, по которым они продаются, и скорости обращения одной денежной единицы. Естественно, что количество приобретаемых товаров и услуг по данной цене во многом зависит от имеющегося совокупного дохода. Поэтому, чем выше совокупный доход и цены, и чем ниже скорость оборота денег, тем больше денег необходимо для обслуживания рынка товаров и услуг.

Общий спрос на деньги - зависит от стоимости ВНП (в части спроса для сделок) и от процентной ставки (при опросе со стороны активов).

3.3 Теоретические модели спроса на деньги

Количественная теория спроса на деньги, основана на трех постулатах [4]: 

  • причинности (цены зависят от массы денег); 
  • пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);
  • универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров).

Информация о работе Формирование индивидуального рыночного спроса