Особенности этики предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности – этика предпринимательства. Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписанными законами рынка, то есть этикой рынка. Понятие этики предпринимательства гораздо шире, чем просто неписанные законы взаимоотношений. Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, о характере общения с людьми, социальном облике, о его имидже, деловом этикете, и умение управлять подчиненными т. д.

Содержание

1. Особенности этики предпринимательства…………………………………стр. 3 - 6
2. Национальные особенности делового общения……………………….стр. 6 - 11
3. Сувениры. Подарки…………………………………………………………………………….стр. 11 - 15

Вложенные файлы: 1 файл

Этика деловых отношений. 9 вариант..doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Особенности этики предпринимательства…………………………………стр. 3 - 6
  2. Национальные особенности делового общения……………………….стр. 6 - 11
  3. Сувениры. Подарки…………………………………………………………………………….стр. 11 - 15

 

 

Особенности этики предпринимательства.

Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности – этика предпринимательства. Среда функционирования предпринимателя - рынок. Но рынок это не просто некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара (продукта или услуги). Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила, понятия. Взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке регулируются различного рода законами и иными нормативными актами. Чем более развитой является рыночная экономика, тем полнее и продуманнее такого рода законодательство. Но кроме законов взаимоотношения людей в сфере предпринимательства (и в том числе внутри фирм) регулируются неписанными законами рынка, то есть этикой рынка. Понятие этики предпринимательства гораздо шире, чем просто неписанные законы взаимоотношений. Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, о характере общения с людьми, социальном облике, о его имидже, деловом этикете, и умение управлять подчиненными т. д.

Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и  сбытовыми процессами, он постоянно  имеет дело с людьми - руководит  подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

Предпринимательство - это профессия, призвание, врожденная склонность, особый образ мыслей, поведения, стиль, особая культура. Различия между менеджером и предпринимателем в определенной мере стираются, если менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил принципы менеджмента, скорее всего не добьется большого успеха.

Опыт показал, что рынок - это особая логика, психология, этика, то есть, значительный культурный слой, который необходимо готовить заранее. Не рынок является аморальным, жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, неуважения к покупателю и конкурентам. Цивилизованный рынок основывается на таких моральных категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность.

У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль превыше всего, но превыше прибыли - честь". Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера. Предприниматели, привыкшие работать в условиях цивилизованного рынка, доверяют друг другу, для них слово - закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону и никто не сомневается в их надежности.

Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе.

Конкуренция должна быть "честной", жульничество недопустимо. Тем предпринимателям, кто ведет "нечестную игру", никогда не добиться настоящего успеха, потому что им будет трудно найти  хорошего партнера. Очень важно уметь  общаться с партнером. Завоевание авторитета - очень сложный и долгий процесс. Но зато, если предприниматель им обладает, то это 50 процентов успеха.

Люди, полагающие, что организации  должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую  ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь представление об этике бизнеса. Она затрагивает проблему социально ответственного поведения, сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей. Руководители должны выдерживать равновесие блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.

К причинам расширения неэтичной  практики ведения дел руководители предприятий относят:

  • конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;
  • усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, (квартальные отчеты);
  • неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
  • общее снижение значения этики в обществе;
  • давление со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;

Основное влияние на принятие неэтичных  решений служащими оказывает  поведение их руководителей. Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств, и тому подобное. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

Нужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полное понимание подчиненных. Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если он будет соблюдать некоторые советы:

  • первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);
  • обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;
  • в деловой обстановке будет обращаться к подчиненным на "Вы";
  • не следует без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;
  • относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
  • устанавливать четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;
  • установить порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;
  • не вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;
  • обладать искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;
  • понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника;
  • осторожно использовать слово "я";
  • высказываться кратко и по существу;
  • избегать поучительности;
  • всегда безупречно выглядеть;
  • выполнять обещания в срок.

Стандарты этичного поведения различаются  в разных странах. Поведение зачастую определяется средствами принудительного выполнения закона, а не собственно существованием закона. Этичность поведения не имеет "верхних" границ. Многонациональные организации характеризуются высоким уровнем этической ответственности и подконтрольности. Внимание страны к этике возрастает с ростом уровня экономического благосостояния. Многонациональные организации должны следовать следующим рекомендациям:

  • Разработка этических нормативов, применимых во всем мире.
  • Учет этических вопросов при разработке стратегии.
  • Уход с сомнительного рынка при возникновении крупных неразрешимых этических проблем.
  • Составление периодических отчетов о "воздействии на этику".

Условиями формирования цивилизованной предпринимательской  этики являются:

  • Свобода политическая и экономическая, а следовательно, демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т. д.
  • Стабильность. Сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства;
  • Пропаганда. Создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, нечестной конкуренции;
  • Право. Нормативное закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии бизнеса. Важно не только принимать хорошие законы, но и неукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение;
  • Ассоциирование. Создание профессиональных объединений предпринимателей.

Рассмотрим постулаты профессиональной этики предпринимателя, как основу этического кодекса предпринимателя.

Цивилизованный предприниматель:

  • убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;
  • исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
  • верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
  • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
  • уважает себя как личность, а любую личность - как себя;
  • уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
  • доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
  • ценит образование, науку и технику, культуру, уважает экологию;
  • стремится к нововведениям;
  • не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;
  • терпим к недостаткам других людей;
  • согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;
  • никого никогда не унижает;
  • имеет бесконечное терпение.

Предприниматель должен создавать  свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты  поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для "умения вести себя в обществе", но и для обыкновенного  житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

  • правила представления и знакомства;
  • правила проведения деловых контактов;
  • правила поведения на переговорах;
  • требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
  • требования к речи;
  • культуру служебных документов.

Чем больше предпринимателей заинтересуются в продолжительном и захватывающем успехе, тем больше людей задумаются о проблемах этики вообще и деловой этики в частности.

 

Национальные особенности  делового общения.

При сотрудничестве с зарубежными  партнерами полезно знать основные моменты конкретного национального  делового этикета. Эти знания позволят легче наладить контакт и укрепить взаимовыгодные отношения. Деловой этикет, формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее.

Трудности на переговорах зачастую обусловливаются различиями национальных культур. Принято различать культуры, в которых произнесенные слова воспринимаются практически без учета возможного скрытого смысла. Это так называемые культуры с низким уровнем контекста. К ним относятся, например, американская и немецкая. В других культурах, в частности персидской, французской, японской, значение контекста очень велико. Порой скрытый в словах смысл способен менять сказанное на прямо противоположное.

Довольно распространенным является мнение, что легче вести переговоры представителям одной расы и тем более одной национальности.

Между тем это не всегда так. Ученые пришли к выводу, что чем ближе народы друг к другу этнически, тем более существенными представляются им различия во взглядах на ту или иную проблему (например, как трудно проходят российско-украинские переговоры). Зато чем больше разнятся народы в этническом плане, тем более значимыми для их представителей будут совпадения во мнениях. При этом следует отметить, что при совпадении интересов сторон национальные различия не замечаются, но стоит возникнуть конфликту, как они начинают играть важную роль.

Информация о работе Особенности этики предпринимательства