Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить выразительные особенности аппликации, как средства обучения художественным умениям дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
выявить виды и выразительные особенности обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
проанализировать программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста;
разработать методические занятия по теме исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
1Теоретические подходы к изучению темы………………………....5
2Выразительные особенности обучения художественным
умениям дошкольников средствами аппликации……………………12
2.1 Материалы и оборудование для аппликации…………………26
2.2 Виды аппликации………………………………………………….28
3Сравнительный анализ программ по обучению
художественным умениям средствами аппликации………………..35
4 Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста………….42
Заключение……………………………………………………………….51
Библиографический список…………………………………………….53
Приложение 1 Фотография «Танец с цветами»..……………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аппликация.docx

— 554.64 Кб (Скачать файл)

На занятиях дошкольники  овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне, применять полученные умения в других видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и  необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование  таких черт личности ребенка, как  требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному  делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность  проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях. Уровень овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по аппликации, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребенка к успешному обучению в школе, дальнейшему усвоению содержания и техники разных видов художественного ремесла.Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора[5].

Вывод: изучая методическую литературу, были, раскрыли ряд черт, характеризующих обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации и наличие развития интереса к творческим началам в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, при помощи аппликации.

Насколько велики потенциальные  возможности одного из распространенных видов изобразительного искусства  — аппликации — для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его  нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Выразительные особенности обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации

Художественно - творческая деятельность многогранна. Каждый ребенок  в детстве строит, украшает, изображает, как бы моделируя через игру отношения  человека с человеком, человека с  природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения  из природных материалов: гирлянды из листьев, венки из одуванчиков  и колосков. Детская фантазия не знает границ. Чем только дети не выкладывают образы  - цветными стеклышками на земле, используя разнообразные пуговицы на столе, камешками на песке. Через игру дети приходят к пониманию того, что в каждом виде деятельности первоосновой является природа - щедрый и мудрый учитель, наставник для любого художника. Творения художницы природы прекрасны в любое время года. Вот почему художник в своем творчестве старается проникнуть в тайны её совершенства, сделать её своей союзницей, но без фантазии ему никогда не приблизится к совершенству и красоте. Реальный мир во всём его многообразии проявлений - это бесценная кладовая, из которой художник черпает жизненно важные темы. Человек, природа, предметный мир.… Да разве перечислишь все, что может увидеть художник в реальном мире, неисчерпаемом и бесконечном, как океан, чтобы затем переосмыслить его в своем творчестве. Ребенок должен иметь представление об истоках творчества художников. Именно природа, реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Для творчества необходима фантазия. Это прекрасная способность любого человека. Умение фантазировать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой можно уверенно и свободно отправляться на поиск новых открытий в области фантазий. Ребенок осмысливает механизм создания своих художественных образов и от этого испытывает истинную радость. Творчество - это сокровенный процесс, в ходе, которого, ребенок обнажает свою душу. Как важно, чтобы маленький художник поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел его к завершению. В начале творческой деятельности дети выражают чувства и отношения в своих работах чисто интуитивно, не зная о средствах художественной выразительности. Через содержание образа, эмоциональный настрой выходят дети на средства изображения подсознательно. Дети знакомятся с выразительными средствами, чтобы в дальнейшем осмыслить и начать создавать художественные образы. Элементы художественного языка разнообразны: цвет, пятно, объем, линия, ритм. В каждой возрастной группе дети постепенно ознакамливаются со средствами художественной выразительности, чтобы передавать настроения, чувства, свои наблюдения [4].

Увлечение аппликацией  помогает развить наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для  того, чтобы сделать, например, птичку или животное в технике аппликации необходимо знать их форму, повадки  и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей  на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого  результата станет чисто техническим  повторением движений педагога. Кроме  того, необходимо видеть и чувствовать  объект, который вы хотите сделать.

В системе по эстетическому  воспитанию детей среднего дошкольного  возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем  что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и  эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать  ее красоту и восхищаться ею имеет  огромное значение не только для эстетического  развития детей, но и для нравственного  воспитания, в частности, для пробуждения  у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности  к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора[3].

Аппликация –  это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Аппликация – одна из самых интересных для  детей дошкольного возраста.

Аппликация –  это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением  изображать невозможно без целенаправленного  зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним  ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного  развития детей имеет большое  значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о  разнообразии форм пространственного  расположения предметов окружающего  мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации  восприятия предметов и явлений  важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок  и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также  могут быть расположены по-разному.

Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение – невозможно.

Способность анализа  развивается от более общего и  грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и  название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в  процессе наблюдений за предметами, при  обследовании предметов, построек, а  также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Структура занятия  по аппликации представляет собой:

  1. Вводная часть.

Необходимо вызвать  интерес детей к процессу, используя  загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.

  1. Основная часть (практическая).

Именно в практической части занятия происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств  внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение  и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных  способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной  самооценки, уверенности в себе.

  1. Заключительная часть.

Происходит сравнение  работ, похвала.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов  деятельности, умственного развития детей большое значение имеют  те качества, навыки, умения, которые  они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Искусство играет огромную роль в формировании развитой личности, в совершенствовании чувств, в  восприятии явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства, отражающие действительность и сферу  человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания.Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является художественно - творческая деятельность.

Что представляет собой  художественно-творческая деятельность ребенка дошкольного возраста? Художественно  творческая деятельность выступает  как ведущий способ эстетического  воспитания и развития детей дошкольного  возраста. В художественном развитии дошкольников центральным является способность к восприятию художественного  произведения и самостоятельному созданию нового образа в аппликации, а также в рисунке, лепке, конструировании.

Каждый педагог  знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует  систематического и целенаправленного  развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно  обогащать и поддерживать другими  видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).

По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством, но не все могут  понять его, увидеть вокруг себя все  живое и прекрасное. Поэтому на занятиях аппликацией, я стараюсь передать детям умение понимать, замечать эти качества, используя свой опыт и знания. А опыт работы свидетельствует о том, что выполнение работы необычными материалами, оригинальными приемами и техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это результат практической деятельности, прежде всего в художественном творчестве.

По эмоциям можно  судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.Дошкольники  по природе своей способны сочувствовать  литературному герою, разыграть  в игре различные эмоциональные  состояния, а вот понять, что есть красота, и научить выражать себя в изобразительной деятельности и творческой работе - дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь.

Чтобы вызвать интерес  к художественному творчеству, привить  любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество я  на занятиях использую нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы. Например, свои работы, что приводит детей в восторг, у них появляется желание выполнить работу, увидеть и осознать полученный результат.

Возвращаясь в свое детство, вспоминаю, как я по крупицам собирала свои "драгоценности" (камешки, ракушки, бусинки, пуговицы, фантики). На взгляд взрослого это "ненужные вещи и предметы", а для ребенка они ценны и значимы, как настоящие дорогие игрушки. А почему эти "необычные материалы" не включить в детское творчество? Каждая новая и использованная вещь открытие, каждый новый навык достижение и предмет гордости.

Информация о работе Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации