Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:52, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции экономической теории.
Предметом современной экономики является поиск наиболее оптимальных способов взаимодействия экономических субъектов в процессе использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения различных потребностей общества.

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika_ekz.docx

— 679.49 Кб (Скачать файл)

1. Предмет, метод и функции экономической  теории. 
Предметом современной экономики является поиск наиболее оптимальных способов взаимодействия экономических субъектов в процессе использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения различных потребностей общества.  
         Система методов эк. теории: 
1. Метод анализа и синтеза – анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.  
2. Метод индукции и дедукции – при методе индукции происходит исследование отдел.фактов, принципов и формирование общих теор. концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдел.явления.  
3. Метод системного подхода – рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из опред. Кол-ва взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.  
4. Метод математического моделирования – предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдел.эк. Явление или процесс.  
5. Метод научной абстракции – позволяет исключать из рассмотрения отдел.несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.  
        Функции экономической теории: 
1. Познавательная – позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет сво-ва субъектов экономики (фин.- кред. учреждения, предприятия, государство, население);  
2. Методологическая – позволяет определять эк. теорию как основу для развития целого ряда др. эк. дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование). Категории: товар, прибыль, спрос, деньги и т.д.;  
3. Практическая – рекомендации по совершенствованию текущей эк. ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового нац. продукта и т д. 

2. Основные направления и школы  в экономической теории. 
К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX в. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся:

неоклассическое 
возникло как реакция на экономическую теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение — кейнсианство.требующее серьезного вмешательства государства в экономику. 

кейнсианское; 
Экономической теории, основателем которого является лордДж.М. Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы

институционально-социологическое.

Представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. 

Экономические школы

Период развития

Представители

Особенность

Меркантилизм

16-17 вв.

Томас Ман (1571-1641)

увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Физиократы

18 век.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв

Адам Смит (1723-1790)

идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Марксизм

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

20 — начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Институционализм

20 — начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Монетаризм

20 — начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

экономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры и существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта


 

 

3.Субьекты экономики  и экономические отношения между  ними. 
Главным субъектов в любой эконом.деятельности – челвоек. 
Субъект экономики- участники экон.деятельности, которые владея определёнными ресурсами, самостоятельно принимают эконо.решения и осуществляют свои хоз.планы. 
В качестве основных субъектов экономики выступают: 
1)ДОМОХОЗЯЙСТВО – субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида или, чаще, группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство. 
Главная особенность-эконом.ресурсы. Формирует спрос на эконо.блага и предложения ресурса. 
2)ФИРМЫ- организации владеющими одними или несколькими предприятиями, использующим эконом.ресурсы для производства товара и оказание услуг с целью получения прибыли. Определяют спрос на ресурсы и предложения товара и услуг. 
3)ГОСУДАРСТВО- совокупность гос-ых учреждений и организаций, которые обладают юрид. и полит. Правом воздействовать на ход  экон.процессов, регулировать экономику. 
Главная функция- удовлетворение общ.потребностей, производство общ.благ. 
Все эконом.субъекты взаимодействуют друг с другом через рынки товаров и услуги и эконом.ресурсы 
Упрощенная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений 

4.Экономические  потребности, их виды и роль  в экономике. 
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Потребности:

Первичные(необходимые для выживания человека)

Вторичные(социальные) 
 
по сферам деятельности:потребности труда, познания, общения отдыха. 
по объекту потребностей: материальные,биологические,социальные,духовные,этические,эстетические и др. 
по значимости:доминирующие/второстепенные, центральные/периферические. 
по временной устойчивости: устойчивые, ситуативные. 
по функциональной роли: естественные, обусловленные культурой.

по субъекту потребностей: Индивидуальные,Групповые(неорганизованная сообщность),

Коллективные( закреплено в каких-то документах), Общественные.

 

На заре человечества люди удовлетворяли потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. Те потребности, которые в готовом виде не встречаются и, для которых необходимо производство называют экономическими потребностями.

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ : Чем выше качество жизни людей, тем меньше люди тратят деньги на первичные потребности и тем больше на промышленные товары. 

ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ: постоянное увеличение потребностей

Потребности людей безграничны, но ресурсы, которые необходимы для потребностей ограничены и редки

В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста А. Маслоу. Он считает, что человеческие потребности располагаются в определённой иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума.  
По А. Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, в безопасности, причастности к коллективу, обществу, признания и самореализации (самовыражении). Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.

Потребности оказывают влияние на производственную систему: 
1) являясь побудительной причиной созидательной деятельности; 
2) определяют качественный и количественный состав производимых экономических благ. 
3) является основой поступательного развития хозяйственной деятельности, т.е. стимулируют научно-технический прогресс.

 

5.Блага  и их классификация. 
Блага- это все то ,что может удовлетворить потребность 
Способность блага удовлетворять потребность называют полезностью.Предельная полезность - это полезность дополнительно потребляемого блага. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией). 
+По сфере производства: 
Материальные блага – это естественные дары природы (земля); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.) 
Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека; они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранении, искусстве,науке, кино, музеях, театрах и т.д. 
+По характеру удовлетворения потребностей: 
Взаимозаменяемые (субституты)- это блага, которые могут заменять друг друга в удовлетворении одной и той же потребности (нефть и газ как топливо) 
Взаимодополняемые (комплементы) – это блага, которые удовлетворяют какую-либо потребность только при совместном использовании (автомобиль и бензин, фотоаппарат и плёнка) 
Нейтральные- никак не зависят друг от друга(лампочка и дерево) 
+По продолжительности использования: 
Длительного пользования (здания, сооружения, мебель, бытовая техника станки, машины и т.д.) 
Разового пользования (продукты питания, сырьё, топливо). 
Потребительские блага (прямые, или предметы потребления, или низшего порядка) – это блага, предназначенные для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Ими являются конечные товары и услуги (еда). 
Производственные блага (косвенные, или средства производства, или высшего порядка) – это блага, используемые в процессе производства, представленные производственными ресурсами (станками, машинами, оборудованием, зданиями, землей, профессиональными навыками и т.д.). 
Блага: 
Абсолютно хранимые(финансовые инструменты, документы,акции),  
Нехранимые,  
Малохранимые (еда, продукты питания) 
Неполная хранимость во времени(по действием внешней среды, ветер, дождь , здания, сооружения 
Блага:Делимые(хлеб, крошки)Неделимые(железнодорожные пути, рейсы) 
От способа получения:  
Экономические(результат эконом. Деятельности некого производства)затрачиваются средства, репетиторство  
Неэкономические( без приложения усилий человека,даровые блага вода,земля, грибы) 
По собственности: 
Чисто частные-блага,которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами(зубная щетка) 
Чисто общественные – доступ к которым не ограничен, потребление осуществляется многими субъектами, в  независимости заплатили или не заплатили, их оплачивает государство из наших налогов оборона, полиция, скорая помощь) 
Смешанные блага – за пользование которых люди платят некоторые деньги( проезд в общественном транспорте, вход в парк)

 

6.Ресурсы  и факторы производства. 
Ресурсы производства-совокупность природных, социальных и духовных сил, которым люди могут использовать в процессе создания благ. 
Группы ресурсов: природные, трудовые, материальные, финансовые, информационные. 
Ресурсы- средство, запасы, источники чего-либо, т.е потенциальная производ-ая мощь общества. 
Факторы производства- ресурсы, используемые людьми непосредственно в процессе производства при создании экономических благ. 
Основные факторы производства – труд, капитал, земля 
Земля-все виды природных ресурсов (леса, океаны, моря)имеющиеся на планете и пригодные для производства эконом.благ. 
Труд- деятельность людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и умственных способностей, умений, навыков и опыта работы. 
Капитал-весь производственно-технический аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширенных возможностей изготовленный необходимых благ. 
В материально-вещественной форме капитал представлен зданиями и сооружениями и т.п. 
Объём измеряется суммарной денежной стоимости. 
Современная наука выделяет и другие факторы производства: 
1)предпринимательская способность-особый вид чел.ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. 
Выражается: 
1)может правильно оценить производство каких-либо благ и посредством какой технологии необходимо внедрить для достижения наибольшей выгоды. 
2) готов принять риск потери своих сбережений, усилий и времени, вложенных в новый проект, в случае неудачи. 
3) умеет координировать использование других факторов производства для создания нужных обществу благ. 
2)Информация-все те знания и сведения, которые необходимы людям для прои-ва необходимых им благ. Объем этого ресурсы точному измерению не поддается, хотя ценность его огромна. 
Особенность факторов в том что каждый из них способен принести своему собственнику определенный вид дохода. 
-земля-рента 
-труд-заработная плата 
-капитал-процент 
-предп. способность-прибыль. 
Несмотря на то , что объемы ресурсов, имеющихся в распоряжении людей, на первый взгляд достаточно велики, в действительность для удовлетворения всех потребностей нужно ресурсов, чем всегда было доступно человечеству. 

7.Проблема  выбора. Кривая производственных  возможностей. 
Экономический выбор - это выбор наилучшего из альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при ограниченности ресурсов.  
Проблема экономического выбора - это множественность целей и ограниченность ресурсов. 
В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"