Как добывать информацию в разговоре? Искусство слушать и задавать вопросы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Практика получения информации показывает, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них — получить определенные сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться

Содержание

Введение. 3 стр.
Как добывать информацию в разговоре? 4 – 11 стр.
Искусство слушать. 12 – 13 стр.
Умение задавать вопросы. 14 - 17 стр.
Библиографический список. 18 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

РУССКИЙ ЯЗЫК готово отправлено.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

 

 

 

Как добывать информацию в разговоре? Искусство  слушать и задавать вопросы.

 

 

 

                                                                   (дисциплина Русский язык)

 

 

 

 

 

 

Студентки заочного отделения

Группы – ВЗБ3ЭК-11

Денисовой Валентины Викторовны

 

 

 

                                          Преподаватель Омелин Михаил Васильевич

 

 

 

 

 

План.

  1. Введение.                                                                                            3 стр.  
  2. Как добывать информацию в разговоре?                                  4 – 11 стр.
  3. Искусство слушать.                                                                    12 – 13 стр.
  4. Умение задавать вопросы.                                                         14 -  17 стр.
  5. Библиографический список.                                                               18 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общение – сложный многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.

 

Люди общаются…причем  их должно быть не менее двух. Один из них направляет информацию, его называют коммуникатором,  а другой принимает, он – реципиент. Зачем они это  делают? Для того, чтобы строить  свои отношения друг с другом, понимать один другого, обмениваться информацией, совместно трудиться, учиться, советовать, выражать эмоции, играть, приказывать, передавать накопленный опыт.

 

Общение пронизывает  всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища.

Люди общаются между  собой речевыми и неречевыми средствами. Речевое общение – это передача информации от одного человека к другому и ее осмысление при помощи слов. К неречевому общению относятся: жесты,

мимика, пантомимика, тембр  голоса, громкость, быстрота речи, паузы, смех, контакт глазами, прикосновения.

При обмене общими фразами  люди сообщают друг другу информацию, содержащую факты, мнения и убеждения, отражающие их жизненные ценности. Подобные беседы важны на первой стадии взаимоотношений, потому что с их помощью мы решаем для себя, развивать отношения дальше или нет. В ходе беседы знакомые стремятся установить более близкие отношения, пытаясь поговорить о серьезных вещах.

Когда люди обмениваются чувствами, понимают друг друга, получают удовлетворение оттого,  что находятся вместе, им интересны идеи и чувства собеседника, возникает дружба. Далее могут возникать чувства привязанности и любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как добывать информацию в разговоре?

 

Практика получения  информации показывает, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них — получить определенные сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться. Исходя из практического опыта, можно выделить два основных способа получения необходимой информации:

  • Первый — это побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих для вас интерес.
  • Второй — побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить некоторые стороны жизни интересующего лица или для завязывания разговора на политическую тему, можно использовать соответствующие газеты или журналы.

Вообще следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуждающих заинтересованное лицо к непроизвольным высказываниям, могут быть использованы личные вещи этого человека (предметы туалета, книги и т. д.); предметы, принадлежащие близким этого человека, или иные предметы, доступные для восприятия. Наличие таких конкретных предметов дает двойной психологический результат.

Само собой разумеется, что оживление в памяти образов  прошлого — процесс достаточно осознанный. Что же касается высказываний, то они, как правило, непреднамеренны, в  том смысле, что лицо, интересующее нас, рассказывая о своей жизни, не осознает, что тем самым оно сообщает интересующую вас информацию.

Необходимые условия  для успешного применения этого  приема:

  1. предмет, избранный для демонстрации, должен ассоциироваться с предметом, который бы воскресил в памяти интересующего лица события, подлежащие уяснению;
  2. демонстрация должна быть всегда естественной и оправдываться конкретной ситуацией;
  3. ваши действия и поступки при демонстрации предмета должны быть экспрессивно обоснованы.

Следует отметить, что  основное правило применения этого приема следующее: побуждение к непроизвольному высказыванию при демонстрации предметов достигает своей конкретной цели только в том случае, если интересующее лицо не осознает, что данный предмет служит поводом для высказывания.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов. Такая тема оживляет ряд образов в памяти человека, неизбежно захватывая в свою орбиту и образы из области запретной, то есть известной только ему информации. Здесь следует учитывать не перечень возможностей, а сам способ ставить тему, то есть умение наводящими вопросами задать основной вопрос и получить на него ответ. Переключение на смежную тему может осуществляться с помощью самых различных нейтральных вопросов.

Сущность этого явления  заключается в том, что практически  одинаковые реакции возникают у  человека на все слова, которые сходны по смыслу, то есть относятся к одной  логической группе, и почти не зависят  от их звучания или написания.

Основные условия успешного  применения данного приема состоят  в следующем:

  1. тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть известна интересующему лицу и иметь для него определенную личностную значимость и ценность;
  2. смежная тема должна логически вытекать из конкретной ситуации;
  3. действия и поступки лица, осуществляющего получение информации должны быть психологически обоснованными и экспрессивно подтвержденными, то есть соответствовать профессиональным и индивидуальным особенностям личности.

Методические условия  использования данного приема:

  1. смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему выведыванию, так как в противном случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса;
  2. тема не должна быть и слишком отдалена от основного выясняемого вопроса, ибо это вызывает памяти массу других образов и ведет к высказываниям, которые не содержат в себе интересующей информации.

Таким образом, использование  смежной темы разговора для получения  интересующей вас информации состоит в том, чтобы оживить впечатления, хранящиеся в памяти у интересующего лица, замаскировать действительное значение смежной темы и в результате побудить его непреднамеренно передать соответствующую информацию.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему для вас интерес. В целенаправленных беседах можно использовать стремление человека во что бы то ни стало защитить свою точку зрения, повысить личную значимость в глазах окружающих. При этом следует учитывать сложившиеся с заинтересованным лицом взаимоотношения. С учетом того, как этот человек относится к вам, создаются определенные предпосылки для получения информации. К таким предпосылкам относятся следующие:

  • стремление собеседника искренне и бескорыстно помочь партнеру. Это стремление выражается обычно в попытках дать конкретный совет, переубедить и т. д.;
  • чувство благодарности, испытываемое в ответ на действия и высказывания партнера. Поэтому собеседник может сообщить интересующую нас информацию, рассматривая свои действия как своеобразное возвращение «долга»;
  • желание удивить оппонента, вызвать у него растерянность. Этот фактор ярко проявляется в процессе спора, затрагивающей интересы обоих собеседников;
  • потребность получить отклик собеседника на свои высказывания. Данный фактор имеет особое значение, когда партнер пользуется авторитетом у собеседника. Иногда, рассказывая что-либо, они желают получить совет или одобрительный отклик от человека, которого ценят.

Все это дает основание  применять при получении интересующей информации специфические приемы этого  метода, такие как обращение к чувству собственного достоинства, проявление равнодушия, «игра» на чувстве собственного достоинства собеседника и проявление участия. Кратко остановимся на этих обозначенных приемах.

1. Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми Обращение к чувству собственного достоинства позволяет установить с такими людьми тесные отношения и способствует проявлению искренности с их стороны.

Условия успешного применения данного приема:

  1. перед похвалой всегда следует сделать комплимент;
  2. при обращении с похвалой следует принять соответствующее выражение лица и позу;
  3. подчеркивать «достоинства» интересующего лица лучше, сравнивая его с оппонентами. При этом следует знать о том, что все хорошо в меру, и об этом не надо забывать.

2. Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

Условия, необходимые  для успешного применения данного  приема:

  • нужно вовремя почувствовать, что интересующее лицо «переполнено» сведениями. Это безусловно заметно по поведению этого человека: он бросает частые взгляды в сторону лица, которому хочет что-то сказать, не может спокойно сидеть на одном месте, начинает усиленно жестикулировать.
  • нельзя в это время навязывать интересующему вас человеку свою тему разговора;
  • проявление равнодушия с вашей стороны может побудить этого человека к высказыванию лишь в условиях доверительности. Это фиксируется по стремлению интересующего лица уединиться с вами. При отсутствии доверительности равнодушное отношение к этому лицу вызовет у него ответные реакции подобного рода.

3. Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения. В таком состоянии у человека ослабевает контроль за своим поведением и высказываниями. Различают несколько этапов развития такого состояния. Эмоциональный стресс возникает в результате какого-либо резкого и сильного воздействия на человека, возбуждающего его психику и нарушающего нормальную ориентировку в окружающей обстановке. Основной этап — период бурных переживаний, плохо контролируемых действий и речевых реакций. Заканчивается эмоциональный стресс постепенным переходом к спокойствию.

Ввести интересующее лицо в состояние эмоционального стресса можно задав неожиданный вопрос, сделав неточное или ложное заявление; сообщить якобы «важные» сведения, показать свою осведомленность в чем-либо.

4. Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором — эти намерения им осознаются.

Условия для успешного  применения этого приема:

  • неожиданный вопрос не должен быть связан с темой настоящего разговора;
  • этот вопрос должен касаться интимных проблем или секретов;
  • содержание вопроса должно быть четким и конкретным.

Основное правило применения этого приема: если поставлена задача разоблачить или уличить собеседника, неожиданный вопрос должен поставить интересующее лицо в тупик; если же нужно привести его в замешательство, то надо предусмотреть для этого лица пути выхода из этого положения.

5. Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия. Не менее эффективен этот прием и по отношению к людям, считающим себя «знатоками» или большими эрудитами.

Условия успешного применения данного  приема:

  • неточное или ложное заявление должно касаться сферы идей, которые волнуют интересующее лицо в данный момент;
  • такое действие должно создавать у интересующего лица определенное затруднение в виде борьбы мотивов: сказать — не сказать и т. д.;
  • человек, использующий этот прием, должен убедить собеседника в искренности своего поведения.

Информация о работе Как добывать информацию в разговоре? Искусство слушать и задавать вопросы