Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 22:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов развития малого бизнеса, а также рассмотрение системы государственной поддержки.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль малого бизнеса в современной рыночной экономике;
- изучить состояние малого бизнеса в Республике Беларусь;
- рассмотреть направления государственной поддержки малого бизнеса;
- выявить проблемы, перспективы, а так же методы активизации развития малого бизнеса
Введение……………………………………………………………….....……..5
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике …………………………...
1.1 Общая характеристика малого бизнеса …………………………..………7
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса …………….….………9
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь ……………..…..12
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь ………….….13
2.3 Региональное развитие малого бизнеса ………………………….………17
3. Система поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь ……………
3.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого бизнеса……………………………………………………20
3.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь…………………………………………………………..22
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации…………………………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….….32 Список использованных источников…………………………………….…...33
Из них 52,5% составили предприниматели, работающие более одного года; 16,6% - граждане начинающие предпринимательскую деятельность; 9,5% - безработные; 4,1% - студенты; 17,3% - не имеющие отношения к предпринимательству.
Тематические курсы и семинары в текущем году проводились по следующим вопросам:
В 2012 году увеличился объем средств, выделяемых субъектам инфраструктуры из областных бюджетов, для расширения спектра оказываемых услуг субъектам малого предпринимательства направленных на развитие и поддержку предпринимательства, решение проблем занятости населения в регионах и др.
Следует отметить, что затраты понесенные государством на создание и развитие центров, возвращаются в бюджет страны в форме налоговых отчислений центров. В 2012 году центрами уплачено налогов в бюджет - 400 млн. рублей (в 2011 году -276 млн. рублей). ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр» стал лучшим центром поддержки предпринимательства в 2012 году и лауреатом конкурса «Лучший предприниматель» в соответствующей номинации в 2012 году.
Одним их наиболее значимых элементов инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства являются инкубаторы малого предпринимательства). Правовые и экономические основы организации и функционирования инкубаторов определены Положением об инкубаторах малого предпринимательства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1997 г. N° 640 (в ред. постановления Совмина от 28.02.2002 N 288).
На 1 января 2013 г. в Реестр юридических лиц имеющих статус инкубатора, который ведет Минэкономики, включено 8 юридических лиц.
В таблице 7 представлена информация о территориальном размещении инкубаторов в республике.
Таблица 7 - Расположение инкубаторов в областях республики
№ |
Наименование области |
Количество Инкубаторов |
А |
1 |
2 |
1 |
Брестская область |
- |
2 |
Витебская область |
1 |
3 |
Гомельская область |
2 |
4 |
Гродненская область |
1 |
5 |
Могилевская область |
1 |
6 |
Минская область |
1 |
7 |
г. Минск |
2 |
Всего |
8 |
Инкубаторы представляют на определенное время специально оборудованные под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, обеспечивают возможность коллективного пользования оргтехникой, проводят обучение, оказывают консалтинговые, информационные услуги арендаторам, содействуют в поиске партнеров, проведении маркетинговых исследований, разработке и внедрению субъектами малого предпринимательства новых технологий и др.
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в Республике
Законодательство Респубики Беларусь гарантирует:
Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.
В общем помощь субъектам малого бизнеса имеет свои положительные эффекты, которые распространены не только в Республике Беларусь, но и в развитых зарубежных странах. Важное и неотъемлемой частью эффективного введения малого бизнеса является его инфраструктура.
Субъектами инфраструктуры являются:
1. центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.
2. инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов.[11]
По состоянию на 14 сентября 2011 г. в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 59 центров поддержки предпринимательства и 14 инкубаторов малого предпринимательства. [10]
Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.
В значительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. При этом имеют место ограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи – до 2 500 минимальных заработных плат при первом обращении и до 5 000 минимальных заработных плат – при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставления кредита/микрокредита – от 30 дней до 12 месяцев, лизинга – от 12 месяцев до 18 месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей была достаточно невысокая. [11]
Начиная с 2010 года, БФФПП предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства в соответствии с Положением об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства. Размер гарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии – до 3 лет.
Наделение БФФПП функциями гарантийного фонда является перспективным шагом в направлении развития механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Наибольший прогресс в реформах наблюдался в регистрации предприятий. Благодаря принятию декрета № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Беларусь переместилась в рейтинге с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию вверх). Благодаря декрету четыре процедуры регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальном уставном фонде, время открытия бизнеса сократилось почти на месяц.
С 1 января 2010 г. произошли существенные изменения в налоговом законодательстве. Среди позитивных изменений можно отметить свободу выбора предприятия по квартальной или месячной уплате налога на прибыль. Квартальная уплата позволит немного сократить затраты по времени администрированию налога и получить временную экономию финансовых средств предприятия. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет. Также с 2010 г. при расчете и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей за парковку автотранспортных средств. Среди отрицательных моментов изменения налогового законодательства следует отметить рост ставки налога на добавленную стоимость. Ставка НДС поднялась с 18 до 20%. [2] Это может отвлечь часть оборотных средств предприятий и ухудшить их финансовое положение. Кроме того, нельзя исключить рост цен.
Важной мерой по улучшению условий ведения малого бизнеса в стране и развития сферы услуг стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается возможность перевода жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилых домах, а так же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Это позволит собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинством указа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такого перевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местными исполнительными и распорядительными органами.
И, тем не менее, принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали серьезное влияние на изменение бизнес-климата и деловой среды в Беларуси. Если бы не последствия финансового кризиса, то позитивные результаты диалога между бизнесом и властью были бы еще более ощутимыми.
Для дальнейшего развития малого предпринимательства в Республике Беларусь законом предусмотрена государственная поддержка, которая должна осуществляться по следующим основным направлениям:
Таким образом, для развития малого бизнеса, внедрения новых субъектов малого предпринимательства необходимо создать имущественную, финансовую и информационную поддержку органов государственного управления. Необходимо продолжать совершенствование законодательной базы, а так же либеральных условий для продвижения экономической деятельности в сфере малого бизнеса и предпринимательства.
Исследования, проведенные в данной работе, позволили изучить все стороны малого бизнеса, его значимость в современной рыночной экономике, а так же определить проблемы развития и пути его активизации в Республике Беларусь.
Итоги изучения малого бизнеса дают возможность сделать выводы:
2 Малые предприятия сегодня
стали неотъемлемой частью
Таких успехов малый бизнесдостиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.
3 Малый бизнес Республики
Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг.
4 Для активизации малого