Морально-этические проблемы коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:30, реферат

Краткое описание

Степень научной разработанности темы значительна: с высокой степенью регулярности публикуются различные работы (преимущественно экономические, юридические, социологические), посвященные проблеме коррупции, чего нельзя сказать о комплексном философском осмыслении феномена коррупции. Наиболее распространено изучение коррупции с правовой и криминологической точки зрения, однако как социальное явление коррупция стала изучаться лишь в недавнее время,
Коррупция многолика, поэтому она и является предметом исследования самых разных научных дисциплин. От аспекта рассмотрения коррупции зависит и точка зрения на ее причины и сущность, которые не могут быть выявлены во всей полноте при использовании отраслевых наук.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.КОРРУПЦИЯ КАК ПАГУБНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 6
2. ЭТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

1.Моральноэтические нормы и коррупция.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

По мнению экспертов, значительные  масштабы коррупция приобретает по следующим  причинам.

1. Социально-экономический  кризис и экспансия определенных  секторов экономики, в том числе  закупок, государственные контракты  на поставки определенных видов  товаров;

2. Либерализация торговли на международном уровне из-за сменившихся политических условий. Это способствует развитию  незаконной  торговли и коррупции, приводит к высоким издержкам, наносит ущерб потребителям.

Во втором случае, где  предпочтение отдается правовому аспекту  коррупционной деятельности, к ее сфере относят органы государственной власти и местного самоуправления. Опасность коррупции заключается в том, что наносится значительный урон авторитету государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, коррупция может рассматриваться как покупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Акцент в этих определениях делается на субъектах данного явления, преступное поведение которых исходит со стороны должностных лиц органов государственного управления, власти и местного самоуправления.

Распространенной ситуацией  коррупционных действий служит поведение  должностного лица, которое принимает  противоправное решение, в том числе, если оно не приемлемо общественному мнению, из которого извлекает выгоду некоторая другая сторона (например, фирма получает государственный заказ), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение. Характерным признаком при этом становится нарушение закона при принятии решения. 

Важными являются нравственные издержки от коррупции, влекущие за собой  сложные последствия для общественного  мнения, грозящие подрывом демократических  ценностей, стабилизации общества в  целом. Поэтому на основе анализа  отечественной и зарубежной практики коррупция может быть рассмотрена как система отношений, основанная на противоправной деятельности должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам.

Следует заметить, что  у такого сложного социального явления  как коррупция нет однозначного и  единственного определения. Понятие коррупция невозможно уложить в конкретный состав одномерных противоправных действий, охватить одной нормативно-правовой дефиницией.

На наш взгляд, коррупция - это использование должностного положения в личных, узкогрупповых, корпоративных  служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей. Известно, что коррупционные правонарушения многообразны и носят не только уголовно- правовой, но и административный, дисциплинарный, гражданско-правовой характер.  В современных российских условиях содержание понятия коррупционная выгода становится экономическим по содержанию, но криминальным, по своей сути. Присвоение материальных благ и преимуществ получает распространение и в области политических интересов отдельных групп лиц или сообществ, что подрывает веру народа в демократию, деморализует общество, создавая благоприятные условия для существования самого феномена коррупции. В этом заключается важная социальная особенность коррупции, её опасность для общества.

Основными причинами такого положения являются:

1. Правонарушения со  стороны чиновничьего аппарата, которые чаще всего связаны  с управленческой деятельностью,  которая, несмотря на провозглашение  открытости, остается в значительной  степени конфиденциальной;

2. В совершаемых должностных преступлениях, как правило, нет прямых и непосредственных потерпевших, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов. Нередко обе стороны заинтересованы в сохранении проводимой сделки в тайне;

3. Преступные коррупционные действия совершаются с использованием высокоинтеллектуальных способов и технологий, при наличии самых современных методов защиты от разоблачения;

4. Лица, относящиеся к сфере органов  власти и управления, имеют больше  возможностей избежать реальной уголовной ответственности, чем большинство граждан страны.

Характеризуя коррупцию как  социальное явление, необходимо отметить, что она обладает рядом качественных признаков, позволяющих выделить ее в самостоятельное явление. К  таковым  относятся:

– расхождение интересов коррумпированной элиты  с интересами большинства;  использование со стороны коррумпированных элементов методов принуждения; неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;

– нелегитимность использования участниками  коррупционных  отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству. 

Поэтому коррупция как социальное явление представляет собой  неформальное, отклоняющееся поведение  управляющей  элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании  социальных благ. Как социальный феномен охватывает все формы злоупотреблений, при которых должностные полномочия используются в личных целях, при чём эти цели не обязательно должны быть только материальны.

Также коррупцию считаем  социальным явлением и потому, что  она: затрагивает интересы общества, социальных групп, отдельно взятой личности; оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства; влияет на государственно-правовые механизмы; воздействует на общественные и личные взгляды; формирует определённые морально-нравственные установки и критерии поведения в обществе.

Современные представления  различных социальных категорий  о предмете  коррупции различны. Существуют и разные мнения о значении, причинах, влиянии такого явления  на установленную систему государственного управления. Отдельные авторы, рассматривая коррупцию как злоупотребление общественным доверием в корыстных целях, дают следующие характеристики: 

1. Сознательное подчинение  интересов государства, общества личным интересам.

2. Конфиденциальность  принимаемых решений и их осуществление.

3. Наличие личных взаимовыгодных  обязательств между  договаривающимися  сторонами.

4. Непосредственное взаимодействие  между тем, кто принимает от  имени государственного или общественного органа решение, и заинтересованным в положительном решении лицом.

5. Понимание обоими  сторонами противоправности действий.

6. Стремление дать  юридическое обоснование правомерности  осуществляемых действий.

7. Готовность должностного лица использовать своё положение в корыстных целях.

Коррупция, являясь препятствием для политического, экономического, социального развития страны, имеет  тенденцию к расширению и дальнейшему  развитию, используя местные особенности  и традиции. Однако в такой интерпретации несколько сужается само понятие коррупции. При определении содержательной стороны коррупции, наряду с социальной стороной её функционирования, приоритет должен быть отдан правовым аспектам, о которых речь пойдет ниже. Коррупция должна носить отличительный характер от преступных действий, предусмотренных уже существующими статьями УК РФ. В большей части к коррупции относят действия, относящиеся к получению взятки, злоупотребления служебным положением, другие. 

Таким образом, коррупция – это противоправное действие, заключающееся в использовании должностным лицом доверенных ему прав и властных возможностей в целях противоправного удовлетворения собственных (или иных лиц) личных потребностей.

Распространение коррупции, ее присутствие в любом обществе и при любой социально-экономической формации свидетельствует о функциональности, т.е. о том, что она удовлетворяет определенные потребности общественной  системы. Коррупцию нельзя искоренить до конца, поскольку она является индикатором состояния общества.

 

 

 

 

2. ЭТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ

Говоря об этической  стороне вопроса, заметим, что в  целом общество всегда считало коррупцию "аморальным поведением". По мнению М. Редера, признание поведения коррупционным  уже подвергает его моральному осуждению. Непосредственное экономическое следствие этого – снижение оценки полезности любого контакта (преследующего выгоду) с аморальным индивидом, причем это происходит отчасти из опасения подвергнуться совместным репрессиям, а отчасти из-за природного отвращения к аморальности.

Э. Банфилд, исследующий  коррупцию с точки зрения максимизации полезности для агента экономики, в  рассмотрение включает учет влияния  морального климата на снижение полезности коррупции для агента. В работе С. Роз-Аккерман в модель функции полезности участников коррупционной сделки включается величина моральных издержек от принятия и дачи взяток. Включение понятия коллективной репутации в моделирование коррупции (работа Дж. Тиропа) также отражает этическую оценку этого явления со стороны общества. Один из выводов состоит в том, что систематически повторяющиеся нарушения закона могут стать традицией, с которой очень сложно бороться, впрочем, как следует из труднопреодолимо любое традиционное поведение общества.

Одной из важнейших движущих сил многочисленных реформ государственной службы, проводившихся в западных странах в последние десятилетия, стали возросшие требования со стороны общества к эффективности работы государственных органов и качеству предоставляемых ими услуг. Растущее недоверие населения к власти, сомнения в необходимости государственного управления отдельными областями экономики вынуждали, с одной стороны, к использованию в государственном управлении принципов и методов коммерческого менеджмента, а с другой — к внедрению мер, направленных на улучшение имиджа государственных служащих в глазах граждан. В связи с этим основной задачей реформаторов государственной службы стало не просто регулирование потенциально опасных с точки зрения возникновения коррупции областей деятельности, но и разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата государственного управления и повышение доверия населения к государственным органам. В идеале подобные меры должны способствовать уменьшению коррупции, более эффективному использованию ресурсов, приближению деятельности государственных служащих к запросам общества.

В ходе реформ государственной  службы сначала в США, а затем  и в других странах были созданы  стандарты поведения государственных  служащих, был упрощен доступ к информации, хранящейся в государственных органах, были частично раскрыты сведения о доходах государственных служащих. Со временем эти и многие другие мероприятия составили особое направление государственного управления — управление административной этикой. С наибольшей полнотой и глубиной основные черты и характеристики управленческой этики проявляются в тех нравственных требованиях, которые предъявляются обществом к деятельности государственных служащих.   Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.).

В современных условиях этика государственного служащего - это этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные  требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношений с государством.

Профессиональная этика  государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные  ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Комитет Министров Совета Европы в 2000 году принял Рекомендации о кодексах поведения для государственных  служащих, в которых главный акцент сделан на привлечение внимания общественности и продвижение этических ценностей как важнейших механизмов по предупреждению коррупции.

Общие принципы служебного поведения государственных служащих определены и в России. Они оформлены  Указом Президента РФ и представляют собой краткие основы поведения государственных служащих, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

В последнем дополнении в этот документ, государственным  служащим предлагается воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами (соглашениями), обычаями делового оборота.

Дальнейшее развитие вопроса поведения государственных  служащих получило в Указе Президента РФ "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов", которым было утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

Кроме того, на основании  части 6 статьи 71 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной  гражданской службе Российской Федерации", предписано образование федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой. Функции этих органов, предусмотренные указанным Положением, утвержденным данным Указом, выполняются федеральными государственными органами и государственными органами субъектов Российской Федерации, в которых образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Морально-этические проблемы коррупции