Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономическая теория".
1. Предмет
и метод экономической теории.
Микроэкономика и
Экономическая теория как наука: эконом. наука – важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующий экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ.
Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственной практики и регулирования естественных процессов в экономике как сфере хоз. деят. по удовлетворению потребностей общества и индивидов. С точки зрения предмета и методов исследования экон. наука и экон. теория – понятия идентичные. Экон. наука всегда динамична, экон. теория как учебная дисциплина статична для каждого конкретного периода времени.
Экономическая теория - это фундаментальная (от лат. Fimdamentum - основа) экономическая наука, которая изучает общие закономерности хозяйственной жизни, основа экономических наук Это также система научных взглядов на хозяйственное жизни общества, которые дают всестороннее представление о закономерностях его развития. Она не только объясняет, как воспроизводится общество, но и способствует его развитию, предотвращает повторение некоторых негативных экономических явлений, дает возможность прогнозировать будущее развитие экономики.
Предметом эконом. теории является поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.
классическое: предметом является нац. богатство и его распределение, источником богатства является производительный труд во всех отраслях производства (Смит и Рикардо)
марксистское: предметом является изучение эконом. отношений по поводу пр-ва, распределения, обмена и потребления между классами различных благ.
современное: эконом. теория - это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных благ и распределение их между членами общества с целью удовлетворения их потребностей. (Самуэльсон)
Функции и задачи :
1. Познавательная: описание и анализ объективных фактов, явлений и процессов в сфере экономики.
2. Практическая: дает объективно необходимые предпосылки для принятия верных хозяйственных решений.
3. Прогностическая: предсказание будущего на основе наблюдения сложившихся в данный момент тенденций.
4. Критическая: решает проблему, является ли действующая экономическая система справедливой и нет ли необходимости в ее совершенствовании.
5. Методологическая проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых, подотраслевых, функциональных, историко-экономических, а также эконом. наук, находящихся на стыке различных отраслей знаний.
6 Образовательная функция формирует экономическое мышление и соответствующее сознание.
Метод - совокупность приемов или операций теоретического и практического познания предмета экономической теории. Метод является способом достижения научной истины, выявления сущности экономических процессов и явлений.
Общенаучные методы:
1) абстрагирование: выделение наиболее
существенных сторон
2) индукция: движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к явлению в целом;
3) дедукция: движение от целого к частному.
4) анализ: заключается в «расчленении»
исследуемого предмета на
5) синтез: соединение разъединенных элементов воедино с целью изучения внешних и внутренних связей между ними.
Частные: графический, статистический, моделирование, сравнительный анализ
Микроэкономика– изучает деят-ть отдельных самост. эконом. субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими эконом. решений; функц-ие отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего эконом. равновесия с микроэконо. позиций. Макроэкономика – изучает функц-ие экономики страны в целом, агрегированное поведение эконом. субъектов с т. з. обеспечения устойчивого эконом. роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, гос-ое регулирование экономики.
2.Основы теории
Полезность- способность блага удовлетворять потребности человека.
Кардинализм – утверждает, что степень удовлетворения потребностей можно охарактеризовать числом. Наиб. часто они использ-ют бальную шкалу (от 0 до 10, до 100 баллов). Измеряют полезность в ютилях.
Ординалист (порядк) теория полезности (Ф.Эджуорт, В. Парето, И.Фишер). невозможно измерить предел полезность, т.к. потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относит благ. Потребитель систематизир выбор набора благ по ур-ню полезности. Но она не дает представления о различиях удовлетворения наборами благ (потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может опред, насколько один набор предпочтит другого).
Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:
1.Гип полной упорядоч: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.
2.Гип транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С.
3.Гип ненасыщения: при проч равн усл потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.
4.Гип рефлексивности: любой набор товаров не хуже самого себя.
Потребительские предпочтения и личный доход. С точки зрения процесса формирования спроса и определения цен предлагаемых к продаже товаров, уровень дохода потребителей выступает одним из наиболее реальных, поддающихся более или менее точному учету факторов. Равнозначную сумму денежного дохода одни покупатели могут распределить между питанием и одеждой, придавая меньшее или большее значение каждому виду товаров. Другие покупают одежду и услуги так, чтобы какую-то часть дохода сэкономить, сократив до минимума расходы. Третья группа покупателей «не укладывается» в рамки своего дохода и, видимо, будет обращаться к займу денег для оплаты своих покупок.
Номинальный и реальный уровень дохода. Номинальный доход – это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей. Реальный доход – это сумма денег, измеренная с учетом текущих цен и количества товаров, которые можно на них приобрести. Реальный доход и благосостояние будут возрастать в основном в двух случаях: либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах.
Функция полезности: U=U(X1,X2).
Функция полезности: U(Q) – уровень удовлетворения (удовольствия), получаемого потребителем от потребления блага (набора благ).
Номинальный доход - количество денег, полученных отдельными лицами или группами лиц в течение определенного периода. Реальный доход - количество товаров и услуг, которое отдельное лицо или группа лиц могут купить на свой номинальный доход в течение определенного периода.
Виды функции ПОЛЕЗНОСТИ
U U U
0 0 0
Q Q Q
Классическое благо Обычное благо Эталонное благо
Предельная
полезность: MU(Q) – добавочная полезность, извлекаемая
потребителем из 1 дополнительной порции
конкретного блага.
Правило потребительского поведения: целью деятельности субъекта, его выбора, его поступков является максимизация совокупной субъективной полезности. Потребит равновесие- структура расходов потребителя (при данном уровне бюджет дохода), при кот достигается наибольш общ полез-ть от всего приобретаемого им набора потребит благ. Изменяя эту структуру в пользу увелич расх на одни товары и сокращ на другие, потребитель не способен увеличить общую полезность. Условие равновесия: потребит достиг оптим полож, если отнош предел полезн благ=отнош их рын цен:
MUx / MUy = Px / Py или . MUx=ΔU/ΔX
Потребительское равновесие: ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого; это точка касания бюджетной линии и кривой безразличия соответствует наиболее предпочтительному для потребителя набору товаров из всего множества доступных этому потребителю наборов.
Бюджетная линия Равновесие
Е – точка равновесия и дает максимально возможный уровень полезности при данном доходе
Кривая безразличия - геометр место точек, кот показывает различн комбинации 2ух продуктов, имеющих одинак потребит значение или полезность для потребителя. Карта безразличия – ряд кривых безразличия, каждая из кот предс разную степень полезности; все вместе эти кривые характеризуют предпочтения потребителя. Св-ва крив безразл: не пересек, тк явл геометр местом наборов равной полез-ти; выпуклы к нач корд и имеют отрицат наклон; чем выше и правее располож кривая, тем более высок ур-ню полез она соответ.
Возможности потребит ограничивает бюджетная линия – множество точек, отражающ доступные для потребит наборы благ при заданном уровне доходов.
I = Px*X + Py*Y, (Ур-е бюдж линии – нужно выразить У)
где I- доход потребителя за опред. период; Рх,Ру – цены соответственно товаров Х и У; Х иУ – кол-во соответ-но товаров Х и У.
Смысл бюджетного ограничения в том, что с одной стороны, потребитель может купить в течении данного периода времени товаров на сумму, не превышающую его бюджет, а с др. – все имеющиеся в его распоряжении ср-ва должны быть полностью потрачены на приобретение товаров Х и У.
Увелич цены х сниж цены У рост дохода (при неизм ценах)
Предельная норма замещения: показывает какое количество товара Y потребитель отдает, чтобы получить 1 дополнит. единицу товара X;
MRS = Dy/Dx.
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения.
Эффект дохода возникает, поскольку снижение цены на товар увеличивает реальный доход, или покупательную способность, потребителя, тем самым сдвигая его бюджетную линию и позволяя достигать ранее недоступных кривых безразличия. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара.
3. Кривая спроса, кривая предложения, равновесие, равновесная цена.
Определение спроса: (D) это платежеспособная потребность в товарах и услугах, которые покупатели готовы приобрести по сложившимся на рынке ценам.
Величина спроса: количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях
Цена как решающий фактор, определяющий величину спроса: главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы продать дороже). Покупатель предлагает со стороны спроса предельную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, т.к у покупателя нет больше денег. В противном случае возникает кризисная ситуация, связанная с избытком товара.
Закон спроса: чем выше цена на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса и наоборот.
Кривая спроса – график, иллюстрир связь между ценой опред товара или услуги и кол-вом потребит, желающих его купить по данной цене. факторы смещения кривой спроса: 1. Цена, 2.неценовые: привычка, ценностные установки, способность оценить кач-во блага, культурное потребление.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"