Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:00, лекция
Наряду с формальной логикой широко стал применяться математический инструментарий, в частности предельный и функциональный анализ, изменился и подход к исследованию экономических процессов. Если раньше все рассматривали с позиции интересов производителя, то теперь большое внимание уделялось потребительским предпочтениям. В рамках маржинализма возникли такие крупнейшие теории, как "Теория предельной полезности", "Теория предельной производительности", "Теория рыночного ценообразования". Маржинализм явился основой неоклассического направления (Альфред Маршалл, Джон Бэйнтс Кларк, Артур Пегу). Неоклассическое направление синтезировало теорию издержек классической школы и теорию предельной полезности марженального направления. По большому счету, все имеющиеся наработки в области Микроэкономики берут свое начало из работ неоклассиков.
Авторы этой теории убеждены
в том, что чем более рассредоточены
права собственности между
При изучении собственности важную роль играют ее формы проявления, которые по-разному отражаются в экономических системах. По факту существуют только две формы- частная собственность и общественная (государственная). Частная может быть личной собственностью, индивидуальной, акционерной, кооперативной, партнерской.
Проблема выбора является
ключевой в экономической
Суть теории сводится
к тому, что человек, делая выбор,
в пользу какой-то одной
Альтернативные издержки (альтернативная стоимость)- это то,от чего приходится отказаться в пользу потребления (производства) другого. Для теории альтернативной стоимости свойственно такое положение, что со временем альтернативные издержки имеют тенденцию к росту. Это объясняется отсутствием абсолютной взаимозаменяемости между факторами производства, что в свою очередь объясняет выпуклый характер кривой.
Теория альтернативной
стоимости очень сильно связана
с теорией предельной полезности.
Полезность-это способность
Полезность понятие
субъективное. Полезность одного
и того же продукта для
Этот способ измерения использовался длительное время, но он не способен решить проблему субъективности. Ординалисты измеряют полезность в относительных величинах. Для этого строятся "шкалы предпочтения благ" (используется интенсивно В.Паретто, Д.Хиггс). Этот метод лишен субъективности.
2. Необходимо различать
совокупную и предельную
Предельная полезность-
это то добавочное удовлетворение,
которое получает человек при
потреблении дополнительной единицы
блага.
MU-предельная
TU-совокупная
Убывание предельной полезности при росте потребления блага впервые было замечено Генрихом Госсеном. Он вывел закон "Закон убывающей предельной полезности" ( первый закон Госсена ). Суть закона: по мере потребления какого-либо блага каждая дополнительная единица этого блага будет приносить меньшую полезность, чем предыдущая. Теория предельной полезности лежит в основе теории поведения потребителя, которая в свою очередь является базой для теории спроса.
Любой потребитель всегда руководствуется на рынке первым законом Госсена, однако для совершения акта покупки его не достаточно. Кроме полезности человек ориентируется на бюджет. Формой проявления этой ориентации является учет цены блага.
Второй закон Госсена: равновесие потребителя на рынке наступит тогда, когда ему будет все равно какое благо приобрести на последнюю денежную единицу, т.е. когда отношения предельной полезности к цене для разных благ будет одинаково.
3. Применение двух законов Госсена отражается в рамках теории поведения потребителя на рынке. В рамках этой теории происходит взаимодействие двух инструментов- кривых безразличия и бюджетных ограничений. Кривая безразличия позволяет выявить субъективирую информацию о предпочтениях потребителей. О том, какое сочетание благ дает потребителю одинаковое удовлетворение. Кривая безразличия-это целый спектр точек, каждая из которых показывает комбинации из двух товаров, приносящие человеку одинаковое удовлетворение.
Кривая безразличия всегда имеет отрицательный угол наклона. Уменьшение количества одного блага всегда сопровождается увеличением количества другого в целях сохранения общей полезности.
Кривые безразличия не пересекаются.
При анализе деятельности потребителя используется не одна кривая безразличия, а карта кривых.
Отрицательный угол наклона
позволяет высчитать
Бюджетное ограничение
(линия)- это геометрическое место
точек, показывающее разные
R=f(q1*q2)=P1*q1 + P2*q2
Бюджетная линия характеризует возможности покупателя, это всегда прямая линия с отрицательным углом наклона, поскольку приобретая большее число одного из товаров
Факторы, влияющие на бюджетную линию:
1) величина дохода-зависимость прямая. Чем больше доход, тем больше возможностей, график смещается вправо.
2) влияние цен товара.
Если цены увеличиваются, то
при том же самом доходе
потребитель сможет купить
Такое поведение человека,
описываемое изменением бюджетной
линии при изменении цен на
товары, связано с двумя
Эффект замещения-в
большинстве своем все товары
являются взаимозаменяемыми, в
этой связи рост или падение
цены на один из
Возможно два случая
поведения человека на рынке:
1) U=f(q1*q2)->max; r=p1q1+P2q2=const
2) R=P1q1+P2q2->min; U=f(q1q2)=const
Поскольку со временем меняются и пристрастия покупателя, и его доход, то может возникнуть целая карта с оптимумами потребителя. впервые анализ множественности оптимумов был дан Джоном Хиггсом, он построил кривую "доход-потреблени" (кривая С). Эта кривая иллюстрирует вполне логичную вещь-с ростом дохода потребительские возможности покупателей расширяются. В последующем кривая "доход-потреблени" была проанализирована для разнородных видов товаров, оказалось, что она может иметь не только такую конфигурацию, как предложил Хиггс, из может быть 3.
Задача: Федор отказался
от работы столяром с зарплатой в
24.000 рублей в год и от работы референтом
с зарплатой 18.000 в год, вместо этого
он поступил в институт с годовой
оплатой 12.000 рублей в год. Половину
оплаты за обучение компенсирует государство.
Какова альтернативная стоимость обучения
за этот учебный год?
24000+6000=30000- альтернативная стоимость
Спрос- потребность покупателей тех или иных товаров, выраженная в деньгах.
Виды спроса:
1) индивидуальный – потребность отдельного покупателя в том или ином товаре, выраженная в деньгах
2) рыночный
спрос – суммарный спрос
3) совокупный спрос( агрегированный) – формируется на национальном уровне и представляет собой реальный объем товаров и услуг, которые готовы купить покупатели при различном уровне цен
Чтобы показать спроса функционально и графически нужно знать действие закона спроса: с ростом цен на какой-либо товар потребитель может и желает покупать все меньшее количество этого товара и наоборот. Он базируется на действии 2-х психологических эффектах: дохода и замещения.
Необходимо знать, что когда изменяется цена, меняется величина спроса. Когда же изменяются неценовые факторы, меняется сам спроса. В 1-ом случае будет двигаться точка по графику, во 2-ом сдвигаться сам график.
Неценовые детерминанты спроса:
1) число покупателей
2) доходы покупателей
3) потребительские ожидания
4) цены на
товары-субституты и товары-
5) мода
Однако для рядов товара может быть график иным, и может быть иным и для отдельных групп покупателей.
Конфигурация
графика спроса низкокачественных
товаров имеет иную зависимость,
даже при падении цен на низкокачественные
товары покупатели не соглашаются покупать
их в большом количестве. Это связано
с тем, что эффект дохода и эффект
замещения действует
Иногда эффект дохода и эффект замещения вообще не учитывается покупателями. Их замещают другие эффекты:
1) эффект сноба ( только из желания быть непохожими на других)
2) Вебленс.
Ряд людей совершают покупки,
руководствуясь стремлением
3) эффект
Гиффена. У большинства
4) Эффект вагонов- это осуществление покупки под воздействием моды.
2.Предложение-это
Закон предложения: между предложением и ценой существует прямая зависимость. Чем выше цена, тем больше товаров готовы произвести и продать предприниматели.
При изучении предложения важно знать о каком временном периоде идет речь. Обычно выделяют краткосрочный и долгосрочной периоды. В рамках краткосрочного периода предприниматель не может изменить свои производительные мощности, в долгосрочном такая возможность появляется. Реже предлагают 3 периода. Среднесрочный (может увеличить объемы переменных факторов. Долгосрочный (увеличивает объемы не только переменных, но и постоянных факторов)
Если меняется цена, то изменяется величина предложения (двигается точка по графику). Если меняются не ценовые факторы, то изменяется само предложение (сдвигается график).
1) изменение цен на ресурсы;
2) количество производителей на рынке;
3) новые технологии;
4) налоги и субсидии товаропроизводителей;
5) ожидания производителя.