Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:26, реферат
В задачи данной работы входит, во –первых, рассмотрение значения труда в развитии человека. И во–вторых, изучение роли труда в развитии научно-технического прогресса и общества.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предмет экономики труда…………………………………………………..….6
2. Значение труда в развитии человека…………………………………………..9
3. Роль труда в развитии научно – технического процесса и общества……...13
4. Связь экономики труда с другими науками………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы……………………………………….……22
«Экономика
труда в системе других наук. Понятие.
Связь с другими науками»
Содержание.
Введение……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….……22
Введение.
Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
В реальной жизни проблемы экономики труда глубоко социализированы. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.
Поэтому предметом изучения экономики труда являются не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда. Следовательно, правомерно говорить о социально-трудовых отношениях как о предмете экономики труда.
Теоретическое
и методологическое развитие экономики
труда как науки шло
С развитием рыночных отношений в экономике России возник вопрос об объединении зарубежных и отечественных направлений исследований и достижений практики, учитывающий специфические особенности развития российской экономики.
Потребность в расширении знаний о труде как источнике развития человека и общества объективно служит движущим мотивом раскрытия новых граней и возможностей в определении предмета науки «Экономика труда». Это обусловлено как развитием в целом экономической теории, так и развитием арсенала средств научно – технического прогресса, способствующих росту эффективности труда, созданию достойных условий жизни людей в обществе.
При становлении и развитии рыночных отношений в экономике можно полагать, что развитие «Экономика труда» будет исходить из основополагающей категории эффективность труда, т.е. соотношения между его затратами и результатом, затрагивая следующие направления :
- исследование содержания социально-трудовых отношений , рынка труда, занятости, механизма, регулирующего и обеспечивающего эффективное функционирование трудовых ресурсов и трудового потенциала общества;
-формирование
экономических условий для
изучение трудовой мотивации и стимулов, обеспечивающих плодотворную и эффективную трудовую деятельность в процессе развития рыночных отношений;
-определение
принципов управления
Таким
образом, можно определить, что в
современных условиях предметом
экономики труда является изучение
социально – трудовых отношений
в вопросах трудового потенциала
общества, путей его формирования
и рационального использования
в целях повышения
В
задачи данной работы входит, во –первых,
рассмотрение значения труда в
развитии человека. И во –вторых, изучение
роли труда в развитии научно-технического
прогресса и общества.
1. Предмет
экономики труда
Экономика
труда как наука изучает не
отношения человека к природе
сами по себе, не материально-вещественную
сторону конкретного труда, а
закономерности общественной организации
труда в связи с его
На каждой ступени развития человеческого общества создается своя специфическая общественная форма труда. Хотя общественная организация труда изменяется под воздействием социальных условий, в ней можно обнаружить некоторые постоянные общие элементы, обусловленные самой природой человеческого труда.
Для
того чтобы процесс труда мог
совершаться, необходимо соединить
рабочую силу со средствами труда. Способы
соединения рабочей силы со средствами
труда меняются под воздействием
производственных отношений. Но как
бы эти способы ни изменялись, привлечение,
людей к труду остается совершенно
необходимым элементом
Для того чтобы производить материальные блага, люди вступают в определенные общественно-трудовые связи. Эти связи (разделение, кооперация труда, трудовая дисциплина и т. д.) осуществляются своими особыми методами в каждой социально-экономической формации, но как бы ни менялись эти методы, всегда сохраняется необходимость во взаимном сотрудничестве людей в той или иной форме.
Для
того чтобы производство, в основе
которого лежит труд, могло совершаться
постоянно, необходимо непрерывное
воспроизводство рабочей силы. Речь
здесь идет как о воспроизводстве
отдельного работника — носителя
рабочей силы, так и о воспроизводстве
коллективной рабочей силы, С этим
связаны и определенный характер,
и формы распределения
Таким образом, экономика труда изучает проявление экономических законов в области общественной организации труда, распределения общественного продукта, воспроизводства рабочей силы и определяет методы их использования в практической деятельности для обеспечения неуклонного роста производительности общественного труда с целью повышения уровня жизни трудящихся и всестороннего развития человека.
Выделение
экономики труда в
Экономика
труда изучает вопросы
Методологической основой экономики труда как науки является диалектический материализм. Это означает, что все изучаемые явления и процессы в области общественной организации труда должны рассматриваться исторически, т. е. в развитии, с учетом изменяющихся общественно-производственных условии. Такой подход прежде всего позволяет правильно установить существенные различия в организации труда, определить преимущества в этой области.
Рассматривая общественную организацию труда в развитии, легко обнаружить остатки прошлого, черты настоящего и ростки будущего. Исторический подход к изучению развития форм труда предполагает учет особенностей в организации труда. Только при этом условии возможно понять и объяснить историческую обусловленность отдельных явлений в области общественной организации труда.
Вместе с тем изучение процессов, происходящих в области общественной организации труда, не может проходить вне учета и связи с другими явлениями и процессами экономической жизни. Так, например, изменения в разделении труда нельзя понять вне связи с развитием техники и организации производства.
Все
это позволяет правильно
Эти
методологические требования научного
исследования осуществляются с помощью
ряда средств и методов, которые
являются общими для экономических
наук. К ним можно отнести методы
качественного и
2. Значение труда в развитии человека
Труд — вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.
Труд
— это целесообразная деятельность
людей, направленная на создание материальных
и культурных ценностей. Труд есть основа
и непременное условие
Труд предполагает определенную общественную форму (человек — существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека — это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.
Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.
Труд,
прежде всего процесс, совершающийся
между человеком и природой, процесс,
в котором человек своей
Информация о работе Экономика труда в системе других наук. Понятие. Связь с другими науками