Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
- рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса

Содержание

Введение……………………………………………………………….....……..5
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………...
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…...33

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 536.50 Кб (Скачать файл)

 

         2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь

 

Малый бизнес в Республике Беларусь затрагивает почти все отрасли и сферы деятельности. За последние годы в нашей стране наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса. Это можно видеть по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. [8]

  За 2012 год количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц всех форм собственности увеличилось на 6 762 организации и составило на 1 января 2013 г. 84 164 организации.

В общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц 95,1 процента составляют организации частной формы собственности (диаграмма 1)

 Диаграмма 1. Распределение субъектов малого  предпринимательства – юридических лиц по формам собственности в 2012 году, в % к общему количеству

На протяжении последних нескольких лет отраслевая структура микро- и малых организаций практически не изменяется. По итогам 2012 года количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 40,9 процента (диаграмма 2). В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,7 процента, транспорте – 8,1 процента, сельском хозяйстве – 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций. В науке и научном обслуживании осуществляют деятельность 317 микро- и малых организаций (0,4 процента от общего количества).

Диаграмма 2. Распределение субъектов малого бизнеса –юридических лиц по отраслям экономики в  2012 году, в %

 

 

По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют также предприятия торговли и общественного питания (30,4 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (17 процентов).

 

Диаграмма 3. Распределение численности занятых на микро- и малых организациях в зависимости от отраслевой принадлежности в 2012 году, в %

 

 

В 2012 году удельный вес субъектов малого бизнеса – юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 12,4 процента (в 2011 – 11,4 процента).

 Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2012 год составила 127002,8 млрд. рублей или 28 процентов от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2011 год – 28,9 процента).

 В общем объеме промышленного производства удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических составил 9,5 процента (в 2011 – 9,1 процента).

 Объем розничного товарооборота организаций торговой сети и общественного питания субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, составил за 2012 год 14368,1 млрд. рублей, что составляет 28,2 процента от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание  (2011 год – 29,5 процента).

 В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 46,4 процента (2011 год - 49,4), непродовольственных – 53,6 процента (2011 год - 50,6).

Объем платных услуг, оказанных населению субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, составил 2190 млрд. рублей (2011 год - 1867 млрд. рублей).

По сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличилась доля субъектов малого предпринимательства во внешнеторговом обороте и составила 33,7 процента (сальдо сложилось отрицательное в размере 638,4 млн. долларов США).

В 2012 году объем инвестиций в основной капитал составил 14751,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на  140,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 861,5 млрд. рублей и увеличился  по сравнению с 2011 годом  на 50,3 процента (в 2011мгоду - 573,3 млрд. рублей).

 В 2012 году наблюдается уменьшение убыточных организаций по сравнению с 2011 годом (21 и 26 процентов соответственно): в общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 21,9 процента, малых организаций – 16,3 процента.

В разрезе форм собственности наибольший удельных вес убыточных микро- и малых организаций наблюдается среди иностранных организаций (37,1 процента от общего количества), наименьший – среди государственных (9,3).

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг микро- и малых организаций составила в 2012 году 15,8 процента (по микроорганизациям – 22,6 процента, по малым организациям – 13,2 процента).

 Наибольшего значения данный показатель достиг у организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом (63,4 процента), материально-техническое снабжение и сбыт (38,7), связь (24,5), деятельность в науке и научном обслуживании (22,5), строительстве (16,8), торговле и общественном питании (16,6), промышленности (12,3).

 

 

Отрасль

Число малых

предприятий, ед.

Удельный вес предприятий, %

2010

2011

2012

2010

2011

2012

1

   2

3

4

5

6

7

Промышленность

14251 

15394 

16756

21,0 

19,9 

19,9

Строительство

6556 

7895 

8999

9,6 

10,2 

10,7

Сельское и

 лесное хозяйство

2346 

63 

2582 

65

2743

67

3,5 

0,1 

3,3 

0,1

3,3

0,1

Транспорт

5929 

6490 

6819

8,7 

8,4 

8,1

Связь

235 

288 

295

0,3 

0,4 

0,4

Торговля и общественное питание

28897 

32501 

34452

42,5 

42,0 

40,9

Материально-техническое снабжение и сбыт

515 

627 

683

0,8 

0,8 

0,8

Непроизводственные виды бытового обслуживания населения

1961 

2379 

2691

2,9 

3,1 

3,2

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

1166 

1364 

1517

1,7 

1,8 

1,8

Наука и научное обслуживание

802 

1065 

1268

0,4 

0,4 

0,4

Другие отрасли

693 

886 

969

8,5

9,6

10,4

ВСЕГО

67991 

77402 

84164

100,0

100,0

100,0



Таблица 1.  Число субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики (на конец года, единиц, %)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        2.3 Региональное развитие малого бизнеса

 

Большая часть субъектов малого предпринимательства – юридических лиц 37 процентов сконцентрирована в г. Минске; 16 процентов – в Минской обл.; 10,8 – Брестской; 9,7 – Гомельской; 9,5 – Витебской; 8,6 – Гродненской; 8,4 – Могилевской (диаграмма 4).

                                                                                  

Диаграмма 4. Распределение количества субъектов малого бизнеса – юридических лиц по областям Республики Беларусь, в % к общему количеству

 

Таблица 2. Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц,  приходящихся на 1000 постоянного населения в трудоспособном возрасте

 

 

 

Количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц на 1000 человек постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении)

Республика Беларусь

18,2

                                          по областям (г. Минску):

Брестская

13,9

Витебская

13,5

Гомельская

11,8

Гродненская

14

г. Минск

32,8

Минская

19,3

Могилевская

13,4


 

Примечание - Источник: [10].

6 августа 2012 Беларусь и Еврокомиссия подписали соглашение о финансировании проекта международной технической помощи, направленного на поддержку регионального развития. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в отделе связей с общественностью Министерства экономики Беларуси.Документ подписали министр экономики Николай Снопков и директор по вопросам политики добрососедства генерального директората по развитию и сотрудничеству Еврокомиссии Маркус Корнаро. Вклад Европейского союза в финансирование проекта составляет свыше 13 млн. евро при софинансировании со стороны Программы развития ООН в размере 400 тыс. евро. Подписание данного документа является результатом планомерной совместной работы Министерства экономики с заинтересованными по привлечению средств на региональное развитие. Новый проект является логическим продолжением совместного проекта Европейского союза и Программы развития ООН "Территориально-ориентированное развитие регионов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС", реализованного в 2008-2009 годах на территории четырех районов Гомельской области. Планируется, что проект поддержки регионального развития позволит укрепить потенциал и заложит прочную основу для стимулирования инициативы на местах, отметили в Минэкономики. Цель проекта - развитие компетенции белорусских национальных органов власти в сфере управления региональным развитием. Также он будет способствовать созданию условий для активного участия граждан в принятии на местном уровне решений, касающихся социально-экономического и культурного развития их регионов. Реализация проекта по поддержке регионального и местного развития в Беларуси полностью корреспондируется с Национальной программой международного технического сотрудничества на 2012-2016 годы.

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

         3. Система поддержки малого бизнеса

3.1 Законодательная  база  республики  Беларусь  по  государственной 

                                      поддержке малого бизнеса

Для   выработки   государственной   политики  в  области  развития  и  поддержки предпринимательства  и решения насущных проблем данного сектора экономики Указом Президента   от   19   июля   1996   г.   №   260   было   создано  Министерство предпринимательства  и инвестиций Республики Беларусь, а затем и территориальные комитеты.  Свою  работу  они  строят  согласно  законов «О предпринимательстве в Республике  Беларусь»  от  28  мая  1991г.,  «О государственной поддержке малого предпринимательства  в Республика Беларусь» от 16 октября 1996г., «Об упрощенной системе  налогообложения для субъектов малого предпринимательства на 1998 г.» от 17  декабря  1997  г., а также указы Президента Республики Беларусь - от 19 июля 1996  г.  №  260  «О  совершенствовании  государственного  управления  в области предпринимательства  и  содействия  инвестициям»,  от  19  июля 1996 г. № 262 «О государственной  поддержке  малого  предпринимательства», от 20 января 1997 г. № 70  «Об  упорядочении  взимания  фиксированных  сумм налога на прибыль и твердых суммах  подоходного  налога»,  от  18  марта  1998  г.  № 136 «О Белорусском фонде финансовой   поддержки   предпринимателей»,   постановление   Совета   Министров Республики  Беларусь  от  18  августа  1997  г.  №  1077  «О Совете по развитию предпринимательства   при   Министерстве   предпринимательства   и  инвестиций», Положение  об  инкубаторах  малого  предпринимательства,  утвержденное  Совмином Республики  Беларусь  от  4  июня  1997  г.  № 640, Положение о центре поддержки предпринимательства, утвержденное Совмином от 25 августа 1997 г. № 1111. Ежегодно,  начиная  с  1997  г.,  Министерство  предпринимательства и инвестиций разрабатывает  программы  государственной  поддержки предпринимательства с целью увеличения  вклада  предпринимательского сектора в ВВП Республики Беларусь путем дальнейшего  количественного и качественного роста предпринимательского сектора, расширения    правового   пространства,   совершенствования   и   развития   его инфраструктуры,  финансового,  информационного, научно-методического обеспечения и  подготовки  предпринимательских кадров. Аналогичные программы разрабатываются и в областях. Следует  также  подчеркнуть,  что  государственная  политика  в отношении малого предпринимательства  строится  на  основе  прогноза  и планирования, результатом которых  является  разработка  ежегодных государственной и региональных программ поддержки  малого  бизнеса,  представляющих  собой согласованный комплекс мер по увеличению  вклада  предпринимательского  сектора  в  ВВП  республики и создание новых рабочих мест. Закон   Республики   Беларусь  «О  предпринимательстве  в  Республике  Беларусь» определяет  правовые,  экономические основы предпринимательства, общие положения организации    предпринимательской    деятельности,    регламентирует    порядок регистрации  и  прекращения  деятельности,  права, обязанности и ответственность субъектов   предпринимательства,   устанавливает  меры  государственной  защиты, поддержки и регулирования предпринимательства. Закон  «О  государственной  поддержке  малого  предпринимательства  в Республика Беларусь»   направлен   на  реализацию  установленного  Конституцией  Республики Беларусь  права  граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и  осуществление  не  запрещенной  законом экономической деятельности, что будет способствовать  повышению  платежеспособности  населения как одному из важнейших условий  оживления  экономики республики, расширению налоговой базы и увеличению поступлений  в  бюджеты  разных  уровней.  Закон  определяет  общие  положения в области   государственной  поддержки  малого  предпринимательства  в  Республике Беларусь,  направленной  на  создание новых рабочих мест посредством активизации производственно-хозяйственной  деятельности  населения,  устанавливает  формы  и методы  государственного  стимулирования  и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Об упрощении налогообложения малого и среднего бизнеса. В  настоящее  время действующий Закон Республики Беларусь «Об упрощенной системе налогообложения  для субъектов малого предпринимательства» «непривлекателен» для субъектов  малого  предпринимательства  (по  состоянию  на  1  августа  2001  г. упрощенную   систему   налогообложения  применяют  177  юридических  лиц  и  582 предпринимателя).   Это   связано   с   установленной  данным  законом  системой налогообложения,     которая     может     применяться     субъектами     малого предпринимательства  со  среднесписочной  численностью  наемных работников до 15 человек. Документом,  удостоверяющим  право применения упрощенной системы налогообложения в  соответствии  с  законом,  является  патент,  выдаваемый налоговым органом по месту  регистрации  предприятия или предпринимателя в качестве налогоплательщика на  основании  письменного  заявления.  Стоимость  патента достаточно высока и в значительной    степени    уменьшает   оборотные   средства   субъектов   малого предпринимательства  (зачастую  превышает  сумму  налога,  подлежащего  уплате). Затем  уплата  налога  производится по результатам хозяйственной деятельности за отчетный  период (квартал) в размере 10% от реализации продукции (товаров, рабо или услуг). Упрощенная  система налогообложения, смешивающая два метода (патент  и налог с валовой выручки), не является эффективной. Более востребована может  быть  система, при которой использовался бы один из методов, предложенных в  законе,  например,  налог,  заменяющий  все  платежи  в бюджет и внебюджетные фонды.

Как   показывает   практика,   частое   и   непредсказуемое  увеличение  размера минимальной   заработной   платы   (именно   она   является  единицей  измерения уплачиваемого   патента)   способствует  отвлечению  средств  из  хозяйственного оборота,  ухудшая  тем  самым  финансовое  положение  субъекта хозяйствования. В связи   с   этим   большинство   субъектов,   применяющих   упрощенную  систему, намереваются  вернуться к обычной системе налогообложения. Предпочтение отдается использованию  налога  с  валовой  выручки.  Причем,  в  отличие  от сложившейся сегодня  ситуации,  он  должен  заменять  как  налоговые платежи в бюджет, так и

отчисления во внебюджетные фонды.

Принятие  Декрета  Президента  от 16 ноября 2000 г. № 22 «О внесении изменений и дополнений  в  Декрет  Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых   вопросах  государственной  регистрации  отдельных  юридических  лиц» создало   более  благоприятные  условия  прохождения  субъектами  хозяйствования государственной  регистрации.  В Минске, например, за семь месяцев 2001 г. Число юридических  лиц  увеличилось  на 910, индивидуальных предпринимателей - на 4773 (что  составляет  уже  19%).  Однако  принятие  этого  декрета не разрешило всех существующих   проблем   государственной   регистрации  и  ликвидации  субъектов хозяйствования.

В целях оперативного улучшения ситуации был разработан проект Декрета

Президента  Республики  Беларусь  «О  внесении  изменений  и дополнений в Декрет Президента  Республики  Беларусь  от  16  марта  2001  г.  № 11». В связи с этим необходимо   отменить   дополнительные   требования  со  стороны  регистрирующих органов,  не  предусмотренные  действующей редакцией Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Указы   Президента    Республики    Беларусь   №   260   «О   совершенствовании государственного   управления   в   области   предпринимательства  и  содействия инвестициям»  и  № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства»,

а   также   дополняющий   их   Указ   №  435  и  Закон  Республики  Беларусь  «О государственной  поддержке  малого  предпринимательства  в  Республике Беларусь» содействуют  оптимальному  соединению  интересов государства и частного бизнеса. Ключевым  моментом  этих  нормативных  документов  является  создание  механизма государственной    поддержки    малого    предпринимательства   и   эффективного взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур.[8]

 

3.2 Состояние государственной  поддержки малого предпринимательства   

                                         в республике Беларусь

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь