Происхождение морали и ее социальная сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:16, реферат

Краткое описание

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»).
Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания,
дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно
стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления,
обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что
этос человека есть его божество. Отталкиваясь от слова «этос» в значении
характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы
обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими
добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера,
темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Содержание

1.1.Что означает термин «этика?»
1.2.Происхождение морали
2. Буддизм и этика буддизма
2.1. Когда и где зародился буддизм
2.2. Будда реальный и Будда из легенд.
2.3. Учение Будды
2.4. Дхарма – закон, истина, путь
2.5. Четыре благородные истины

Вложенные файлы: 1 файл

буддизм.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

спасения.

«Есть,  о  братья,  две  крайности,  которых  должен  избегать  удалившийся

от  мира.  Какие  эти  две  крайности?  Одна  крайность  предполагает  жизнь,

погружённую  в  желания,  связанную  с  мирскими  наслаждениями;  это  жизнь

тёмная,  низкая,  заурядная,  неблагая,  бесполезная.  Другая  крайность

предполагает  жизнь  в  самоистязании;  это  жизнь,  исполненная  страдания,

неблагая,  бесполезная.  Избегая  этих  двух  крайностей,  Татхагата  (Так

ушедший – эпитет  Будды)  во  время  Просветления  постиг срединный  путь –

путь,  способствующий  постижению,  пониманию,  ведущий  к  умиротворению,  к

высшему  знанию,  к  Просветлению,  к  нирване».

Свой  путь  Будда  называл  «срединным»,  поскольку  он  лежал  между обычной

чувственной жизнью  и  аскетической  практикой,  минуя  крайности  того  и

другого.  45  лет  Будда  провёл,  распространяя  своё  учение  в  Индии.  По

буддийским  источникам,  он  завоевал  приверженцев  среди  самых  разных

слоёв  общества;  в  число  последователей  буддизма  входило  множество

богатых  и  влиятельных  людей,  включая  царя  государства  Магадха

Бимбисару  и  его  сына  Аджаташатру.

Незадолго  до  смерти  Будда  сообщил  своему  любимому  ученику  Ананде,  что

мог  бы  продлить  свою  жизнь  на  целый  век,  и  потом Ананда  горько

сожалел,  что  не  догадался  попросить  его  об  этом.  Причиной  смерти

Будды  послужила  трапеза  у  бедного  кузнеца  Чунды,  во время   которой

Будда,  зная,  что  бедняк  собирается  потчевать  своих  гостей  несвежим

мясом,  попросил  отдать  всё  мясо  ему.  Не  желая,  чтобы  пострадали

спутники,  Будда  съел  его.   Перед  смертью  Будда  сказал  любимому

ученику: «Ты,  верно,  думаешь,  Ананда: «Смолкло  слово  Господина,  нет  у

нас  больше  Учителя!» Нет,  не  так  вам  следует  думать.  Пусть  Дхарма  и

Виная (дисциплина),  которые  я  возгласил  и  которым  наставил  вас,  будут

вашим  учителем,  после  того  как  не  станет  меня» («Сутра  великой

кончины»).  Умер  Будда  в  местечке  Кушинагара,  и  его  тело  было  по

обычаю  кремировано,  а  прах  разделён  между  восемью  последователями,

шесть  из  которых  представляли  разные  общины.  Его  прах  захоронили  в

восьми  разных  местах,  и  впоследствии  над  этими  захоронениями  были

воздвигнуты  мемориальные  надгробия – ступы.  Согласно  легенде,

один  из учеников  из  погребального  костра  зуб  Будды,  который  стал

главной  реликвией  буддистов.  Ныне он  находится  в  храме  в  городе  Канди

на  острове  Шри-Ланка.

УЧИТЕЛЬ?  БОГ?  ИЛИ.  Смерть,  ил,  как  считают  буддисты,  освобождение –

нирвана  (или  даже  паринипвана,  т.е.  «великая  нирвана»),  Будды  стала

началом  отсчёта  времени  существования  буддизма  как  религиии.  Кто  же

всё-таки  Будда  для  буддистов – Учитель,  Бог  или  всего  лишь  рядовой

представитель  довольно  многочисленной  категории  будд – достигших

Просветления  личностей,  проживающих  в  разных  мирах  вселенной?

Несомненно,  что  Будда – Учитель,  ибо  он  не  только  открыл  Путь,  но

ещё  и  учил,  как   надо  идти  по  нему.  Сложнее  ответить  на  вопрос,

Бог  ли  Будда,  ибо  буддисты  отрицают  само понятие  божества.  Однако

Будде  присущи  такие  качества,  как  всемогущество,  способность  творить

чудеса,  принимать  разный  облик,  влиять  на  ход событий  и  в  здешнем

мире,  и  в  других  мирах.  Это  те  самые  качества,  которыми  наделены

боги, во  всяком  случае  так  считают  люди,  исповедующие  разные  религии.

Буддизм  признаёт  существование  неисчислимого  количества  будд – в  разных

мирах  и  в  разных  промежутках  времени.  Есть  будды  прошлого, настоящего

и  будущего.  Есть  группа  в  тысячу  будд;  есть  будды,  олицетворяющие

различные  виды  деятельности  и  явления  природы;  будда врачевания  и

будда  неизмеримого  света,  будда  несокрушимой  истины  и  вселенский,

космический  будда.  Но  только  для одного  из  них – того,  кто  стал

Учителем  человечества, – этот  эпитет  является  первым  и  главным  именем.

     2.3. Учение Будды

Как  и  другие религии,  буддизм  обещает людям  избавление  от  самых

тягостных  сторон  человеческого  существования – страданий,  невзгод,

страстей,  страха  смерти.  Однако,  не  признавая  бессмертия  души,  не

считая  её  чем-то  вечным  и  неизменным,  буддизм  не  видит  смысла  в

стремлении  к  вечной жизни  на  небесах,  поскольку  вечная  жизнь с  точки

зрения  буддизма  и  других  индийских  религий – это  лишь  бесконечная

череда  перевоплощений,  смена  телесных  оболочек.  В  буддизме  для  её

обозначения  принят  термин  «сансара».

Буддизм  учит,  что  сущность  человека неизменна;  под  влиянием  его

поступков  меняется  лишь  бытие  человека  и восприятие  мира.  Поступая

плохо,  он  пожинает  болезни,  бедность,  унижения.  Поступая  хорошо,

вкушает  радость  и  умиротворённость.  Таков  закон  кармы (морального

воздаяния),  который определяет  участь  человека  и в  этой  жизни,  и  в

будущих  перевоплощениях.

Этот  закон  составляет  механизм сансары,  который  называется  бхавачакра 

– «колесо  жизни» (оно  же  круговорот  бытия  или  круг  сансары).  Бхавачакра

состоит  из  12  нидан (звеньев):  неведение (авидья)

обусловливает  кармические  импульсы  (санскары);  они  формируют

сознание (виджняна);  сознание  определяет  характер  нама-рупы

– физического  и  психического  облика  человека;  нама-рупа  способствует

формированию  шести  чувств (аятана) – зрения,  слуха,  осязания,

обоняния, ощущения  вкуса  и  воспринимающего  ума.  Восприятие (спарша

)  окружающего  мира  порождает  само  чувство (ведана),  а  затем

желание  (тришна),  которое  в  свою  очередь  порождает  привязанность

(упадана)  к  тому,  что  чувствует  и  о  чём  мыслит  человек.

Привязанность  приводит  к  хождению  в  существование (бхава),

следствием  чего  является  рождение  (джати).  А  всякое  рождение

влечёт  за  собой  старость  и  смерть

Таков  цикл  существования  в  мире  сансары:  каждая  мысль, каждое слово  и

дело  оставляют  свой  кармический  след,  который  приводит  человека  к

следующему  воплощению.  Цель  буддиста – жить  так,  чтобы  оставлять  как

можно  меньше  кармических  следов.  Это  значит,  что  его  поведение  не

должно  зависеть  от  желаний  и  привязанности  к  объектам  желаний.

«Нет  уз  у  тех,  у  которых  нет  приятного  или  неприятного».

«Из  привязанности  рождается  печаль,  из  привязанности  рождается  страх;

у  того,  кто  освободился  от  привязанности,  нет  печали,  откуда

возьмётся  страх?»      «Как  дерево,  хотя  и вырванное,  продолжает  расти,

если  корень  его  не  повреждён  и  крепок,  так  и  страдание  рождается

снова  и  снова,  если  не  искоренена  склонность  к  желанию».

«Я  всё  победил,  я  всё  знаю.  Я  отказался  от  всего,  с  уничтожением

желаний  я  стал  свободным.  Учась  у  самого  себя,  кого  назову  я

учителем?»  Так  сказано  в  «Дхаммападе».

Высшую  цель  религиозной  жизни  буддизм  видит  в  освобождении  от  кармы

и  выходе  из  круга  сансары.  В  индуизме  состояние  человека,  достигшего

освобождения,  называется  мокшей,  а  в  буддизме – нирваной.

Люди,  поверхностно  знакомые  с  буддизмом,  считают,  что  нирвана – это

смерть.  Неверно.  Нирвана – это  покой,  мудрость  и  блаженство,  угасание

жизненного  огня,  а  вместе  с  ним  и  значительной  части  эмоций,

желаний,  страстей – всего  того,  что  составляет  жизнь  обычного

человека.  И  всё  же  это  не  смерть,  а  жизнь,  но  только  в  ином

качестве,  жизнь  совершенного,  свободного  духа.

Буддизм  не  относится  ни  к  моно­теистическим (признающим  единого  Бога),

ни  к  политеистическим (осно­ванным  на вере  во  многих  богов) рели­гиям.

Будда  не  отрицает  существования  богов  и других сверхъестественных

су­ществ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.),

но  считает, что  они  тоже  подчинены  дей­ствию  кармы  и,  несмотря  на

все  свои

сверхъестественные силы,  не  могут  самого  главного — избавиться  от

пере­воплощений. Только  человек  способен  «встать на путь» и,

последовательно меняя  себя,  искоренить  причину  пере­рождений,  достичь

нирваны. Чтобы освободиться  от  перерождений,  богам  и  другим  существам

придётся  родить­ся в  человеческом  облике.  Только  сре­ди  людей  могут

появиться  высшие  ду­ховные  существа: будды — люди,  дос­тигшие

Просветления  и  нирваны  и проповедующие  дхарму,  и  бодхисаттвы —

те,  кто  откладывает  уход  в  нир­вану  ради  помощи  другим  созданиям.

Может  сложиться  представление, что  буддам  и  бодхисаттвам  принадлежит  в

буддизме  то  же  место,  которое  в  других  религиях  занимают  боги  или

единый  Бог.  Но  это  не совсем  так.  Будды  не  могут,  как  боги  других

религий,  создавать  мир,  управлять  стихиями;  они,  как  правило,  не

могут карать  грешников  или  награждать  праведни­ков. Буддизм — и  в  этом

ещё  одно  его  отличие  от  других  религий — не  при­знает  провидения  и

подчёркивает,  что  судьба  человека  зависит  только  от  его  собственных

усилий  в  неустанной  сознательной  работе  над  собой.  Поэ­тому  в

«Дхаммападе»  сказано: «Строи­тели  каналов  пускают  воду,  лучники

подчиняют  себе  стрелу,  плотники  подчиняют  себе  дерево,  мудрецы

сми­ряют самих  себя».

     2.4. Дхарма – закон, истина, путь

Важнейшим  для буддистов  является  понятие  дхармы — оно  олицетворяет

учение  Будды,  высшую истину, кото­рую  он  открыл  всем существам. «Дхар-ма»

буквально  означает  «опора»,  то,  что  поддерживает». Слово «дхарма»

оз­начает  в буддизме  моральную  доброде­тель, прежде  всего — это моральные

и духовные  качества  Будды,  которым  ве­рующие  должны  подражать. Кроме

того, дхармы — это  конечные  элемен­ты, на  которые, с  точки  зрения

будди­стов, разбивается  поток  существования.

В своей  первой  речи  после  Про­светления  Будда  сравнивает  способно­сти

разных  людей к  постижению Дхар­мы с  разнообразием  лотосов  в пруду:

«И оглядев мир своим оком  Просвет­лённого, Благословенный,  преиспол­ненный

сочувствия  ко  всем  живым  су­ществам,  увидел  существа,  умственный  взор

которых  лишь  чуть запорошён пылью, и  существа, чей  умственный  взор

покрыт  густым  слоем  пыли;  уви­дел  существа с острой  восприимчиво­стью

и  с восприимчивостью вялой,  су­щества, имеющие  благоприятную  фор­му,

существа,  легко поддающиеся  вну­шению  и  трудно поддающиеся  внуше­нию, а

также  увидел  существа, пребы­вающие  в страхе  перед  иным  миром  и  в

страхе перед  грехом.

Подобно  тому  как  в  пруду,  заросшем  голубыми  лотосами,  или  в пруду,

заросшем  белыми  лотосами,  одни  лотосы,  рождённые  в  воде,  выросшие  в

воде,  не  поднимаются  над  водой,  другие,  рождённые  в  воде,  выросшие

в  воде,  стоят  вровень  с  поверхностью  воды,  а  третьи,  рождённые  в

воде,  выросшие  в  воде,  поднявшись  над  водой,  стоят  так,  что вода  их

не  касается»

Будда, как  никто  иной,  понимал, что  люди  от  рождения  не похожи  друг  на

друга и  нельзя  к  ним  подхо­дить  с одной  и  той  же  меркой: одним Дхарму

нужно  долго  растолковывать,  другие  поймут  её  на лету, третьим

по­требуется привести  множество  примеров,  четвёртых  придётся   учить йоге

и т. п. Не существует  единого, универ­сального свода  буддийского

веро­учения, пригодного  для  всех. Нет уни­версальной  формулы Дхармы  на

все  случаи жизни; есть  Дхарма,  изложен­ная  с учётом  индивидуальных

особен­ностей каждой группы  верующих. По­этому  буддийское  учение  может

быть  выражено высоким  учёным стилем  и  простой  народной  речью, в стихах

и  в  прозе, изображено на  священной   диаграмме (мандале) и на

красочной  картине.

Разные  цели  преследуют  и  буд­дийские  проповеди. Высшей  целью  всегда

остаётся  нирвана, но  достичь  её  трудно — это  под  силу  лишь самым

упорным и  одарённым. Для  простых людей, не  способных  на  значитель­ные

духовные усилия  в  нынешнем  своём  состоянии,  промежуточным  этапом  может

стать воплощение  в  лучших  условиях  или  возрождение на  небесах  какого-

нибудь будды, с помо­щью  которого  они в дальнейшем  до­стигнут  нирваны.

     2.5. Четыре благородные истины

Проповедь своего  учения  Будда  на­чал с «четырёх благородных истин»:

о  страдании  и  причине  страдания,  об  устранении  причины  страдания и о

пути  к  прекращению страданий. Обращаясь  к  ученикам (бхикшу),  он

говорил: «А вот,  бхикшу,  благая  истина  о  том, что существует

стра­дание. Рождение — страдание, ста­рость — страдание, болезнь —

стра­дание, смерть — страдание; соеди­нение  с тем, что  неприятно, —

стра­дание; разъединение с тем, что  при­ятно, — страдание; когда  нет

возмож­ности  достичь  желаемого — это тоже страдание.

А вот, бхикшу, благая  истина  о  том, что  страдание  имеет  свою  при­чину.

Это жажда, ведущая  к  перерож­дениям, связанная с  наслаждением  и

страстью, находящая  удовольствие  то  в одном, то  в другом. Жажда  бывает

трёх  видов:  жажда  чувственных  удо­вольствий,  жажда  перерождений,  жажда

существования.

А вот,  бхикшу, благая  истина о  том, что  страдание  может  быть

унич­тожено. Это  уничтожение  жажды и  полное  уничтожение  страсти, отказ

Информация о работе Происхождение морали и ее социальная сущность