Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:52, шпаргалка
1. Предмет, метод и функции экономической теории.
Предметом современной экономики является поиск наиболее оптимальных способов взаимодействия экономических субъектов в процессе использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения различных потребностей общества.
1.
Предмет, метод и функции экономической
теории.
Предметом современной экономики
является поиск наиболее оптимальных
способов взаимодействия экономических
субъектов в процессе использования ограниченных
ресурсов с целью удовлетворения различных
потребностей общества.
Система методов
эк. теории:
1. Метод анализа и синтеза – анализ
предполагает разделение рассматриваемого
объекта или явления на отдельные части
и определение свойств отдельного элемента.
С помощью синтеза получают полную картину
явления в целом.
2. Метод индукции и дедукции – при методе
индукции происходит исследование отдел.фактов,
принципов и формирование общих теор.
концепций на основе получения результатов
(от частного к общему). Метод дедукции
предполагает исследование от общих принципов,
законов, когда положения теории распределяются
на отдел.явления.
3. Метод системного подхода – рассматривает
отдельное явление или процесс как систему,
состоящую из опред. Кол-ва взаимосвязанных
между собой элементов, которые взаимодействуют
и оказывают влияние на эффективность
всей системы в целом.
4. Метод математического моделирования
– предполагает построение графических,
формализованных моделей, которые в упрощенном
виде характеризуют отдел.эк. Явление
или процесс.
5. Метод научной абстракции – позволяет
исключать из рассмотрения отдел.несущественные
взаимоотношения между субъектами экономики
и концентрировать внимание на рассмотрении
нескольких субъектов.
Функции экономической
теории:
1. Познавательная – позволяет анализировать
отдельные процессы экономики, устанавливает
взаимосвязи между этими явлениями, определяет
сво-ва субъектов экономики (фин.- кред.
учреждения, предприятия, государство,
население);
2. Методологическая – позволяет определять
эк. теорию как основу для развития целого
ряда др. эк. дисциплин (маркетинг, статистика,
менеджмент, ценообразование). Категории:
товар, прибыль, спрос, деньги и т.д.;
3. Практическая – рекомендации по совершенствованию
текущей эк. ситуации, снижению уровня
инфляции, увеличению валового нац. продукта
и т д.
2.
Основные направления и школы
в экономической теории.
К числу современных принято относить
экономические теории, сформировавшиеся
в конце XIX и в начале XX в. Они представлены
широким разнообразием позиций, взглядов,
концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся:
неоклассическое
возникло как реакция на экономическую
теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление.
Оно господствовало до 30-х годов XX в. и
воспевало свободную конкуренцию. Кризис
и Великая депрессия показали невозможность
путем свободной конкуренции преодолеть
противоречия, решить все социально-экономические
проблемы общества, в связи с чем появляется
новое экономическое учение — кейнсианство.требующее
серьезного вмешательства государства
в экономику.
кейнсианское;
Экономической теории, основателем которого
является лордДж.М. Кейнс (1883-1946), служит
важнейшим теоретическим обоснованием
государственного регулирования развитой
рыночной экономики путем увеличения
или сокращения спроса через изменение
наличной и безналичной денежной массы.
С помощью такого регулирования можно
влиять на инфляцию, занятость, устранять
неравномерность спроса и предложения
товаров, подавлять экономические кризисы
институционально-
Представителями которого являются
Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт.
Название концепции происходит от латинского
слова institutum — установление, устройство,
учреждение. Все ее сторонники рассматривают
экономику как систему, где отношения
между хозяйствующими субъектами складываются
под влиянием экономических и внеэкономических
факторов, среди которых исключительную
роль играют технико-экономические факторы.
Экономические школы |
Период развития |
Представители |
Особенность |
Меркантилизм |
16-17 вв. |
Томас Ман (1571-1641) |
увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности. |
Физиократы |
18 век. |
Франсуа Кенэ (1694-1774) |
изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии. |
Классическая политическая экономика |
конец 18 — 1-я пол.19 вв |
Адам Смит (1723-1790) |
идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. |
Марксизм |
2-я пол. 19 — 20 вв. |
Карл Маркс (1818-1883) |
формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость. |
Неоклассическая экономическая теория |
конец 19 — начало 21 вв. |
Альфред Маршал (1842-1924) |
Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. |
Кейнсианство |
20 — начало 21 вв. |
Джон Кейнс (1883-1946) |
Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала. |
Институционализм |
20 — начало 21 вв. |
Джон Гелбрейт (1908-2006) |
в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека. |
Монетаризм |
20 — начало 21 вв. |
Милтон Фридмен (1912-2006) |
экономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры и существует прямая связь между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта |
4.Экономические
потребности, их виды и роль
в экономике.
Потребность – это нужда в чем-либо необходимом
для поддержания жизнедеятельности, развития
личности и общества в целом.
Потребности:
Первичные(необходимые для выживания человека)
Вторичные(социальные)
по сферам деятельности:потребности
труда, познания, общения отдыха.
по объекту потребностей:
материальные,биологические,
по значимости:доминирующие/
по временной
устойчивости: устойчивые, ситуативные.
по функциональной
роли: естественные, обусловленные
культурой.
по субъекту
потребностей: Индивидуальные,Групповые(
Коллективные( закреплено в каких-то документах), Общественные.
На заре человечества люди удовлетворяли потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. Те потребности, которые в готовом виде не встречаются и, для которых необходимо производство называют экономическими потребностями.
ЗАКОН
ЭНГЕЛЯ : Чем
выше качество жизни людей, тем меньше
люди тратят деньги на первичные потребности
и тем больше на промышленные товары.
ЗАКОН ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ: постоянное увеличение потребностей
Потребности людей безграничны, но ресурсы, которые необходимы для потребностей ограничены и редки
В настоящее время в основу
классификации потребностей положены
выводы американского психолога и экономиста А.
Маслоу. Он считает, что человеческие потребности
располагаются в определённой иерархической
последовательности в зависимости от
их значимости для индивидуума.
По А. Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические,
в безопасности, причастности к коллективу,
обществу, признания и самореализации
(самовыражении). Такую схему обычно
изображают либо в виде треугольной пирамиды,
либо лестницы потребностей.
Потребности
оказывают влияние на производственную
систему:
1) являясь побудительной причиной
созидательной деятельности;
2) определяют качественный и количественный
состав производимых экономических благ.
3) является основой поступательного развития
хозяйственной деятельности, т.е. стимулируют
научно-технический прогресс.
5.Блага
и их классификация.
Блага- это все то ,что может удовлетворить
потребность
Способность блага удовлетворять потребность
называют полезностью.Предельна
+По сфере производства:
Материальные блага –
это естественные дары природы (земля);
продукты производства (продукты питания,
здания, сооружения, машины, инструменты
и т.д.)
Нематериальные блага –
это блага, воздействующие на развитие
способностей человека; они создаются
в непроизводственной сфере: здравоохранении,
искусстве,науке, кино, музеях, театрах
и т.д.
+По характеру удовлетворения
потребностей:
Взаимозаменяемые (субституты)-
это блага, которые могут заменять друг
друга в удовлетворении одной и той же
потребности (нефть и газ как топливо)
Взаимодополняемые (комплементы) –
это блага, которые удовлетворяют какую-либо
потребность только при совместном использовании
(автомобиль и бензин, фотоаппарат и плёнка)
Нейтральные- никак не
зависят друг от друга(лампочка и дерево)
+По
продолжительности использования:
Длительного пользования (здания,
сооружения, мебель, бытовая техника станки,
машины и т.д.)
Разового пользования (продукты
питания, сырьё, топливо).
Потребительские блага (прямые,
или предметы потребления, или низшего
порядка) – это блага, предназначенные
для непосредственного удовлетворения
человеческих потребностей. Ими являются
конечные товары и услуги (еда).
Производственные блага (косвенные,
или средства производства, или высшего
порядка) – это блага, используемые в процессе
производства, представленные производственными
ресурсами (станками, машинами, оборудованием,
зданиями, землей, профессиональными навыками
и т.д.).
Блага:
Абсолютно хранимые(финансовые
инструменты, документы,акции),
Нехранимые,
Малохранимые (еда, продукты
питания)
Неполная хранимость во времени(по
действием внешней среды, ветер, дождь
, здания, сооружения
Блага:Делимые(хлеб, крошки)Неделимые(
От способа получения:
Экономические(результат
эконом. Деятельности некого производства)затрачиваются
средства, репетиторство
Неэкономические( без приложения
усилий человека,даровые блага вода,земля,
грибы)
По собственности:
Чисто частные-блага,которые
доступны только одному субъекту и его
использование исключает возможность
потребления его другими субъектами(зубная
щетка)
Чисто общественные –
доступ к которым не ограничен, потребление
осуществляется многими субъектами, в
независимости заплатили или не заплатили,
их оплачивает государство из наших налогов
оборона, полиция, скорая помощь)
Смешанные блага – за пользование
которых люди платят некоторые деньги(
проезд в общественном транспорте, вход
в парк)
6.Ресурсы
и факторы производства.
Ресурсы производства-совокупность природных, социальных
и духовных сил, которым люди могут использовать
в процессе создания благ.
Группы ресурсов:
природные, трудовые, материальные, финансовые,
информационные.
Ресурсы-
средство, запасы, источники чего-либо,
т.е потенциальная производ-ая мощь общества.
Факторы производства-
ресурсы, используемые людьми непосредственно
в процессе производства при создании
экономических благ.
Основные факторы
производства – труд, капитал, земля
Земля-все
виды природных ресурсов (леса, океаны,
моря)имеющиеся на планете и пригодные
для производства эконом.благ.
Труд- деятельность
людей по производству товаров и услуг
путем использования их физических и умственных
способностей, умений, навыков и опыта
работы.
Капитал-весь производственно-технический
аппарат, который люди создали для увеличения
своих сил и расширенных возможностей
изготовленный необходимых благ.
В материально-вещественной форме капитал
представлен зданиями и сооружениями
и т.п.
Объём измеряется суммарной денежной
стоимости.
Современная
наука выделяет и другие факторы производства:
1)предпринимательская
способность-особый вид чел.ресурсов,
заключающийся в способности наиболее
эффективно использовать все другие факторы
производства.
Выражается:
1)может правильно оценить производство
каких-либо благ и посредством какой технологии
необходимо внедрить для достижения наибольшей
выгоды.
2) готов принять риск потери своих сбережений,
усилий и времени, вложенных в новый проект,
в случае неудачи.
3) умеет координировать использование
других факторов производства для создания
нужных обществу благ.
2)Информация-все
те знания и сведения, которые необходимы
людям для прои-ва необходимых им благ.
Объем этого ресурсы точному измерению
не поддается, хотя ценность его огромна.
Особенность факторов в том что каждый
из них способен принести своему собственнику
определенный вид дохода.
-земля-рента
-труд-заработная плата
-капитал-процент
-предп. способность-прибыль.
Несмотря на то , что объемы ресурсов, имеющихся
в распоряжении людей, на первый взгляд
достаточно велики, в действительность
для удовлетворения всех потребностей
нужно ресурсов, чем всегда было доступно
человечеству.
7.Проблема
выбора. Кривая производственных
возможностей.
Экономический
выбор - это выбор наилучшего из альтернативных
вариантов, при котором достигается максимальное
удовлетворение потребностей при ограниченности
ресурсов.
Проблема экономического
выбора - это множественность целей и ограниченность
ресурсов.
В процессе выбора как общество, так и
отдельный человек сталкиваются с решением
трех основных задач: