Шпаргалка по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этикет".

Вложенные файлы: 1 файл

уголовное право -- шпоры....docx

— 125.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Справедли́вость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1]; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса[3]. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость[2].

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской  мысли, морального, правового и политического сознания. Неоднократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. СпенсерДж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.

Джон Ролз в своей работе «Теория справедливости» формулирует два принципа понимания справедливости[4]:

1) каждый человек должен  иметь равные права в отношении  наиболее обширной схемы равных  основных свобод, совместимых с  подобными схемами свобод для  других. 
2) социальное и экономическое неравенства должны быть устроены так, чтобы:

(а) от них можно было  бы разумно ожидать преимуществ  для всех, и

б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем.

Начиная с Аристотеля принято  выделять два вида справедливости:

Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.

Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».

Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципомпубличного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.

 

.

 

 

31. ДОСТОИНСТВО

ДОСТОИНСТВО - 1) морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Д. - неотъемлемое свойство человека, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. В гражданском праве Д. - одно из нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), принадлежащих человеку от рождения; оно неотчуждаемо и непередаваемо. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь и Д. сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. В конституционном праве Д. - критерий отношения государства к личности и ее правовому статусу как высшей социальной ценности. Согласно ст. 21 Конституции РФ Д. личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Д. личности охраняется уголовным законом (гл. 17 УК РФ); 2) стоимость, ценность денежного знака.

Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека.

В гражданском праве достоинство — одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.

Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет  драгоценный камень. (Лао-Цзы

 

 

 

32.Любовь - как нравственно-этическое чувство

В широком смысле любовь - это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном  стремлении к своему объекту, в потребности  и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в  себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к  искусству, природе, путешествиям, и  родительскую любовь, и любовь детей  к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и  мужчины

Любовь - чувство целенаправленной привязанности к субъекту или  объекту, требующее постоянных и  тесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может  быть все, что угодно, в то время  как дружба - это двусторонняя связь  с другим человекомЛюбовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Но неверно считать, что любовь - это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь - это форма отношения к миру в целом.

Нельзя сказать, что любовь всегда имеет одинаковую нравственную ценность: нельзя сравнивать любовь к  шоколаду и любовь к матери, любовь к животным и любовь к своей  стране.  Построить иерархию нравственной ценности видов любви достаточно сложно Любить в нравственном смысле означает, прежде всего, давать, а не получать. Но, делясь своей жизнью, человек  духовно обогащает другого человека. Таким образом, мы побуждаем другого  так же отдавать и на этой основе создаем нечто новое. Способность  любить, отдавая зависит от развития личности.

 

33. Счастье- внутр. удовлетворенность жизнью, сознание полноты своего бытия, осуществления целей и желаний. Представления людей о С.. о том, «то нужно для С., весьма различны, что обусловлено историч., соц. причинами, индивид. склонностями. Релит, учения объявляли тщетными и даже греховными попытки достичь С. в земной жизни, указывали на иллюзорность, «неистинность» бытия, призывали не придавать самодовлеющего значения земному существованию — «не любить ни мира, ни того, что в мире». Этим они пытались дать утешение в невзгодах и одновременно гасили стремления людей перестроить действительность. Мн. совр. теологи говорят о борьбе за земное С., об устроении земного рая, вступая при этом в глубокое противоречие с одной из основ релит, миропонимания – с принципом отречения от мира как неистинного и греховного. Наиболее радикальные теологи (из числа протестантских) идут в этом направлении еще дальше – по пути отрицания потустороннего мира. Науч. атеизм, основывающийся на идеалах коммунизма, признает право человека на С. и его реальную достижимость. В условиях эксплуатат. общества мечты большинства людей о С. связывались в основном с материальными благами, внешними условиями. С., однако, зависит и от субъективных факторов. Исполнение желаний еще не гарантирует С.: необходимы и внутр. предпосылки, способность человека быть счастливым. В процессе революц. переустройства мира, коммунистич. строительства создаются как объективные, так и субъективные условия С.: происходит перестройка внутр. мира личности. Счастье -  аксиологическое понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом.

34. Цель и смысл  жизни. 

 

Смысл жизни, в качестве этической  категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность, которая личностью  выбирается, представляется как социально  значимая. Одной из центральных проблем  этики является определение места  человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей: гедонизм  – смысл жизни получить максимум наслаждений; эвдемонизм –  смысл жизни в том, чтобы быть счастливым; утилитаризм– смысл жизни  в стремлении к личной выгоде и  пользе; прагматизм– смысл жизни  связывается с богатством, стремлением  к обладанию вещами, комфортом, престижем; корпоративизм  – смысл жизни  связывается с общностью интересов  ограниченной группы людей, преследующей частные интересы; перфекционизм – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; гуманизм – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей. Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни. Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни — генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни — впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно — стремление к высшей цели. Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться.

 

 

 

 

 

 

 

35. 1. Проблема нравственного прогресса История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения, так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека: Мораль эволюционировала от внутриплеменных правил до общечеловеческих моральных норм. Возникают высшие ориентиры нравственного поведения и сознания людей. С установлением господства христианской религии добродетели прошлых времен (справедливость, мужество и др.) дополнились христианскими добродетелями: милосердием, любовью и т. д. Религиозная мораль является объединяющим началом:

Улучшение нравов общества связано  с возвышением роли разума человека. Новшества в морали явились результатом  роста самосознания человека, морального творчества индивида. Идеи морали распространяются на все сферы общественного сознания:• политику • экономику  • гуманизацию сферы права  • экологическое движение - защита окружающей среды и т. д. Расширяется сфера применения норм морали. В современном обществе человек получил возможность свободного морального выбора.

Многие моралисты придерживаются скептических взглядов на процесс нравственности. Нравственный прогресс связан с социальными условиями. Падение нравов происходит в период перехода от одного общественно-экономического строя к другому.Этот процесс сопровождается кризисными явлениями во всех сферах жизни общества Питирим Сорокин выделил следующие признаки нравственного кризиса общества:• утилитарный подход к оценке социальных явлений и деятельности людей;• стремление людей к богатству и чувственным наслаждениям; • моральная атомизация индивидов; • моральная анархия.

В условиях кризиса индустриального  общества возникает угроза нравственного отчуждения личности вследствие опосредованного характера общественных отношений, взаимоотношений людей (Интернет и пр.), рационализации восприятия внешнего мира, утраты природного, эмоционального восприятия.Этому способствуют средства массовой информации практикующие:

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"