Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Этикет".
30. Справедли́вость — понятие о должном[1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния[2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём[1]; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса[3]. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость[2].
Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Неоднократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.
Джон Ролз в своей работе «Теория справедливости» формулирует два принципа понимания справедливости[4]:
1) каждый человек должен
иметь равные права в
2) социальное и экономическое неравенства
должны быть устроены так, чтобы:
(а) от них можно было
бы разумно ожидать
б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем.
Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:
Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и ее цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц.
Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником».
Уравнительная справедливость
является специфическим принципом частно
.
31. ДОСТОИНСТВО
ДОСТОИНСТВО - 1) морально-нравственная
категория, означающая уважение и самоуважение
человеческой личности. Д. - неотъемлемое свойство человека
Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека.
В гражданском праве достоинство
Достойный муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет драгоценный камень. (Лао-Цзы
32.Любовь - как нравственно-этическое чувство
В широком смысле любовь - это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины
Любовь - чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба - это двусторонняя связь с другим человекомЛюбовь имеет самые многообразные формы и способы проявления. Любовь относится к крайне динамичной рефлексии чувств и отношений. Дружба, возникнув и создав свои ритуалы, с годами не меняется. Любовь постоянно развивается, меняя свою силу, направленность, формы существования. Но неверно считать, что любовь - это отношение только к конкретному человеку, к объекту любви. Если человек любит только одного, это установка расширенного эгоизма, любовь - это форма отношения к миру в целом.
Нельзя сказать, что любовь
всегда имеет одинаковую нравственную
ценность: нельзя сравнивать любовь к
шоколаду и любовь к матери, любовь
к животным и любовь к своей
стране. Построить иерархию нравственной
ценности видов любви достаточно
сложно Любить в нравственном смысле
означает, прежде всего, давать, а не
получать. Но, делясь своей жизнью, человек
духовно обогащает другого
33. Счастье- внутр. удовлетворенность жизнью, сознание полноты своего бытия, осуществления целей и желаний. Представления людей о С.. о том, «то нужно для С., весьма различны, что обусловлено историч., соц. причинами, индивид. склонностями. Релит, учения объявляли тщетными и даже греховными попытки достичь С. в земной жизни, указывали на иллюзорность, «неистинность» бытия, призывали не придавать самодовлеющего значения земному существованию — «не любить ни мира, ни того, что в мире». Этим они пытались дать утешение в невзгодах и одновременно гасили стремления людей перестроить действительность. Мн. совр. теологи говорят о борьбе за земное С., об устроении земного рая, вступая при этом в глубокое противоречие с одной из основ релит, миропонимания – с принципом отречения от мира как неистинного и греховного. Наиболее радикальные теологи (из числа протестантских) идут в этом направлении еще дальше – по пути отрицания потустороннего мира. Науч. атеизм, основывающийся на идеалах коммунизма, признает право человека на С. и его реальную достижимость. В условиях эксплуатат. общества мечты большинства людей о С. связывались в основном с материальными благами, внешними условиями. С., однако, зависит и от субъективных факторов. Исполнение желаний еще не гарантирует С.: необходимы и внутр. предпосылки, способность человека быть счастливым. В процессе революц. переустройства мира, коммунистич. строительства создаются как объективные, так и субъективные условия С.: происходит перестройка внутр. мира личности. Счастье - аксиологическое понятие, обозначающее оптимальное для конкретного индивида сочетание различных благ, выражающееся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается его жизнь в целом.
34. Цель и смысл жизни.
Смысл жизни, в качестве этической
категории, обозначает высшую, стратегическую
нравственную ценность, которая личностью
выбирается, представляется как социально
значимая. Одной из центральных проблем
этики является определение места
человека в жизни, смысла его бытия.
Существовали различные исторические
концепции – от Древней Греции
до наших дней, – которые предлагали
различные модели смысла жизни исходя
из содержания общечеловеческих ценностей:
гедонизм – смысл жизни получить
максимум наслаждений; эвдемонизм –
смысл жизни в том, чтобы быть
счастливым; утилитаризм– смысл жизни
в стремлении к личной выгоде и
пользе; прагматизм– смысл жизни
связывается с богатством, стремлением
к обладанию вещами, комфортом, престижем;
корпоративизм – смысл жизни
связывается с общностью
35. 1. Проблема нравственного прогресса История этической мысли является отражением эволюции норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения, так и негативные явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе социализации человека: Мораль эволюционировала от внутриплеменных правил до общечеловеческих моральных норм. Возникают высшие ориентиры нравственного поведения и сознания людей. С установлением господства христианской религии добродетели прошлых времен (справедливость, мужество и др.) дополнились христианскими добродетелями: милосердием, любовью и т. д. Религиозная мораль является объединяющим началом:
Улучшение нравов общества связано
с возвышением роли разума человека.
Новшества в морали явились результатом
роста самосознания человека, морального
творчества индивида. Идеи морали распространяются
на все сферы общественного
Многие моралисты
В условиях кризиса индустриального общества возникает угроза нравственного отчуждения личности вследствие опосредованного характера общественных отношений, взаимоотношений людей (Интернет и пр.), рационализации восприятия внешнего мира, утраты природного, эмоционального восприятия.Этому способствуют средства массовой информации практикующие: