Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:31, реферат
Утопия - изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Этот термин ведет свое происхождение от названия книги Томаса Мора «Утопия» 1516 года , которая являлась «весьма полезной, а также и занимательной, поистине золотой книжечке о наилучшем устройстве государства и о новом острове - Утопия». Это вымышленный остров, где живет воображаемое общество, которое воплощает идеальный общественный строй будущего.
ГЛАВА 1. УТОПИЯ И УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ………………………………………5
Утопия и история…………………………………………………………………...5
Утопический идеал………………………………………………………………....7
ГЛАВА 2. УТОПИЗМ И БЫТИЕ……………………………………………………………...10
1.1 Порабощение идеей……………………………………………………………….10
1.2 Утопия и наука…………………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.А.А.КУЛЕШОВА»
Факультет экономики и права
Реферат
По Этике
Специфика утопического сознания, как проекция представлений об идеальном человеческого бытия
Выполнил студент 2 курса
Скобликов Евгений Олегович
Могилев, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. УТОПИЯ И УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ………………………………………5
ГЛАВА 2. УТОПИЗМ И БЫТИЕ……………………………………………………………..
1.1 Порабощение идеей……………………………………………………………….
1.2 Утопия и наука…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Сама актуальность исследования обусловлена тем, что в современных кризисных политических, правовых, экономических, моральных условиях существует достаточно много трудностей, противоречий и неразрешенных вопросов при исследовании утопизма, как возможно объетивного явления, так и просто человеческой выдумкой, не имеющей ничего общего с реальностью.
Утопическое сознание свойственно человечеству на протяжении почти всей истории его существования. Оно присутствует даже тогда, когда, кажется, что его нет. Один исследователь точно подметил, что утопия – «союзница цивилизации».
Утопия - изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Этот термин ведет свое происхождение от названия книги Томаса Мора «Утопия» 1516 года , которая являлась «весьма полезной, а также и занимательной, поистине золотой книжечке о наилучшем устройстве государства и о новом острове - Утопия». Это вымышленный остров, где живет воображаемое общество, которое воплощает идеальный общественный строй будущего.
Слово «утопия» греческого происхождение и имеет два компонента. Первый компонент – «topos», это слово однозначно переводиться как место, второй компонент – “у” – допускает двойной перевод: “ou” – отрицательная частица “нет” “eu” – “благо”. Поэтому понять значение этого слова точно нет возможности, то ли это «место, которого нет», то ли «благословенное место». Вполне возможно, что Мор подразумевал «благословенное место, которого нет» или «место, которого нет, потому что оно благословенно». Но не будем на этом останавливаться.
Понятие «утопия» стало нарицательным
для обозначения различных
Результаты данной работы, на мой взгляд, в конечном счете, будут способствовать выработке адекватной диагностики понятия утопизма.
Эти же результаты позволят правильно оценить неоднозначные феномены формирующиеся «внутри» этого понятия.
Поэтому для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть методологические проблемы исследования специфики утопического сознания, как проекции представлений об идеальном человеческом бытии
2. Охарактеризовать специфику понятия утопия.
Таким образом, актуальность темы реферата обусловлена собственно научными потребностями и социальными проблемами, стоящими перед современным обществом, и перед нами.
ГЛАВА 1. УТОПИЯ И УТОПИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Утопическое сознание - общественное сознание, которое характеризуется аксиологической, ценностной привлекательностью и абстрактной истинностью, но не может быть реализовано в данной форме. Утопическое сознание бывает двух видов: идеальные, непротиворечивые социальные модели и нереализуемые проекты. Всякое сознание, направленное в будущее, развивается по двум линиям: фантазии и технологического, программного характера. Как фантазия, так и предметное сознание опирается на тот уровень культуры, социального опыта, который имеется в обществе. Будущего в его непосредственной форме не знает никто.
Представление о будущем как о ценностной противоположности
настоящего и прошлого определяет отношение утопического сознания
к историческому процессу.
Идеал «светлого будущего»
завладеть сознанием и воображением людей, что окружающая их
действительность теряет значение реальности. Подобное «опьянение
идеей» описывает А. Богданов в романе-утопии «Красная звезда»: «Души
людей беззаветно раскрывались навстречу будущему, настоящее рас-
плывалось в розовом тумане, прошлое уходило куда-то вдаль, исчезая
из глаз».
Путь к совершенству посредством упразднения действительности
отличает утопизм и на теоретическом уровне. Историческая память,
традиция — чуждые для утопии понятия. Поскольку новое общество
мыслится как альтернатива существующего и строится на основе решения
«жить по разуму», история
предстает как «темное прошлое»
осуществлению утопического идеала. С. Кабэ, автор знаменитого «Пу-
тешествия в Икарию», например, намеревался истребить даже и
упоминания о прошлом — сжечь все книги, появившиеся до его «ком-
мунистического евангелия». Такое отношение к прошлому С. Булгаков
сравнивал с духовным каннибализмом — «пожиранием предков».
Негативизм в отношении к прошлому, с одной стороны, обусловлен
критическим отношением к существующему обществу как результату
предшествующего развития, с другой — это способ утверждения идеала,
нечто вроде «доказательства от противного». Чем ужаснее выглядят
прошлое и настоящее, тем желаннее покажется «светлое будущее».
Подобно реактивному снаряду, утопия тем стремительнее прорыва-
ется в будущее, чем с большей силой отбрасывает прошлое. Абсолютное
отрицание прошлого является здесь условием абсолютного утверждения
будущего. Эту суть утопического отношения к истории ясно выразил
П. Новгородцев: «Мысль о всецелом преображении существующего
требовала безусловного отрицательного отношения к истории и безус-
ловного разрыва с прошлым»
Тем самым отрицание истории выступаетобратной стороной утверждения идеала совершенного общества. В своемнамерении произвести гармоничное общество утопия прерывает историче-скую связь и преемственность, поскольку они препятствуют осуществлению планов преобразования общества. Утопист не признаетдействительности истории, ее независимости от нас, а потому считает, что ему «воля вольная делать, что хочет» (А. Герцен). Свобода от прошлого открывает простор «социальной алхимии».
Отрицание истории относится не только к прошлому, но и к будущему.
Совершенное общество как бы выпадает из времени, поскольку вопло-
щение идеала означает завершение истории. Совершенный строй не
может перейти в иной, качественно от него отличный, ибо совершенство
и означает завершенность, достижение полной гармонии всех элементов
и сторон общества, разрешение всех его противоречий. «Ожидать, что
к нему еще что-то можно прибавить качественно лучшее и существенно
иное, это значило бы предполагать,
что могут нуждаться в
всесовершенство, полнота и избыток»,— писал об «абсолютном
социализме», «всецелом и безусловном преображении жизни»
П. Новгородцев .
А В. Соловьев даже считал, что «не тот настоящий утопист,
кто хочет преобразовать общество, а тот, кто мечтает остановить ход
истории» .
Идея завершенности истории сближает утопию с эсхатологией. Их
сближает и мотив
позволяет, однако, отождествить утопию с религией. Утопическое сознание
восприняло многие внешние признаки сознания религиозного, но их
сущность, содержание и цели принципиально различны, во многом даже
противоположны. Это отдельный большой вопрос, заслуживающий
специального рассмотрения. Здесь же ограничусь замечанием о противо-
положности утопического и христианского путей к совершенству. Первый
устремлен к тому, чтобы из несовершенных людей построить совершенное
общество, второй — к тому, чтобы в несовершенном обществе создать
совершенного человека.
Понятие «идеал» — существенный конструктивный элемент утопиче-
ского сознания. Именно ориентация на идеал, а не просто устремленность
в будущее является отличительным признаком утопии. Устремленность
в будущее, хотя и присутствует
нередко в утопических
же является не основной, а производной характеристикой утопического
сознания. Ведь образец совершенного общества можно искать и в
далеком прошлом (легенда о «Золотом веке»), и в отдаленном пространстве
(далекая или вымышленная географическая точка, другая планета и т. п.).
Важно, что его нет в том времени и месте, где находятся создатель
утопии и те, кому он адресует свой проект. В этом ясно проступает
отличие утопии от футурологии: если футурология ориентирована на
создание образа будущего состояния, то утопия — на формирование
образа идеального мира, на идеальное будущее.
Характерным признаком утопического сознания, выделяемым многими
исследователями, является трансцендентность, понимаемая как выход за
границы реальности. Обращенность к будущему уже выводит мысль за
пределы наличной действительности. Но трансцендентность утопии более
радикальна: это выход за границы не только действительного, но и
возможного, каким оно представляется в перспективе логики развития
существующего мира. Временные каузальные связи предшествующего с
последующим не имеют для нее никакого значения. Утопия — это идеальное,совершенное общество, устроенное согласно человеческому разуму и воле,а не естественный продукт исторического развития, или, в терминологии Ф. Хайека, это «сознательный» порядок в противоположность порядку«спонтанному».
Поэтому место каузальной зависимости занимает идеальное
долженствование. Причинность заменяется рациональностью. Будущее в
утопии предстает не как продолжение настоящего, а как его альтернатива.
Собственно говоря, утопия по самому своему замыслу несовместима с
настоящим, она всегда — вызов существующему.
Свойственная утопии ориентация на идеал присуща и иным формам
сознания. Так, нравственный идеал наиболее полно выражен в религиозном
сознании, эстетический — в искусстве, познавательный — в науке.
Утопическое же сознание ориентировано на идеал совершенного общества. Это дает основание отграничить утопию от науки и отнести ее к более широкой области человеческого сознания, называемого ценностным. В рамках же ценностного сознания утопию выделяет особое понимание идеала.
В кантовской трактовке идеал выступает как регулятивный принцип,
который направляет процесс совершенствования человека и служит эталоном