Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа
Задачи исследования: в соответствие с целью в исследовании ставились и решались следующие задачи:
- дать содержательную характеристику медицинской услуги как объекта экономики услуг;
- уточнить содержание экономической категории «рынок медицинских услуг» на основе выявления особенностей данного сегмента рынка нематериальных услуг; выявить общие и особенные характеристики рынка медицинских услуг;
- проанализировать субъектную структуру рынка медицинских услуг и выявить специфику их интересов;
- рассмотреть модели рынка медицинских услуг в зависимости от типов покупателей и производителей, механизма финансирования;
- раскрыть основные тенденции развития рынка медицинских услуг в условиях интернационализации и глобализации экономики;
- сформулировать рекомендации по наиболее эффективной реализации интересов субъектов рынка медицинских услуг.
- субъективность оценки (оценка потребительских свойств медицинских услуг проводится на уровне субъективного восприятия их результативности, ощущений и эмоциональных переживаний пациентов);
- результативность напрямую не связана с величиной затрат, а зависит и от состояния и реакции организма на проводимое лечение;
- неопределенность в возникновении потребности в медицинской услуг (потребитель не может спланировать вероятность возникновения потребности в медицинской услуге, потребность может появиться в результате непредвиденных обстоятельств)3
- наличие разных механизмов предоставлении (услуги целесообразно разделить по типам выпуска: на рыночные (платные услуги по рыночным ценам) и нерыночные (услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения; в последнем случае оценка производится с использованием рыночных цен подобных услуг, реализуемых на рынке, или по затратам); взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые).
Медицинская услуга удовлетворяет следующие виды потребностей: жить, быть здоровым с сохранением трудоспособности, возврат к норме при временной потери трудоспособности, сохранение определенной "ниши" трудоспособности при наличии инвалидности, достижение наивысшей степени "качества жизни".
Потребители медицинских услуг выступают на рынке медицинских услуг на стороне спроса. Спрос - это платежеспособная потребность широких социальных групп населения в медицинских услугах. Величина спроса - это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за данный период по определенной цене. Зависимость спроса от цены находит выражение в действии закона спроса: при прочих равных условиях спрос на услуги изменяется в обратной зависимости от цены, что обусловлено действием эффектов дохода и замещения.
Особенностью рыночного спроса на медицинские услуги является сложность определения перспективных потребностей в масштабах и структуре медицинских услуг. Предложение медицинских услуг во многом зависит от медицинских и лечебно-профилактических учреждений конкретного российского региона, их количества, статуса, направленности. Главным неценовым фактором спроса и предложения медицинских услуг выступает общее социально-экономическое положение конкретного региона.
На кривой спроса выделяются три части, соответствующие разным уровням цен: зона общедоступности (характеризуется уровнем цен на услуги, не отягощающим потребителя), зона ограниченной доступности; воспользоваться рыночными услугами в объеме, определяемом потребителями, состоянием здоровья, могут далеко не все нуждающиеся в них люди; зона недоступности.
В качестве неценовых детерминантов спроса на медицинские услуги в исследовании рассмотрены: уровень доходов населения (чем выше доход, тем больше возможность расходовать на получение медицинских услуг); изменения в социально-демографическом составе населения (старение, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание); численность пациентов в стране; изменение вкусов пациентов (мода на пластические операции привела к большому спросу на них); реклама здорового образа жизни; «форсирование спроса» на медицинские услуги (врачи своими диагнозами и рекомендациями способны увеличить спрос на их услуги).
Типичная кривая совокупного предложения медицинских услуг на рынках страны или крупного региона, отображающая зависимость величины (объема) предложения услуг со стороны их производителей от складывающихся на рынке цен на данные услуги состоит из зон убыточности, безубыточности, предельных производственных возможностей.
Следует также принимать во внимание взаимодействие спроса и предложения рыночных платных услуг и общественных бесплатных услуг. Во многом эти разновидности медицинских услуг взаимозамещаемы, поэтому практически нереально делать уверенные выводы о спросе и предложении платных услуг без учета объема структуры, доступности адекватных общественных бесплатных медицинских услуг в данном регионе. Оба вида предоставления услуг могут оказаться как взаимодополняющими друг друга, так и конкурентными. К тому же и на самом рынке платных медицинских услуг развивающаяся конкуренция между производителями таких услуг оказывает все большее влияние на спрос, предложение и рыночные цены.
На предложение помимо цены воздействует ряд других факторов: количество врачей (чем их больше, тем больше предложение медицинских услуг), стоимость медицинского оборудования (зависимость не может быть определена ни как обратная, ни как прямая), технология оборудования (при ее совершенствовании снижаются издержки и оказывается большее количество медицинских услуг), налоги (повышение снижает предложение), нормативно-законодательная деятельность государства (государство может способствовать увеличению предложения, или наоборот, ужесточая порядок лицензирования, ограничивать его).
Далее проанализированы группы интересов субъектов рынка медицинских услуг: потребителей и покупателей, производителей и поставщиков, государства (табл. 1), при этом интерес трактовался с двух позиций.
Субъекты |
Интересы |
Потребитель (покупатель) медицинской услуги |
|
Производители (поставщики) |
|
Государство |
- выявление и отражение в государственных планах объема ресурсов, направляемых государством в отрасль охраны здоровья; - формирование и функционирование системы охраны здоровья как сферы государственной и политической деятельности, системы оказания лечебной, профилактической помощи, оздоровления и медицинской реабилитации больных, развитие медицины как науки и системы специального образования, системы разработки, производства и продвижения на рынок лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сложной медицинской техники; |
С одной стороны, экономические интересы всегда связаны с формой присвоения материальных благ. Каков характер присвоения, таковы и экономические интересы. Поэтому одним из наиболее важных стратегических вопросов любой власти во все времена являлся вопрос о собственности. С другой стороны, экономические отношения проявляются непосредственно через взаимодействие экономических интересов отдельных субъектов. И здесь интересы выступают как формы проявления потребностей.
Интересы субъектов рынка медицинских услуг следует рассматривать в единстве социальных, политических, экономических и духовно-культурных компонентов, что предопределяет необходимость выделения нескольких групп интересов (табл. 2).
Таблица 2. Группы интересов субъектов рынка медицинских услуг
Субъекты |
Интересы | ||
экономические |
институциональные |
политические | |
Потребители и покупатели |
Максимизация полезности Обеспечение «эффекта здоровья» |
Любой достигнутый уровень порождает изменения в объемах и ассортименте потребления |
Стабильность в обеспечении медицинскими услугами |
Поставщики и продавцы |
Реализация госзаказа Получение максимума прибыли Получение правовой и экономической самостоятельности Диверсификация в целях изменения структуры производства и ассортимента продукции |
Формирование у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни. Направленное воздействие на формирование образа жизни и стиля потребления |
Лоббирование |
Государство А) как хозяйствующий субъект (продавец медицинских услуг, фактический покупатель медицинских услуг и собственник медицинских учреждений) Б) как административно-правовой орган В) как выразитель общенациональных интересов |
Распространение здорового образа жизни Формирование капитала здоровья нации Профилактика заболеваний Финансовое обеспечение социальных стандартов, усиление связи социальной стандартизации с бюджетно-нормативной деятельностью |
Обеспечение гарантированного минимума медицинского обслуживания для всех граждан и проведение политики, направленной на полное удовлетворение социальных потребностей населения Создание правового поля Выработка стратегии здравоохранения Создание национальной системы охраны здоровья |
Усиление мощи государства Повышение количества и качества человеческого капитала Реализация национально-государственных интересов Гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи |
Анализ моделей рынка медицинских услуг позволил охарактеризовать институциональный потенциал результативной деятельности покупателей и повышения эффективности использования ресурсов и соответствующие институциональные издержки. Под институциональным потенциалом в исследовании понимаются следующие характеристики моделей финансирования: типы и сила мотиваций, присущих покупателям медицинских услуг; степень самостоятельности покупателей в принятии решений о способах реализации возложенных на них функций; возможность обеспечения сильного давления со стороны государства на покупателей, принуждающего их к выполнению установленных государством требований к результатам их деятельности; возможности развития конкуренции между покупателями; возможности воздействия на покупателей со стороны непосредственных потребителей медицинских услуг. Под институциональными издержками в данном случае понимаются издержки внедрения и поддержания институтов, обеспечивающих функционирование модели и результативную деятельность соответствующих покупателей.
Рынок медицинских услуг обладает рядом специфических характеристик в отличие от других рынков нематериальных услуг, что накладывает отпечаток как на содержание экономических интересов субъектов рынка, так и особенности их реализации и достижение баланса4.
Практическим результатом исследования является разработка комплекса мер, направленных на достижение баланса интересов субъектов рынка медицинских услуг:
1. Совершенствование экономических отношений, в частности развитие партнерских отношений при получении экономической самостоятельности лечебно-профилактических учреждений. Основными структурообразующими элементами рынка медицинских услуг становятся стратегические альянсы, представляющие собой территориальные группировки ЛПУ и связанные с ними организации, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга. Современный рынок медицинских услуг - это трехзвенная рыночная структура, включающая в себя как рынок медицинских услуг, так и рынки сопутствующих товаров и услуг. Предлагается выделять первичный, вторичный и третичный рынки. Первичный рынок - это рынок стоматологических, ортопедических, хирургических, косметологических, репродуктивных, трансплантологических, эндокринологических, терапевтических, судебно-медицинских, лечебно-физкультурных и медико-реабилитационных, санитарно-экологических и нервно-психиатрических услуг.
Вторичный рынок медицинских услуг - это фармакологический рынок, обеспечивающий первичный рынок медицинских услуг необходимыми лекарственными средствами. Как первичный, так и вторичный рынки медицинских услуг непосредственно зависят от производства соответствующих технических средств, поэтому предлагается выделить третичный рынок - самый "материальный" из всех. Он непосредственно переплетается с материальным производством и ответственен за медицинское оборудование. В исследовании выделены направления согласования интересов субъектов всех трех звеньев рынка медицинских услуг.
Информация о работе Общая характеристика рынка медицинских услуг