Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 22:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
- рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса
Введение……………………………………………………………….....……..5
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………...
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…...33
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Малый бизнес в Республике Беларусь затрагивает почти все отрасли и сферы деятельности. За последние годы в нашей стране наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса. Это можно видеть по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. [8]
За 2012 год количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности увеличилось на 6 762 организации и составило на 1 января 2013 г. 84 164 организации.
В общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц 95,1 процента составляют организации частной формы собственности (диаграмма 1)
Диаграмма 1. Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по формам собственности в 2012 году, в % к общему количеству
На протяжении последних нескольких лет отраслевая структура микро- и малых организаций практически не изменяется. По итогам 2012 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 40,9 процента (диаграмма 2). В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,7 процента, транспорте – 8,1 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций. В науке и научном обслуживании осуществляют деятельность 317 микро- и малых организаций (0,4 процента от общего количества).
Диаграмма 2. Распределение субъектов малого бизнеса –юридических лиц по отраслям экономики в 2012 году, в %
По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют также предприятия торговли и общественного питания (30,4 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (17 процентов).
Диаграмма 3. Распределение численности занятых на микро- и малых организациях в зависимости от отраслевой принадлежности в 2012 году, в %
В 2012 году удельный вес субъектов малого бизнеса – юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 12,4 процента (в 2011 – 11,4 процента).
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2012 год составила 127002,8 млрд. рублей или 28 процентов от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2011 год – 28,9 процента).
В общем объеме промышленного производства удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических составил 9,5 процента (в 2011 – 9,1 процента).
Объем розничного товарооборота организаций торговой сети и общественного питания субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, составил за 2012 год 14368,1 млрд. рублей, что составляет 28,2 процента от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание (2011 год – 29,5 процента).
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 46,4 процента (2011 год - 49,4), непродовольственных – 53,6 процента (2011 год - 50,6).
Объем платных услуг, оказанных населению субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, составил 2190 млрд. рублей (2011 год - 1867 млрд. рублей).
По сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличилась доля субъектов малого предпринимательства во внешнеторговом обороте и составила 33,7 процента (сальдо сложилось отрицательное в размере 638,4 млн. долларов США).
В 2012 году объем инвестиций в основной капитал составил 14751,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 140,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 861,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом на 50,3 процента (в 2011мгоду - 573,3 млрд. рублей).
В 2012 году наблюдается уменьшение убыточных организаций по сравнению с 2011 годом (21 и 26 процентов соответственно): в общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 21,9 процента, малых организаций – 16,3 процента.
В разрезе форм собственности наибольший удельных вес убыточных микро- и малых организаций наблюдается среди иностранных организаций (37,1 процента от общего количества), наименьший – среди государственных (9,3).
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг микро- и малых организаций составила в 2012 году 15,8 процента (по микроорганизациям – 22,6 процента, по малым организациям – 13,2 процента).
Наибольшего значения данный показатель достиг у организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом (63,4 процента), материально-техническое снабжение и сбыт (38,7), связь (24,5), деятельность в науке и научном обслуживании (22,5), строительстве (16,8), торговле и общественном питании (16,6), промышленности (12,3).
Отрасль |
Число малых предприятий, ед. |
Удельный вес предприятий, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Промышленность |
14251 |
15394 |
16756 |
21,0 |
19,9 |
19,9 |
Строительство |
6556 |
7895 |
8999 |
9,6 |
10,2 |
10,7 |
Сельское и лесное хозяйство |
2346 63 |
2582 65 |
2743 67 |
3,5 0,1 |
3,3 0,1 |
3,3 0,1 |
Транспорт |
5929 |
6490 |
6819 |
8,7 |
8,4 |
8,1 |
Связь |
235 |
288 |
295 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
Торговля и общественное питание |
28897 |
32501 |
34452 |
42,5 |
42,0 |
40,9 |
Материально-техническое снабжение и сбыт |
515 |
627 |
683 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
1961 |
2379 |
2691 |
2,9 |
3,1 |
3,2 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
1166 |
1364 |
1517 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
Наука и научное обслуживание |
802 |
1065 |
1268 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Другие отрасли |
693 |
886 |
969 |
8,5 |
9,6 |
10,4 |
ВСЕГО |
67991 |
77402 |
84164 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таблица 1. Число субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики (на конец года, единиц, %)
2.3 Региональное развитие малого бизнеса
Большая часть субъектов малого предпринимательства – юридических лиц 37 процентов сконцентрирована в г. Минске; 16 процентов – в Минской обл.; 10,8 – Брестской; 9,7 – Гомельской; 9,5 – Витебской; 8,6 – Гродненской; 8,4 – Могилевской (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Распределение количества субъектов малого бизнеса – юридических лиц по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству
Таблица 2. Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, приходящихся на 1000 постоянного населения в трудоспособном возрасте
Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на 1000 человек постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении) | |
Республика Беларусь |
18,2 |
| |
Брестская |
13,9 |
Витебская |
13,5 |
Гомельская |
11,8 |
Гродненская |
14 |
г. Минск |
32,8 |
Минская |
19,3 |
Могилевская |
13,4 |
Примечание - Источник: [10].
6 августа 2012 Беларусь и Еврокомиссия подписали соглашение
о финансировании проекта международной
технической помощи, направленного на
поддержку регионального развития. Об
этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в
отделе связей с общественностью Министерства
экономики Беларуси.Документ подписали
министр экономики Николай Снопков и директор
по вопросам политики добрососедства
генерального директората по развитию
и сотрудничеству Еврокомиссии Маркус
Корнаро. Вклад Европейского союза в финансирование
проекта составляет свыше 13 млн. евро при
софинансировании со стороны Программы
развития ООН в размере 400 тыс. евро. Подписание
данного документа является результатом
планомерной совместной работы Министерства
экономики с заинтересованными по привлечению
средств на региональное развитие. Новый
проект является логическим продолжением
совместного проекта Европейского союза
и Программы развития ООН "Территориально-
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной
поддержке малого бизнеса
Для выработки государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства и решения насущных проблем данного сектора экономики Указом Президента от 19 июля 1996 г. № 260 было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, а затем и территориальные комитеты. Свою работу они строят согласно законов «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республика Беларусь» от 16 октября 1996г., «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства на 1998 г.» от 17 декабря 1997 г., а также указы Президента Республики Беларусь - от 19 июля 1996 г. № 260 «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям», от 19 июля 1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства», от 20 января 1997 г. № 70 «Об упорядочении взимания фиксированных сумм налога на прибыль и твердых суммах подоходного налога», от 18 марта 1998 г. № 136 «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 августа 1997 г. № 1077 «О Совете по развитию предпринимательства при Министерстве предпринимательства и инвестиций», Положение об инкубаторах малого предпринимательства, утвержденное Совмином Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. № 640, Положение о центре поддержки предпринимательства, утвержденное Совмином от 25 августа 1997 г. № 1111. Ежегодно, начиная с 1997 г., Министерство предпринимательства и инвестиций разрабатывает программы государственной поддержки предпринимательства с целью увеличения вклада предпринимательского сектора в ВВП Республики Беларусь путем дальнейшего количественного и качественного роста предпринимательского сектора, расширения правового пространства, совершенствования и развития его инфраструктуры, финансового, информационного, научно-методического обеспечения и подготовки предпринимательских кадров. Аналогичные программы разрабатываются и в областях. Следует также подчеркнуть, что государственная политика в отношении малого предпринимательства строится на основе прогноза и планирования, результатом которых является разработка ежегодных государственной и региональных программ поддержки малого бизнеса, представляющих собой согласованный комплекс мер по увеличению вклада предпринимательского сектора в ВВП республики и создание новых рабочих мест. Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации и прекращения деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республика Беларусь» направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условий оживления экономики республики, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней. Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, направленной на создание новых рабочих мест посредством активизации производственно-хозяйственной деятельности населения, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Об упрощении налогообложения малого и среднего бизнеса. В настоящее время действующий Закон Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» «непривлекателен» для субъектов малого предпринимательства (по состоянию на 1 августа 2001 г. упрощенную систему налогообложения применяют 177 юридических лиц и 582 предпринимателя). Это связано с установленной данным законом системой налогообложения, которая может применяться субъектами малого предпринимательства со среднесписочной численностью наемных работников до 15 человек. Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с законом, является патент, выдаваемый налоговым органом по месту регистрации предприятия или предпринимателя в качестве налогоплательщика на основании письменного заявления. Стоимость патента достаточно высока и в значительной степени уменьшает оборотные средства субъектов малого предпринимательства (зачастую превышает сумму налога, подлежащего уплате). Затем уплата налога производится по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) в размере 10% от реализации продукции (товаров, рабо или услуг). Упрощенная система налогообложения, смешивающая два метода (патент и налог с валовой выручки), не является эффективной. Более востребована может быть система, при которой использовался бы один из методов, предложенных в законе, например, налог, заменяющий все платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Как показывает практика, частое и непредсказуемое увеличение размера минимальной заработной платы (именно она является единицей измерения уплачиваемого патента) способствует отвлечению средств из хозяйственного оборота, ухудшая тем самым финансовое положение субъекта хозяйствования. В связи с этим большинство субъектов, применяющих упрощенную систему, намереваются вернуться к обычной системе налогообложения. Предпочтение отдается использованию налога с валовой выручки. Причем, в отличие от сложившейся сегодня ситуации, он должен заменять как налоговые платежи в бюджет, так и
отчисления во внебюджетные фонды.
Принятие Декрета Президента от 16 ноября 2000 г. № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц» создало более благоприятные условия прохождения субъектами хозяйствования государственной регистрации. В Минске, например, за семь месяцев 2001 г. Число юридических лиц увеличилось на 910, индивидуальных предпринимателей - на 4773 (что составляет уже 19%). Однако принятие этого декрета не разрешило всех существующих проблем государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
В целях оперативного улучшения ситуации был разработан проект Декрета
Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 2001 г. № 11». В связи с этим необходимо отменить дополнительные требования со стороны регистрирующих органов, не предусмотренные действующей редакцией Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Указы Президента Республики Беларусь № 260 «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» и № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства»,
а также дополняющий их Указ № 435 и Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» содействуют оптимальному соединению интересов государства и частного бизнеса. Ключевым моментом этих нормативных документов является создание механизма государственной поддержки малого предпринимательства и эффективного взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур.[8]
3.2 Состояние государственной
поддержки малого предпринимате