Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:23, курсовая работа
Чем больше развивается культура, тем больше жизнь людей подчиняется принципам нравственности и тем более «человечной» она становится. Стремление к добру, к моральному совершенству свойственно человечеству потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создается «человечность» — специфика и сущность человека как особого феномена в системе мироздания. Ориентируясь на нравственные идеалы, люди делают себя чем-то лучшим, чем просто биологическое существо, которое только ест, пьет и размножается.
Введение………………………………………………………………………..
1 Нравственность……………………………………………………………..
1.1 Мораль………………………….…………………………………………
1.2 Поведение человека. Уровни регуляции поведения…………………...
2 Исследовательская часть…..……………………………………………….
2.1 Методика исследований………………………………………………….
2.2 Результаты исследований…………………………………………………
2.3 Содержание регулятивных действий……….…………………………24
Библиографический список…………………………………………………..
Принятие на себя определенной роли при совместном выполнении учебных заданий позволяло выявить характер отношений между участниками деятельности: стремление либо к власти и подчеркиванию своего превосходства, либо к взаимопомощи.
Совместное выполнение общественно полезного задания более явно могло показать способность и стремление к сотрудничеству с другими участниками деятельности. Еще более очевидно необходимость в сотрудничестве обнаруживалась в игровых ситуациях.
Показателями проявления нравственной регуляции поведения были: наличие объективности взаимооценок, учет интересов другого, желание оказать помощь, заинтересованность в работе товарища, дружелюбие. Об отсутствии нравственной регуляции поведения в определенной ситуации можно было судить по таким проявлениям, как подчеркивание неудач товарища, хвастовство, злоупотребление ролью старшего и др.
Выявленные особенности осознания себя и регуляции поведения были прошкалированы, и на этой основе получены количественные данные, характеризующие их соотношение. Испытуемыми были учащиеся Поволжской ГАФКСиТ, а именно студенты 132 группы.
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ
На основании
анализа полученного материала
учащиеся распределились на такие группы:
наиболее многочисленную первую группу
(57 %) составили учащиеся, поведение
которых характеризовалось
Вторая группа учащихся (33 %) лишь частично включалась в совместную деятельность во всех экспериментальных ситуациях, кроме игр. Испытуемые этой группы как бы перекладывали ответственность за выполнение заданий на другого. Они не включались в деятельность даже при выполнении трудового задания и при самостоятельном выборе партнера, когда необходимость в сотрудничестве была более явной, чем при выполнении, например, учебного задания. В этой группе оказались учащиеся, которые стремились только к собственному успеху, и если он не был очевиден, то они переставали действовать. Этих студентов уже характеризует определенная избирательность в общении, которая сказывалась на их отношении к совместному выполнению задания. Заторможенность нравственного поведения этих учащихся, возможно, связана с подчеркнутым стремлением к собственному успеху, определенной замкнутостью, некоторой общей пассивностью, проявляемой не только при выполнении экспериментальных заданий, но и в обычных условиях обучения. Для этой группы характерен низкий уровень осознания себя — чрезвычайно завышенная самооценка, пониженная самокритичность, слабое осознание своей индивидуальности. Можно предположить, что при подобной безучастности, сосредоточенности только на себе в совместной деятельности может сформироваться поведение с определенной нравственной ущербностью.
Наконец, небольшую группу испытуемых (10 %) составили учащиеся, проявившие признаки отрицательности поведения независимо от содержания совместной деятельности. Сюда вошли хорошо успевающие ученики, которые заботились только о своем успехе, проявляли высокомерное отношение к своему партнеру. Этим студентам свойственны вполне адекватное представление о себе, самокритичность и осознание своей индивидуальности. Но в совместной деятельности высокий уровень осознания себя не оказывал регулирующего воздействия на их поведение.
2.3 СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Как показывают экспериментальные материалы, наибольшее количество действий, направленных на нравственную регуляцию поведения, наблюдается в ситуации трудовой совместной деятельности. При этом наиболее необходимыми оказываются усилия, направленные на само дело; активность же, обращенная к соучастнику совместной деятельности, выражена меньше. При выполнении учебного задания, когда необходимость в сотрудничестве не столь очевидна, ориентация на другого оказывается более выраженной, что, видимо, связано с большими трудностями, которые это задание вызывает.
Регулятивные действия различаются не только по характеру направленности — на дело, товарища, на себя, но и по степени заинтересованности в общении с другими, по интенсивности взаимодействий с ними при выполнении совместной работы. К регулятивным действиям, направленным непосредственно на дело, можно отнести следующие: 1) обдумывание и планирование своих действий, 2) демонстрация заинтересованности в самой работе, 3) заинтересованность в качестве работы и ее конечного результата, 4) взятие на себя ответственности за выполнение задания. Регулятивные действия, направленные на обеспечение сотрудничества, проявлялись: 1) в объединении усилий, направленных на выполнение совместного задания, 2) в учете и использовании возможностей другого, 3) в подчеркивании нужды в другом, 4) в демонстрации удовлетворенности от совместного и качественного выполнения работы, 5) в стремлении помочь другому, поддержать у него желание работать дальше.
Опыт нравственной регуляции поведения студентов, преодоления эгоцентризма приобретался благодаря содержанию деятельности и возникающей в процессе выполнения совместного задания взаимозависимости, выражаемой в соответствующих регулятивных действиях. Эти действия способствовали формированию таких нравственных качеств, как дружелюбие и доброжелательность, внимательное отношение к товарищу, взаимопомощь и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Горелов, А.А. Этика [Текст] : Учебное пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта, 2007. - 416 с. - (Библиотека студента). - ISBN 978-5-89349-876-9 : 132-00.
2 Гусейнов, А.А. Этика [Текст] : Учебник для вузов (Гриф МО) / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1998. - 472 с. - ISBN 5-7762-0043-1 : 27-00.
3 Словарь по этике [Текст] / Под ред. И.С.Кона. - 4 -е изд. - М. : Политиздат, 1981. - 430 с. - 1-60.
4 Александров, Д.Н. Логика. Риторика. Этика [Текст] : Учебное пособие / Александров, Дмитрий Николаевич. - 3-е изд. - М. : Наука, 2004. - 168 с. - ISBN 5-02-022714-5 : 74-00.
5 Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение [Текст] / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 1979. - 142 с. - 5-00.
6 Гарин, И.И. Что такое этика, культура, религия? [Текст] / И. И. Гарин. - М. : Терра, 2002. - 848 с. - ISBN 5-275-00477-х : 165-00.
7 Гусейнов, А.А. Введение в этику [Текст] / А. А. Гусейнов ; Под ред. Пазиловой В.П. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 208 с. - 0-80.
8 Назаров В.Н. Прикладная этика [Текст] : Учебник для вузов (Гриф УМО) / Назаров, Владимир Николаевич. - М. : Гардарики, 2005. - 302 с. - ISBN 5-8297-0242-8 : 197-46.
9 Философия и этика [Текст] : Сборник научных трудов; К 70-летию академика А.А. Гусейнова / Отв. ред. Апресян Р.Г. - М. : Альфа-М, 2009. - 800 с. - (РГНФ). - ISBN 978-5-98281-172-1 : 300-00.
10 Социальная экология: учебное пособие. Автор: Горелов А.А, издательство: Флинта, МПСИ 2008 г.
11 Деловое общение: учебное пособие. Автор: Кузнецов И.Н, издательство: Дашков и К, 2012 г.
12 Профессиональная этика. Учебник для высших учебных заведений. Издательство: Петрополис 2006 г.
13 Юридическая этика: учебное пособие. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2010 г.
14 Логика. Риторика. Этика: учебное пособие. Автор: Александров Д.Н, издательство: Наука 2007 г.
15 Этика делового общения. Часть 1. История этических учений: монография. Автор: Симонова Т.А., издательство: РГОТУПС 2007 г.
16 Психология и этика делового общения: учебник. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2010 г.
17 Деловой этикет. Учебное пособие. Авторы: Макаров Б.В., Непогода А.В, издательство: Феникс 2010 г.
18 Организационное поведние. Основы управления: учебное пособие для высших учебных заведений, Авторы: Джордж Дж.М, Джоунс Г.Р, издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2003 г.
19 Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. Авторы: Романова Н.Н, Филиппов А.В, издательство: Флинта, Наука 2009 г.
20 Экология человека и культура: учебное пособие. Автор: Петров К.М, издательство: Химиздат 1999 г.
21 Правоведение: учебник. Автор: Леонтьев О.В, издательство: СпецЛит 2010 г.
22 Естественное нравоучение. Издательство: Типо. Э.Арнгольда 1890 г.
23 Новое учение о нравственности. Автор: Менгер А, 1906 г.
24 Этика и борьба за существование. Автор: Стефен Л. 2000 г.
25 Правила светской жизни и этикета. Авторы: Юрьев, Владимирский, издательство: Тип. И лит. Тиханова.
26 Профессионально-этический кодекс: учебно-методическое пособие. Автор: Медведева Г.П, издательство: КГТУ 2004 г.
27 Доброе слово. Авторы: Головкина С.Х. Овсянникова Т.Г, издательство: Педагогическая литература 2009 г.
28 Задачи этики. Автор: Кавелин К.Д, издательство: Спб 1996 г.
29 Деловой этикет. Учебное пособие. Авторы: Макаров Б.В, Непогода А.В, издательство: Феникс 2010 г.
30 Философия и социология права: учебное пособие для высших учебных заведений. Автор: Жоль К.К, издательство: ЮНИТИ-ДАНА 2005 г.
Информация о работе Нравственная регуляция общественных отношений