Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:42, курсовая работа
Цель работы – выявить выразительные особенности аппликации, как средства обучения художественным умениям дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
выявить виды и выразительные особенности обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
проанализировать программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста;
разработать методические занятия по теме исследования.
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
1Теоретические подходы к изучению темы………………………....5
2Выразительные особенности обучения художественным
умениям дошкольников средствами аппликации……………………12
2.1 Материалы и оборудование для аппликации…………………26
2.2 Виды аппликации………………………………………………….28
3Сравнительный анализ программ по обучению
художественным умениям средствами аппликации………………..35
4 Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста………….42
Заключение……………………………………………………………….51
Библиографический список…………………………………………….53
Приложение 1 Фотография «Танец с цветами»..……………………..55
Закон РФ «Об
образовании» (1992 г.) закрепил право дошкольных
учреждений работать по разнообразным
программам. Разработаны и действуют вариативные
образовательные программы: «Радуга»
(Т.Н. Доронова), «Детский сад – дом радости»
(Н.М. Крылова, В.Т. Иванова), «Развитие»
(Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Одаренный
ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Истоки»
(Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, С.Л. Новоселова
и др.), «Детство» (В.И. Логинова), «Ребёнок
и весь мир» (Е.Ф.Купецкова),Программа"
Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к уровню развития изобразительной деятельности. С этой целью мною было проанализировано содержание наиболее распространенных программ.
Программа"Радуга"[16].
Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т.
И. Гризик, Е. В. Солошева и др.
Основные цели программы:
В основу программы положена
идея о том, что каждый год жизни
ребёнка является решающим для становления
определённых психических новообразований.
Педагогическая работа, строится на основе
теоретических позиций о
Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.
На этой основе предлагаются три типа мотивации:
Содержание программы
соответствует, как в настоящей радуге
семи различным видам детской деятельности: красный цвет - физическая
культура: на занятиях формируются
привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности,
аккуратности, порядку, культурно - гигиенические
навыки и элементы самоконтроля во время
движений, вырабатываются навыки правильного
поведения в ситуациях, угрожающих жизни
и здоровью, и предупреждения их; оранжевый цвет -
игра: игра считается ведущей деятельностью
работы, она позволяет обеспечить психологический
комфорт, создать атмосферу эмоционального
тепла.защищенности, снять излишнюю заорганизованность
и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть
чувству симпатии и интереса к партнеру
по игре; желтый цвет - изобразительная
деятельность и ручной труд: - обучение
изобразительной деятельности и художественному
труду происходит через знакомство детей
с образцами народного и декоративно-прикладного
искусства (произведения Хохломы, Гжели,
дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать
карандашами и красками, лепке на основе
знакомства с народной пластикой;
зеленый цвет - конструирование: дает
возможность развить воображение, фантазию
и умственно воспитать малыша; дети учатся
строить из строительных материалов, развивают
конструктивные предпосылки, приобщаются
к процессу творчества в конструировании; голубой цвет - занятия
музыкальным и пластическим искусством: позволяют
развивать эстетические переживания,
формируют интерес к музыке, развивать
музыкально - сенсорные способности ребенка,
способность двигаться в такт, пространственную
координацию; синий цвет - занятия
по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение
родному и иностранному языкам происходят
через ознакомление с произведениями
народного творчества, художественной
литературой; фиолетовый цвет
- математика: обучение математике
происходит в атмосфере доброжелательности,
поддержки ребенка, даже если он совершил
ошибку, поощряется стремление высказать
свое мнение; дети не только познают математику,
но осваивают навыки учебной деятельности:
определяют задачу, направление поисков,
оценивают результаты.
Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада. Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно.
В связи с этим решение
воспитательно-образовательных
Сравнительный анализ позволил сделать вывод, что программа М.А. Васильевой построена с учетом лучших традиций практики системы дошкольного образования.
Много детских садов в наше время работают по традиционной "Программе воспитания и обучения в детском саду", созданной коллективом авторов под руководством М.А. Васильевой [15]. Выбор продиктован тем, что эта проверенная временем программа предлагает научно-обоснованные и отработанные методики. Кроме того, она обновлена и дополнена в соответствии с требованиями современности на основе актуальных теоретических и практических достижений отечественной, а также зарубежной педагогики. Сочетание фундаментальных исследований с инновационными технологиями образования позволило реализовать в этой программе комплексный подход к развитию ребёнка в сегодняшних условиях и заложить основу формирования разностороннего человека.
Авторский коллектив: Васильева
М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.
Данная программа является доработанным
и обновленным вариантом «Программа воспитания
и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой
(1985 г.).
Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. «Ранний возраст» - особый раздел программы, реализация которого призвана обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни.
Ведущие цели программы:
1. Создавать благоприятные
условия для полноценного
2. Формировать основы базовой культуры личности;
3. Всесторонне развивать
психические и физические
4. Готовить ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Задачи программы
Авторы обращают внимание на то, что решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.
Для реализации задач физического воспитания детей раннего возраста авторами программы предусматривается создание благоприятных санитарно-гигиенических условий, обеспечение заботы, ухода за детьми, пребывание на свежем воздухе, полноценное питание, систематическое проведение гимнастики, закаливающих мероприятий.Умственное воспитание. Программа предусматривает развитие воображения, мышления, внимания в процессе игровой и трудовой деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Фундаментом для умственного развития ребенка являются его ориентировки в окружающем мире. Большое внимание в программе уделяется развитию устной речи детей как основного средства общения. Программа призвана помочь осмыслить, что ребенок видит, осязает, слышит; словесно оформить полученные впечатления; установить речевые контакты с окружающими. Программа предусматривает целенаправленную систематическую работу по формированию у ребенка интереса и любви к литературе (желание и умение слушать произведения, рассматривать иллюстрации, оформление книги) – раздел «Художественная литература».
В умственном развитии детей большое значение имеет сенсорное воспитание, развитие их восприятия. В программе предусмотрено целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов, явлений, их свойств и качеств, а также развитие сенсорных способностей, формирование образных представлений и воображения.
Нравственное воспитание, являющееся одной из важных сторон воспитания, осуществляется во всех видах деятельности, поэтому задачи нравственного воспитания детей раннего возраста решаются во всех разделах программы.
Музыкальное воспитание – неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста. Основная его цель – формировать музыкальную культуру ребенка.
Большое место в программе
отводится эстетическому
Вывод: в программе М.А.Васильевой, на мой взгляд, подробно и доступно раскрываются задачи по изобразительной деятельности (аппликации, рисованию, лепке) для каждой возрастной группы. К концу года легко диагностировать полученные умения и навыки в процессе обучения технике аппликации.
4. Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста
Проведенное исследование показывает, что одно из наиболее важных условий успешного обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, аследовательно, развивает интерес к аппликации. Проводя исследования, установила то, что наиболее интересными для детей являются те занятиями, которые стимулируют их творческий потенциал, развивают их художественные умения и способности. Это различные занимательные занятия.
Чем больше увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.
Использование разнообразных форм организации интегрированных занятий и их типов способствует реализации потребностей и интересов детей в самостоятельном выборе средств изображения и материалов [14].
Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по аппликации
для детей старшей группы
«Цветы луговые»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Информация о работе Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации