Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:44, реферат
Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.
Заемные средства промышленных предприятий – средства, полученные на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой за их использование. Их можно разделить на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные заемные средства включают: долгосрочные кредиты банков и других институциональных инвесторов; долгосрочные государственные инвестиционные кредиты; средства от выпуска долгосрочных облигаций и других долговых обязательств (на срок свыше года); лизинг и т. д.
Краткосрочные заемные средства: коммерческий (товарный) кредит; средства от выпуска краткосрочных облигаций и других долговых обязательств (срок менее года); краткосрочные кредиты банков и других институциональных инвесторов.
Собственные и привлеченные источники инвестиций образуют собственный капитал предприятия. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежат возврату. Инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники инвестиций образуют заемный капитал предприятия.
При многообразии источников финансирования к основным методам финансирования инвестиционной деятельности можно отнести самофинансирование, акционерное финансирование, бюджетное финансирование, кредитное финансирование, лизинговое и комбинированное (смешанное) финансирование. Метод финансирования – механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного процесса. Формы финансирования – внешние проявления сущности метода финансирования.
4. Кредитное обеспечение инвестиций
Наиболее распространенной формой привлечения заемных средств для предприятий является получение банковской ссуды по кредитному договору.
Кредит – предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений.
Кредитные ресурсы – ориентация предприятия на осуществление эффективных проектов.
Если предприятие является акционерным обществом, то может привлекаться эмиссия ценных бумаг. Она ориентирует предприятие на высокую эффективность финансируемых проектов, так как для инвестора одним из основных мотивов приобретения ценных бумаг является их доходность. Источник обладает значительной потенциальной емкостью, однако для ее реализации необходимо убедить акционеров в целесообразности вложений в намечаемые проекты, обосновать надежность и осуществимость планируемых инвестиций. Риск утраты контроля может быть минимизирован путем обеспечения такой структуры акционерного капитала, в которой будут отсутствовать крупные держатели пакетов акций. Потенциальным источником инвестиций для предприятия выступает государство.
Возможность возникновения и развития кредита связана с кругооборотом и оборотом капитала. В силу сезонности производства, неравномерных поставок и других условий происходит несовпадение времени создания и обращения продукции.
У одних субъектов появляется временный избыток средств, у других – их недостаток. Это создает возможность возникновения кредитных отношений, т. е. кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью их использования в хозяйстве.
Функции кредита:
1) перераспределительная. В
условиях рыночной экономики
рынок ссудных капиталов
2) ускорения концентрации
капитала. Процесс концентрации
капитала является необходимым
условием стабильности
3) ускорение научно-технического
прогресса. В послевоенные годы
научно-технический прогресс
Кредит является основным инструментом инвестирования денежных средств в предприятии.
5. Расчет эффективности инвестиций
Для оценки эффективности проекта используются следующие показатели:
1) чистый доход;
2) чистый дисконтированный доход;
3) индекс доходности;
4) внутренняя норма доходности.
Чистый доход предприятия от реализации инвестиционного проекта – разница между поступлениями (притоком средств) и выплатами (оттоком средств) предприятия в процессе реализации проекта применительно к каждому интервалу планирования.
Использование в практике оценки инвестиционных проектов величины чистого дисконтированного дохода как производного от рассмотренного показателя чистого дохода вызвано очевидной неравноценностью для инвестора сегодняшних и будущих доходов. Иными словами, доходы инвестора, полученные в результате реализации проекта, подлежат корректировке на величину упущенной выгоды в связи с «замораживанием» денежных средств, отказом от их использования в других сферах применения капитала.
Для того чтобы отразить уменьшение абсолютной величины чистого дохода от реализации проекта в результате снижения «ценности денег» с течением времени, используют коэффициент дисконтирования (?), который рассчитывается по следующей формуле:
? = 1 / (1 + Е)t,
где Е – норма дисконтирования (ставка дисконта),
t – порядковый номер
временного интервала
Принятый способ расчета коэффициента дисконтирования исходит из того, что наибольшей «ценностью» денежные средства обладают в настоящий момент. Чем больше отнесен в будущее срок возврата вложенных средств от момента их инвестирования в проект, тем ниже «ценность» денежных средств. Значения коэффициента дисконтирования для заданного интервала времени реализации объекта определяются выбранным значением нормы дисконтирования.
Норма дисконтирования рассматривается в общем случае как норма прибыли на вложенный капитал, как процент прибыли, который инвестор хочет получить в результате реализации проекта. Часто норма дисконтирования рассматривается на уровне ставки банковского депозита или на уровне ставки по банковскому кредиту.
Индекс доходности проекта позволяет определить, сможет ли текущий доход от проекта покрыть капитальные вложения в него. Эффективным считается проект, индекс доходности которого выше единицы, сумма дисконтированных текущих доходов (поступлений) по проекту превышает величину дисконтированных капитальных вложений.
Рассчитывается он следующим образом: разница между поступлениями от реализации проекта и затратами на его реализацию умножается на коэффициент дисконтирования (?). Полученный результат делят на произведение капитальных вложений в проект на тот же ?.
Внутренняя норма доходности – норма дисконта, при которой величина доходов от текущей деятельности предприятия в процессе реализации равна приведенным (дисконтированным) капитальным вложениям.
Внутренняя норма доходности представляет собой предельно допустимую стоимость денежных средств (величину процентной ставки по кредиту, размер дивидендов и т. д.), которые могут привлекаться для финансирования проекта. Практически вычисление внутренней нормы доходности производится с помощью программных средств типа электронных таблиц.
6. Понятие и классификация инноваций
Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам как в производственной, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающим условия для такой экономии.
Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.
Совокупность инновационных действий предприятия называется научно-технической политикой предприятия. Научно-техническая политика включает в себя:
1) разработку планов и
программ инновационной
2) контроль за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
3) изучение проектов создания новых продуктов;
4) проведение единой
5) обеспечение финансами
и материальными ресурсами
6) обеспечение инновационной
деятельности
7) создание временных целевых
групп для комплексного
Инновация является весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающей весь комплекс отношений исследования, производства, сбыта. Огромное значение в повышении ее эффективности принадлежит менеджменту.
Непрерывный процесс открытия новых знаний и применение их в общественном производстве, т. е. непрерывный процесс внедрения инноваций, называется научно-техническим прогрессом.
Инновации бывают двух основных форм:
1) эволюционная форма, воплощающаяся
в насыщении промышленности
2) революционная форма, воплощающаяся
в технологических прорывах, характеризующихся
совершенно новыми
Инновации по происхождению могут быть собственные и приобретенные. Собственные инновации – это те научные достижения и разработки, которые были от начала и до конца разработаны на данном конкретном предприятии. Приобретенные инновации (внешние) разработаны в других предприятиях, специализирующихся на этом фирмах. Их внедрение и использование в деятельности данного предприятия происходит путем приобретения патентов, лицензий и т. п. Нередко разработка собственных инноваций обходится дороже, чем приобретение их на стороне. Однако они имеют свои плюсы: использование собственных инноваций придает большую конкурентоспособность организации, так как эти инновации в отличие от приобретаемых не становятся длительное время достоянием всего рынка, других предприятий-конкурентов.
7. Субъекты инновационной деятельности
Инновационная деятельность – практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.
Субъекты – государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).
В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями.
Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются:
1) аккумулирование средств на НИОКР и инновации;
2) координация инновационной деятельности;
3) стимулирование инноваций,
конкуренции в данной сфере, страхование
инновационных рисков, введение
государственных санкций за
4) создание правовой базы
инновационных процессов, в том
числе системы защиты
5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;
6) формирование инновационной инфраструктуры;
7) институциональное обеспечение
инновационных процессов в
8) обеспечение социальной
и экологической
9) повышение общественного
статуса инновационной
10) регулирование международных
аспектов инновационных
Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития; проведении комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий.
Инновационная политика предприятий направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта товаров. Также учитывается не только рациональное природопользование, но и развитие на предприятиях малоотходных технологий, проведение природоохранных мероприятий.
Побудительные мотивы развития инноваций – это стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уровне выше средних, и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумеют найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.
Возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования такого инструмента, каким являются инновации. При этом чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности.