Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:48, контрольная работа
Несомненно, что переговоры — неотъемлемая часть деловых контактов. И их успех зависит не только от хорошего знания предмета обсуждения, но и от владения техникой ведения переговоров, которая вряд ли может быть представлена в виде некоего исчерпывающего набора готовых рецептов. Чтобы грамотно и уверенно вести переговоры, важно понимать, в чем состоит их специфика, какие цели ставят перед собой участники, какова общая модель переговорного процесса.
Необходимо учитывать и тот факт, что переговоры, имеющие место как в рамках сотрудничества, так и в условиях конфликта, обязательно предполагают общение участников. Следовательно, переговорный процесс включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны (общение как восприятие, обмен информацией и взаимодействие).
Введение......................................................................................................................3
1 Стратегии ведения переговоров................................................................4
2 Тактические приемы ведения переговоров.......................................7
3 Динамика переговоров.................................................................................12
3.1 Подготовка переговоров.........................................................................................12
3.2 Этапы ведения переговоров....................................................................................15
3.3 Анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых
договоренностей............................................................................................................23
Заключение..............................................................................................................26
Список использованной литературы......................................................27
Для обоснования своей точки зрения или опровержения точки зрения оппонента можно использовать различные методы аргументации:
фундаментальный - изложение фактов и конкретные сведений;
метод противоречия - основан на выявлении противоречий в рассуждениях оппонента;
метод извлечения выводов - основан на точной аргументации, которая посредством частных выводов приводит к желаемому итогу;
метод сравнения - придает рассуждению яркость, делает его более зримым;
метод «да...
но» - используется в том случае,
если оппонент акцентирует внимание
либо только на преимуществах, либо только
на слабых сторонах обсуждаемого варианта
решения проблемы. Метод позволяет
сначала согласиться с
метод подхвата реплики - предполагает умение применить реплику оппонента в целях усиления собственной аргументации.
3. Умение задавать вопросы — важная составляющая эффективного обсуждения предложений сторон. Верно поставленный вопрос позволяет уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительную информацию, активизировать процесс обсуждения, направить дискуссию в нужное русло. Выделю следующие виды вопросов:
4. Умение мыслить творчески. Все усилия сторон в процессе обсуждения предложений по разработке возможных вариантов решения проблемы могут обернуться крахом, если оппоненты сами создают препятствия на этом пути. Проблема состоит в том, что люди нередко склонны к шаблонному мышлению.
Шаблонность мышления участников переговоров препятствует поиску возможно большего числа вариантов решения проблемы. Чтобы это препятствие преодолеть, оппонентам необходимо умение мыслить творчески. Это качество предполагает умение:
Даже
в условиях сотрудничества сторон переговорный
процесс не просто довести до логичного
завершения. Тем более это справедливо
в отношении конфликтных
1. Уход из-за стола переговоров. В случае реализации этого варианта важно учитывать ряд аспектов:
В случае ухода из-за стола переговоров стороны приступают к односторонним действиям, реализуя свои альтернативы переговорному соглашению, которые были определены на стадии подготовки.
2. Поиск позитивного выхода из
сложившейся ситуации
В итоге появляется реальный шанс возобновить переговорный процесс. Оценить позитивную роль перерыва на переговорах вы можете, обратившись к собственному опыту.
Если стороны стремятся решить проблему совместно, путем переговоров, то результатом этапа обсуждения становится определение основных вариантов такого решения, и стороны переходят к третьему этапу.
Достижение соглашения. Переговорное пространство.
Третий этап ведения переговоров завершает длительный и трудный поиск решения проблемы: стороны приступают к разработке итоговых договоренностей. При работе над соглашением участникам переговоров предстоит сделать окончательный выбор, который должен находиться в зоне допустимых для обеих сторон решений. Допустимые решения предполагают меру того, на что в принципе оппоненты могут согласиться.
Область, в рамках которой возможно достижение соглашения, называется переговорным пространством. Любые договоренности могут быть достигнуты только в его рамках.
Пределы допустимых для каждой из сторон решений могут располагаться весьма далеко от первоначально заявленных позиций. Поэтому достижение соглашения более вероятно в центральной зоне переговорного пространства. В этом случае принятое решение воспринимается оппонентами как вполне удовлетворительное. Чем дальше находится выбранный вариант от центральной зоны, тем больше достигнутое соглашение соответствует целям одной стороны и носит вынужденный характер для другой. Последняя склонна оценивать такое развитие событий скорее как поражение, хотя принятое решение и находится в области переговорного пространства.
Достижение соглашения. Три типа решений.
Достижение соглашения возможно на основе трех типов решений:
- серединного;
- асимметричного;
- принципиально нового.
1) Серединное, или компромиссное, — типичное решение на переговорах. В этом случае стороны идут на взаимные уступки. При этом уступки должны быть примерно равноценны. Легче всего это определить в ситуации «купли-продажи». Продавец запрашивает максимальную цену за свой товар, а покупатель предлагает минимальную. Если стороны заинтересованы в заключении сделки, то начинается «переговорный менуэт»: продавец и покупатель, не упуская из виду собственной выгоды, делают последовательные уступки.
2) Асимметричное решение отличается тем, что уступки одной из сторон значительно превышают уступки другой. Соглашение на основе такого решения чаще всего принимается в следующих ситуациях:
Степень асимметрии может быть различной.
Крайним ее выражением является почти
полное пренебрежение интересами одной
из сторон. Итоговое решение может
содержать лишь слова высокой
оценки деятельности ценного сотрудника
и туманную перспективу повышения
по служебной лестнице в неопределенном
будущем. И если асимметричное решение
в целом наименее стабильно, то при
значительной асимметрии оно зачастую
воспринимается как крайне несправедливое.
В этом случае у проигравшей стороны
возникает желание взять
3) Принципиально
новое решение — это то, которое
максимально удовлетворяет
Принципиально
новое решение может быть найдено
на основе тщательного анализа
Характеризуя принципиально новое решение, следует отметить, что на практике оно часто включает в той или иной мере элементы компромисса.
Работа
над соглашением может
Прежде всего участники переговоров должны разработать объективные критерии, позволяющие оценить выработанные варианты решения проблемы. В качестве таких критериев могут быть использованы:
Используемые критерии должны быть независимы от желаний сторон, иначе они не будут восприниматься как справедливые. Критерии должны быть практичными и устраивать всех участников переговоров. Если вы ведете переговоры о приобретении квартиры, то в качестве объективного критерия может быть использована средняя рыночная цена на подобные квартиры в данном районе.
Следующий шаг участников переговоров при работе над соглашением — выбор при помощи объективных критериев наиболее приемлемого решения. Идет ли речь о позиционном торге или о переговорах на основе взаимного учета интересов, рассчитывать на прочность договоренностей можно тогда, когда в их основе устраивающее обе стороны решение.
И, наконец,
последнее — утверждение
Если
же участники переговоров
Достижение соглашения Закрепление решений.
В случае успеха переговоры завершаются закреплением решения в итоговых документах или ограничиваются устными договоренностями — в зависимости от степени официальности ситуации. Ясно, что письменное закрепление договоренностей уменьшает возможность их произвольного толкования в дальнейшем. Однако в рамках межличностных отношений такая практика чаще всего отсутствует. Это дает возможность сторонам при желании с большей легкостью нарушать условия договора или вовсе аннулировать его.
3.3 Анализ
результатов переговоров и
Информация о работе Основные стратегии ведения и динамика переговоров