Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить выразительные особенности аппликации, как средства обучения художественным умениям дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
выявить виды и выразительные особенности обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
проанализировать программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста;
разработать методические занятия по теме исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
1Теоретические подходы к изучению темы………………………....5
2Выразительные особенности обучения художественным
умениям дошкольников средствами аппликации……………………12
2.1 Материалы и оборудование для аппликации…………………26
2.2 Виды аппликации………………………………………………….28
3Сравнительный анализ программ по обучению
художественным умениям средствами аппликации………………..35
4 Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста………….42
Заключение……………………………………………………………….51
Библиографический список…………………………………………….53
Приложение 1 Фотография «Танец с цветами»..……………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аппликация.docx

— 554.64 Кб (Скачать файл)

   Закон РФ «Об  образовании» (1992 г.) закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Разработаны и действуют вариативные образовательные программы: «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Детский сад – дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова), «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Истоки» (Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, С.Л. Новоселова и др.), «Детство» (В.И. Логинова), «Ребёнок и весь мир» (Е.Ф.Купецкова),Программа"Радуга"Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева , "Программа воспитания и обучения в детском саду", под руководством М.А. Васильевой ,в которых рассматриваются задачи, методы и формы обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Рассмотрим, в какой мере в современных программах для  дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к уровню развития изобразительной деятельности. С этой целью мною было проанализировано содержание наиболее распространенных программ.

Программа"Радуга"[16]. 
Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др. 

Основные цели программы:

  • обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
  • обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
  • всестороннее и своевременное психическое развитие;
  • формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
  • приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни  ребёнка является решающим для становления  определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей  роли деятельности в психическом  развитии ребенка и становлении  его личности. Создание специальных  условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Существенным моментом в  педагогической работе является также  создание у детей мотивации, которые  можно использовать и с их помощью  побуждать детей охотно усваивать  то новое, что им будут передавать взрослые. 

На этой основе предлагаются  три типа мотивации:

  • игровая мотивация,
  • мотивация общения,
  • мотивация личной заинтересованности.

Содержание программы  соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности: красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их; оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла.защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре; желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;  
зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании; голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию; синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой; фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.

Программа имеет полный комплект методического обеспечения и  представляет собой целостную систему  воспитания, развития и обучения детей  в условиях детского сада. Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства  сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить  перед собой задачу и добиться ее решения и другие, которые позволяют  ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно.

В связи с этим решение  воспитательно-образовательных задач  в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается  не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.Проанализировав методику  Т.Н.  Дороновой, я пришла к выводу, что большее внимание в разделе «Изобразительная деятельность детей» уделено рисованию, нежели аппликации (в рисовании - разнообразие техник, материалов, вариативность оформления работ и пр.). При  обучении  детей аппликации материалы ограничены, методика аппликации недостаточно полно разработана, не прослеживается идея самоценности продуктов детской деятельности (использование продуктов детской деятельности в оформлении группы и т.д.).

Сравнительный анализ позволил сделать вывод, что программа  М.А. Васильевой построена с учетом лучших традиций практики системы дошкольного  образования.

Много детских садов в наше время работают по традиционной "Программе воспитания и обучения в детском саду", созданной коллективом авторов под руководством М.А. Васильевой [15]. Выбор продиктован тем, что эта проверенная временем программа предлагает научно-обоснованные и отработанные методики. Кроме того, она обновлена и дополнена в соответствии с требованиями современности на основе актуальных теоретических и практических достижений отечественной, а также зарубежной педагогики. Сочетание фундаментальных исследований с инновационными технологиями образования позволило реализовать в этой программе комплексный подход к развитию ребёнка в сегодняшних условиях и заложить основу формирования разностороннего человека.

Авторский коллектив: Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. 
Данная программа является доработанным и обновленным вариантом «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой (1985 г.).

 Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. «Ранний возраст» - особый раздел программы, реализация которого призвана обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни.

Ведущие цели программы:

1. Создавать благоприятные  условия для полноценного проживания  ребенком дошкольного детства;

2. Формировать основы  базовой культуры личности;

3. Всесторонне развивать  психические и физические качества  в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями;

4. Готовить ребенка к  жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в  процессе разнообразных видов детской  деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития.

Авторы обращают внимание на то, что решение обозначенных в программе целей и задач  возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

Для реализации задач физического воспитания детей раннего возраста авторами программы предусматривается создание благоприятных санитарно-гигиенических условий, обеспечение заботы, ухода за детьми, пребывание на свежем воздухе, полноценное питание, систематическое проведение гимнастики, закаливающих мероприятий.Умственное воспитание. Программа предусматривает развитие воображения, мышления, внимания в процессе игровой и трудовой деятельности: умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Фундаментом для умственного развития ребенка являются его ориентировки в окружающем мире. Большое внимание в программе уделяется развитию устной речи детей как основного средства общения. Программа призвана помочь осмыслить, что ребенок видит, осязает, слышит; словесно оформить полученные впечатления; установить речевые контакты с окружающими. Программа предусматривает целенаправленную систематическую работу по формированию у ребенка интереса и любви к литературе (желание и умение слушать произведения, рассматривать иллюстрации, оформление книги) – раздел «Художественная литература».

В умственном развитии детей  большое значение имеет сенсорное воспитание, развитие их восприятия. В программе предусмотрено целенаправленное и систематическое обогащение сенсорного опыта детей как основы познания мира предметов, явлений, их свойств и качеств, а также развитие сенсорных способностей, формирование образных представлений и воображения.

Нравственное воспитание, являющееся одной из важных сторон воспитания, осуществляется во всех видах  деятельности, поэтому задачи нравственного  воспитания детей раннего возраста решаются во всех разделах программы.

Музыкальное воспитание – неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста. Основная его цель – формировать музыкальную культуру ребенка.

Большое место в программе  отводится эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание детей раннего возраста осуществляется через их ознакомление с разными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, литература).

Вывод:  в программе М.А.Васильевой, на мой взгляд, подробно и доступно раскрываются задачи по изобразительной деятельности (аппликации, рисованию, лепке) для каждой возрастной группы. К концу года легко диагностировать полученные умения и навыки в процессе обучения технике аппликации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста

Проведенное исследование показывает, что одно из наиболее важных условий успешного обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности,  аследовательно, развивает интерес к аппликации. Проводя исследования,  установила то, что наиболее интересными для детей являются те занятиями, которые стимулируют их творческий потенциал, развивают их художественные умения и способности. Это различные занимательные занятия.

Чем больше увлечены дети, тем  более они раскрепощены и творчески себя проявляют.

Использование разнообразных  форм организации интегрированных  занятий и их типов  способствует реализации потребностей и интересов  детей в самостоятельном выборе средств изображения и материалов [14].

Важно, чтобы организация  занятия соответствовала его  содержанию, чтобы детям было удобно работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 

по аппликации

для детей старшей группы

 

«Цветы луговые»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • Продолжать учить детей вырезать розетковые цветы из бумажных кругов, знакомым способом «складывание трижды пополам».
  • Упражнять детей в вырезывании листьев симметричным способом.
  • Продолжать учить детей пользоваться при вырезании цветов и листьев картой-схемой с последовательным изображением этапов работы.
  • Закреплять навыки детей в красивом, ритмичном расположении форм на вертикальном листе бумаги, развивать пространственное мышление и воображение.
  • Показать детям возможность составления панорамной коллективной композиции из большого количества основ, воспитывать интерес к сотворчеству.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие, учить детей видеть красоту цветов.
  • Закреплять знания детей полученные на занятиях по развитию речи, экологии и ознакомлению с окружающим.

Информация о работе Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации