Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Эстетические воспитания"
Красота есть преображение материи через воплощение в ней сверх материального начала.
В природе таким
В отличие от красоты в
природе, красота в искусстве
является непосредственным и сознательным
воплощением эстетической идеи. В
этом отношении прекрасное искусство
должно стоять ближе к идеалу, чем
прекрасная природа. Кант отмечал, что
превосходство искусства
Возвышенное. Впервые исследование,
посвященное проблемам
Дальнейшее развитие категория прекрасного получает в эстетике Иммануила Канта. И Кант, который сопоставил эти две формы эстетического, отмечал, что если прекрасное доставляет наслаждение само по себе, то возвышенное доставляет удовольствие, только будучи осмыслено с помощью идей разума. Так как воздействие возвышенного не непосредственно, а преломляется через разум, то в отличие от прекрасного, которое в природе обнаруживается только в предметах отличающихся совершенством формы, чувство возвышенного может порождаться и предметами бесформенными хаотичными.
Ф. Шиллер анализируя чувство возвышенного, выделил в нем три составные части. Во-первых, явление природы как сила, неизмеримо превосходящая человека. Во-вторых, отношение этой силы к нашей физической способности к сопротивлению. В-третьих, отношение ее к нашей моральной личности и к нашему духу. Таким образом, чувство возвышенного возникает вследствие действия трех последовательных представлений: объективной физической силы, нашего объективного физического бессилия и нашего субъективного морального превосходства.
Трагическое. Как категория эстетики, трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека, восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования.
Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного. От трагического неотделима категория катарсиса, которая не связана только с областью драматического искусства, но имеет более широкое значение, связанное с социально-психологическим воздействием искусства вообще. Представление о трагическом формировалось в связи теорией драмы, а в более узком смысле с теорией трагедии, как вида драматического искусства.
Первая систематически развитая концепция трагического в искусстве возникает еще в античности. В «Поэтике» Аристотель дает определение трагедии, которое на многие века становится не только фундаментальным определением жанра, но и основой определения самой категории трагического. «Трагедия есть подражание действию важному и законченному … посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение от подобных аффектов». Учение Аристотеля о трагедии и категории трагического стало предметом исследования и комментирования на протяжении многих веков, оно не утратило своего теоретического значения и сейчас.
У Шиллера основой трагического является конфликт нравственной и чувственной природы человека. В статье «О трагическом искусстве» он писал, что в основе трагических эмоций лежат следующие условия. Во-первых, предмет нашего сострадания должен быть родственен нам в полном смысле этого слова, а действие, которое должно вызвать сострадание, должно быть нравственным, то есть свободным. Во-вторых, страдание, его источники и степени, должны быть полностью сообщены нам в виде ряда связанных между собой событий. В-третьих, оно должно быть чувственно воспроизведено, не описано в повествовании, но непосредственно представлено нам виде действия».
Позднее в понимании сущности трагического усиливаются моменты субъективизма и пессимизма. У истоков такого понимания трагического стояли Шопенгауэр и Ницше. Шопенгауэр трактовал трагическое как саморазвертывание слепой и неразумной воли. «В трагедии перед нами проносится вся ужасная сторона жизни - горе человечества, господства случая и заблуждения, гибель праведника, торжество злодея - иными словами трагедия являет нашим взорам те черты мира, которые прямо враждебны нашей воле. И это зрелище побуждает нас отречься от воли к жизни, не хотеть этой жизни разлюбить ее». Для Ницше трагедия рождается из борьбы дионисийского и аполонистического начал в культуре, а само трагическое предстает как воплощение иррационалистического, опьяняющего хаотического начала. Иррационалистическая трактовка трагического характерна также для эстетики экзистенциализма. По его мнению трагический конфликт неразрешим и связан с выражением отчаянья человека.
Комическое. Существуют различные трактовки места комического в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному: например, немецкий писатель и теоретик искусства Жан-Поль определил комическое как «оборотную сторону возвышенного». Но многие авторы считают его категорией эстетики, имеющей такое же значение, как и все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки - от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых.
Теоретическое осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. В диалогах Платона содержатся рассуждения об эмоциональном воздействии комедии, о смехе, шутках и иронии. В «Филебе» Платон определяет комическое как душевное состояние являющееся смесью печали и удовольствия. В диалоге Платона «Пир» Сократ проводит идею связи трагического и комического. Аристотель говорит о комедии как «насмешливых песнях, которые изображают действия людей негодных». Некоторые последователи Аристотеля предлагали рассматривать комическое по аналогии с трагическим, причем источником катарсиса здесь будет не страх и сострадание, а смех. В Средние века комическое было изгнано из официального искусства.
В XVII веке теория комедии постепенно выделяется из теории драмы, она становится предметом исследования философии, которая рассматривала ее на основе господствовавшей в то время теории аффектов. Декарт предлагал рассматривать смех как физиологический аффект, Гоббс видел в смехе один из видов страсти. Он считал, что в основе смеха как страсти лежит представление о собственном превосходстве, смех, по его мнению, выражает радость. Условиями возникновения этого аффекта являются ясность ощущения собственного превосходства и неожиданность. Спиноза считал смех следствием аффекта удовольствия, возникающего из усмотрения в неприятной нам вещи чего-то достойного пренебрежения. Спиноза очень высоко ставил значение смеха для духовной жизни человека, по его словам веселость не может быть чрезмерна.
У Ницше природа смеха
обуславливается атавизмом
Социальное значение комического огромно не только как способ борьбы против рутинного, косного, но и в плане духовного саморазвития личности, наиболее полно выражаемое в ироническом. Ироническое, в эстетическом смысле, есть способность диалектически мыслящего человека не только осознавать свое совершенство и превосходство над окружающим миром, ибо он есть его вершина -- мыслящий дух, но и способность осознавать свою ограниченность и несовершенство, что в свою очередь является стимулом самоусовершенствования, т.е. для отрицания этой ограниченности и несовершенства.
Но наряду с иронией в комическом очень важное сатирическое, так как оно направлено вовне, на объективно существующие, непримиримые противоречия.
Таким образом, анализ эстетических категорий, отражающих объективные состояния, позволяет обнаружить своеобразие проявления эстетического как совершенного в их сущности, показать многообразие форм проявления, феноменологию этой сущности в категориях прекрасного, возвышенного, трагического и комического, раскрыть их гносеологическое и социальное значение.
4.развитие эстетической мысли в эпоху средневековья
В средние века в Западной Европе завоевания материалистической эстетики были утрачены. Теория искусства попадает под влияние теологических концепций. Красота истолковывается как отблеск божества. Перед художником ставится задача постижения божественных начал жизни. В искусстве широкое распространение получают мистическая символика и аллегория.Художественный образ рассматривается прежде всего как иносказание, как воплощение божественной идеи. В таком направлении развивается эстетическая мысль Аврелия Августина (354 — 430), прозванного католическими богословами Блаженным, и других теоретиков раннего средневековья.
В более поздний период видным представителем средневековой эстетики был Фома Аквинский (1225 (или 1226 — 1274). Прекрасным он называет то, что доставляет удовольствие при непосредственном чувственном восприятии. В его взглядах заметны стремления признать красоту реальной действительности. Однако в целом эстетическая теория Фомы Аквинского покоится на теологической основе. Высшая красота по его мнению, имеет божественные истоки и познаются путем духовного слияния с богом. Художественное произведение им понимается ни как результат изучения жизни, а как реализация идеи, заранее существующей в сознании художника.
Материалистические традиции античности получают дальнейшее развитие в эпоху Возрождения. Великие географические открытия в 15-16 веков, достижения в области науки и техники пробудили интерес к земному миру, высоко подняли авторитет человека, раскрыли безмерные его возможности. Отсюда гуманистический пафос литературы Ренессанса. Жизнь в ней изображается через призму человеческих интересов. Писатели выступают против социального и духовного порабощения личности, ведут борьбу за гуманистические идеалы. Теоретики Ренессанса обобщают прежде всего практику изобразительного искусства и архитектуры. Проявляя интерес к теоретико-литературным проблемам, они создают книги по поэтике, в которых ощущается влияние Аристотеля. В 16-веке появились, поэтические руководства Дж. Триссино, Т. Тассо, К. Кастельветро "«Поэтика»«Скалигера, в которой подробно освещены вопросы поэтического языка.
Для Возрождения характерен взгляд на искусство, в том числе и на поэзию, как на деятельность подражательную. Причем ярко проявляется стремление к воспроизведению именно реальной, исторически конкретной действительности во всем блеске ее чувственных форм. С правдивостью изображения жизни писатели Ренессанса, как правило, связывают решение задач воспитательного характера. Эпоха Возрождения с его культом человека выдвинула мысль об активной роли художника в творческом процессе, предоставляя ему права изображать жизнь в соответствии со своим идеалом. Одновременно ведется борьба за мастерство, вырабатывается критерий художественности: в произведении ищут гармонии целого и частностей — аналога красоты природы. Все это обусловила возрождение художественной критики.
Эстетика классицизма, утвердившаяся в Европе в 17 веке, формально не порывала с материалистическими традициями античности и Возрождения. Н. Буало (1636-1711) и его единомышленники говорили о подражании природе, но вносили в это положение существенные оговорки. Художественная правда хороша, когда она отвечает эстетическим вкусам людей аристократического круга. Буало испытал на себе влияние философии рационализма, в особенности воззрений Р. Декарта (1596-1650). Вслед за Декартон он установил иерархию жанров, выработал правила трех единств: стремясь подчинить творчество законам гармонии и симметрии. Он полагал, что все герои на классической сцене, независимо от своего общественного положения, обязаны изъясняется изящно и быть галантными. Эстетическая теория приняла сословный и догматический характер.
Для теоретиков классицизма характерен вне исторический взгляд на прекрасное. Восприятие красоты по их мнению неподвластно влиянию времени, оно одинаково во все эпохи и у всех народов. Отсюда попытки найти идеал эстетического совершенства в античности и призывы к подражанию его образцам. Классицистам было чуждо представление об искусстве как явлении динамичном, меняющем свое содержание и свою форму в зависимости от перемен, происходящих в обществе. Однако в некоторых трудах намечалось стремление избавиться от догматической схоластики классицизма. Так, Корнель внес коррективы в «Поэтику» Аристотеля. Он говорил о правомерности, неправдоподобии сюжета, а допустимости длительности драматического действия до 30 часов.