Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этикет".

Вложенные файлы: 1 файл

уголовное право -- шпоры....docx

— 125.75 Кб (Скачать файл)

Фома Аквинский живет  в тот период, когда средневековый  аллегоризм постепенно утрачивает свое безраздельное господство, поэтому  философ пытается реабилитировать  красоту чувственного мира, найти  объективные признаки прекрасного. К ним он относит, во-первых, цельность, или совершенство, во-вторых, должную  пропорцию, или созвучие, а в-третьих, ясность. Определяя специфику эстетического  чувства, Фома Аквинский отмечает его  бескорыстный характер. Например, человек  восхищается гармонией звуков, что  не имеет отношения к поддержанию  жизни.

Вслед за Аристотелем Фома рассматривает искусство как  подражание и видит его назначение в познании. Прекрасным будет тот  образ, который наиболее полно отражает вещь, даже если бы она сама была безобразной.

18.Антропоцентризм  этической мысли эпохи возрождения. Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм. Натуралистический - Бруно- - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

Мистический - Кузанский - растворение  природы в боге. он стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу. в боге совпадают  все противоположности - абсолютный мин и абс макс, единичное и множественное и т.д. Несмотря на мистико- идеалистическую направленность, предвосхитил появление бесконечно малях, проблема бесконечности, методология математических понятий для познания природы. ряд диалектических идей - единство и борьба противоположностей и. т.д.

Наиболее важными результатами этого естественно- научного направления  в философии были:

1) методы экспериментально - математического исследования  природы; по Галилею, все явления  можно свести к количественному  отношению. К истине приводят  два метода: резолютивный (аналитический,  разложить явление на элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в целостности). Плюс эксперимент= научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы.

2) детерминистское истолкование  действительности, противоположное  теологическому истолкованию; найдены  фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует  естественная необходимость.

3) формулировка научных,  свободных от элементов антропоморфизма  (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).

Определяющими чертами натурфилософского  направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как  абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм-

предполагает наличие  бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение  бога в бесконечном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. этика Руссо.Основа нравственности по Руссо в первоначальных, не испорченных цивилизацией естественных стремлениях человека, который по своей природе добр; ему присуще самосохранение, не перерастающее в эгоизм и умеряемое состраданием. Моральные нормы регулируются в обществе на основах общественного договора. Важнейшие моральные качества общественного порядка с точки зрения Руссо: трудолюбие, простота быта и нравов, честность, прямодушие, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных. Авторитет моральных норм в обществе должен быть подкреплён религией. Отвергая догмы и этику христианства, Руссо  считал общеобязательную веру в воздающее и карающее божество условием прочности государства. 
Руссо оправдывал революцию против деспотизма, нарушавшего нормы общественного договора. Руссо был сторонником мелкобуржуазного умеренно-уравнительного идеала.

Воспитание Руссо рассматривает  как содействие саморазвития развитию природы ребенка. Как указывалось  выше, природа ребенка не терпит грубого вмешательства, а тем  более насилия, это может помешать ее естественному ходу, свободному проявление ее сил и возможностей. Природа развивается по своим собственным внутренним законам,. 
В ряде случаев Руссо не отделяет четко и последовательно процесс развития от процессов воспитания,  отождествляя их на отдельных этапах роста ребенка. Руссо провозглашает, что предлагаемая им система воспитания - ход самой природы, что, не изучив, прежде всего, хорошо природу ребенка,  нельзя браться за его воспитание
.

20. фейербах об этическом аспекте любви.В 20-х годах XIX столетия среди немецких и австрийских философов-идеалистов господствовало мнение, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители, как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху. 
     Между тем, Фейербах сходится с Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения. «Нравственность без блаженства — это слово без смысла». На вопрос, как наряду со стремлением к личному блаженству в нас возникает прямо противоположное стремление к самоограничению, к служению на благо других, Фейербах даёт следующий ответ: сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты». 
     Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью других лиц, должна рано сложиться в уме человека: «тумаки его братьев и щипки его сестёр научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно». Противоположность между склонностью и долгом несомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна. Чувство долга естественно вырастает мало-помалу на почве склонностей. Из того, что исполнение долга в конечном счёте ведёт к счастью, ещё не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождало исполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга — изменчивые факторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с «надрывом», то впоследствии совершается непринужденно, легко. Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Этика шопенгауэра.

 

Центральное значение категории воли характерно и для этики Шопенгауэра. С одной стороны, концепцию морали Шопенгауэр строит так: воля, продвигаясь по "лестнице" устремлений и импульсов, обращается на саму себя и отчасти против самой себя.С другой стороны, в концепции мудрости Шопенгауэр редко прибегает к манипуляциям с вездесущей, универсально значимой категорией воли. 1 Что такое человек; т.е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темпераментнравственность, ум и степень его развития. 2 Что человек имеет; т.е. имущество, находящееся в его собственности или владении. 3 Что представляет собою человек; под этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других; как они его себе представляют -словом, это мнение остальных о нем, выражающееся вовне в его почете, положении и славе. Самым ценным для счастья, , является наша личность. В отличие от других благ она не может быть отнята у нас, и в этом смысле ее ценность абсолютна, льна. Рассуждая о здоровье, обеспеченность и т.д., Шопенгауэр далек от моралистичности и назидательности. Он признает, что от здоровья зависит девять десятых всех благ и возможностей нашей жизни. А потому забота о здоровье понятна, естественна, целесообразна, если это не перерастает в маниакальную заботу о самосохранении. Шопенгауэр принимает Эпикурово деление потребностей на естественные и необходимые,. Опираясь на традиции этики, Шопенгауэр формулирует простые и здравые поучения и правила поведения. Так, он согласен с древними, что мудрец должен искать не наслаждений, а избавления от страданий. Не стоит предъявлять к жизни слишком высокие требования. Надо идти трудным, но доступным человеку путем самопознания. Общениес другими людьми полезно, если общительность умеренна и необременительна. Зависть к другим людям естественна и вряд ли устранима, но следует помнить, что она — порок. Необходимо стойко переносить несчастья, если они обрушатся на вас. Воздержанность, концентрированность и сосредоточенность в труде и выполнении благородных жизненных целей — другие заповеди этики Шопенгауэра. Эти правила — афоризмы спокойной, взвешенно-рассудительной и даже светлой "житейской мудрости" — резко контрастируют и, однако же, парадоксальным образом уживаются в учении Шопенгауэра с пессимистическими основаниями его философской метафизики, Согласно Шопенгауэру, пессимизм зиждется на глубоких и достаточных основаниях. Философотстаивает идею о предопределенности, жесткой детерминированности всего, что имеется в являющемся нам мире. Мир как поток, становление наделен у Шопенгауэра такими антропоморфными свойствами, как бесконечный поиск, тоскавнутреннее Противоборство, страдание. Пессимизм в шопенгауэровском учении становится неизбежным следствием не зависящего от человека устройства самой вселенной. Человек же мыслится как воплощение особенного глубокого противоречия 

 

 

22. Ницше. Ницше  утверждал мораль через ее критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в Европе формы морали стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений.

Ницше понимал философию  как этику.  Ницше расширил саму задачу философской этики, конкретизировав ее как критику морального сознания. Прежней «науке морали», как пишет он, «недоставалопроблемы самой морали, недоставало подозрения, что здесь есть нечто проблематичное» За словом «мораль» скрываются существенно различные реалии и поэтому требуется более строгое определение предмета анализа. говоря о распространившейся в Европе и столь ему ненавистной морали, Ницше подчеркивает, что это — «только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны многие другие, прежде всего высшие«морали»» Существует много разных моралей, самое общее и самое главное различие между ними состоит в том, что они подразделяются на два типа: мораль господ и мораль рабов. Мораль рабов.. 1. Прежде всего рабской делает мораль сама ее претензия на безусловность, абсолютность. 2. Рабская мораль есть мораль стадная. Она выступает как стоящая на страже стада, общества, а не личности.. 3. Рабская мораль имеет отчужденный характер4. Рабская мораль замыкается областью духа, намерений.5. рабская сущность„ морали выражается в ее тартюфстве, лицемерии. 

 

 

Словом, Ницше додумался до простой вещи: мораль, которую создают рабы, может быть только рабской моралью. Или наоборот: рабскую мораль могли создать только рабы. для понимания ницшеанской критики морали существенно важное значение имеют следующие два момента. Во-первых, Ницше критикует мораль всегда с моральной точки зрения. Основной и постоянный аргумент, на котором Держится моральный нигилизм Ницше, состоит в том, что мораль умаляет, унижает человека. Во-вторых, эта критика осуществляется 6 рамках концептуально осмысленного взгляда на историческое развитие морали Мораль за весь период существования человечества, считает Ницше, прошла три больших этапа. На первом — Ценность поступка связывалась исключительно с его последствиями. На втором этапе поступок стали оценивать по его причинам, т.е. по намерениям. В настоящее время начинается третий этап, когда обнаруживается, что намеренность поступков составляет в них лишь «поверхность и оболочку». Если второй этап считать моральным в собственном смысле, то первый будет до моральным,а третий — внеморальным. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Религиозно-этические взгляды Толстого опираются как на фундамент на учение об истинной жизни. Оно включает в себя заповеди Иисуса Христа из Нагорной проповеди, приведенной в Евангелии от Матфея. Краеугольным камнем программы самоусовершенствования является заповедь о непротивлении злу насилием. Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием — воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, но не заражаясь им, способно в активном духовном противостоянии злу победить его. Толстой допускает, что вопиющий факт насилия или убийства может заставить человека ответить на это насилием. Но подобная ситуация — частный случай. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон ее.

Зло современной общественной морали Толстой видит в том, что  правительственная партия, с одной  стороны, и революционная — с другой, хотят оправдать насилие разумными основаниями. На отступлениях от норм нельзя строить правила жизни, нельзя формулировать ее законы.

К заповеди непротивления  злу насилием примыкают еще четыре нравственных закона: не прелюбодействуй  и соблюдай чистоту семейной жизни; не клянись и не присягай никому и ни в чем; не мсти никому и не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды; помни: все люди братья — и учись во врагах видеть доброе.

С позиций этих вечных нравственных истин Толстой развертывает беспощадную  критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. При этом Толстой берет из Евангелия только нравственные заповеди Спасителя, отказывая Ему в Божественном происхождении, считая воскресение и вознесение Христа мифом и вымыслом древних народов. Но если Христос не богочеловек, то и церковь с ее таинствами теряет всякий смысл. И Толстой приходит к полному отрицанию церкви, вызывая решение Синода о его отлучении. Учение Толстого превращается в ересь, близкую к ереси духоборов и других народных сект, с которыми писатель устанавливает духовные связи. Особенно много последователей он находит в среде русской интеллигенции, которая начинает объединяться в колонии и вести трудовой, земледельческий образ жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"