Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:59, реферат
Изучение курса «Эстетика» необходимо для понимания сущности эстетической культуры. В самом общем виде эстетическую культуру можно определить как специализированную часть культуры общества, характеризующую его состояние с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в окружающем мире.
Эстетическую культуру следует отличать от культуры художественной, которая представляет собой совокупность художественных ценностей, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Последняя (то есть художественная культура) является частью эстетической культуры.
1.Введение
2. Объект, предмет эстетики и ее место в системе наук. Становление эстетики как науки.
3. Эстетическое отношение к действительности.
4.Заключение
ЭСТЕТИКА КАК НАУКА |
по дисциплине «ЭСТЕТИКА» |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2. Объект, предмет эстетики и ее место в системе наук. Становление эстетики как науки.
3. Эстетическое отношение к действительности.
4.Заключение
Введение
Изучение курса «Эстетика» необходимо для понимания сущности эстетической культуры. В самом общем виде эстетическую культуру можно определить как специализированную часть культуры общества, характеризующую его состояние с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в окружающем мире.
Эстетическую культуру следует
отличать от культуры художественной,
которая представляет собой совокупность
художественных ценностей, а также
исторически определенную систему
их воспроизводства и
Эстетика как раздел философского знания выполняет роль теоретической основы эстетической культуры как общества в целом, так и отдельной личности.
Объект, предмет эстетики и ее место в системе наук. Становление эстетики как науки
Эстетика- это исключительно своеобразная наука, исследующая уникальные как по своему содержанию, так и по форме духовные ценности.
Сам термин «эстетика» (образованный от греческого «aisthetikos» -- «чувственный, относящийся к чувственному восприятию»), впервые был введен в научный обиход в XVIII столетии немецким просветителем Александром Баумгартеном (1735 год).
В истории эстетической мысли издавна известны, например, два подхода к красоте, ярко изображенные Платоном в его диалоге «Гиппий Больший» (приводится по: Платон. Собр-е соч. В 4 т. - Т.1. - М., 1990. - С.392-398.). Один из них (выраженный в позиции платоновского Гиппия) пытается ответить на вопрос: «Что прекрасно?» и перечисляет определенные вещи, охарактеризованные таким образом. Другой (в облике Сократа) ставит проблему иначе: «Что есть прекрасное?», то есть пытается выяснить сущность красоты, а значит, переводит сам этот вопрос в русло философского взгляда на него.
Здесь обозначены подходы, имеющие, на наш взгляд, по меньшей мере равное право на существование, в которых выражены две стороны единства сущности и явления, внутреннего и внешнего, единичного и общего, необходимого и случайного, в равной мере свойственных красоте и понятию «прекрасного».
Нам представляется, что первая
линия («что прекрасно?») разрабатывалась
преимущественно в практике мировой
художественной культуры, формировалась
в ходе непосредственного
Поскольку дать исчерпывающий ответ о предмете эстетики (так же как и о предмете любой другой науки) с самого начала невозможно, ограничимся сперва предварительным определением, в котором обозначим границы данной науки.
Эстетику в самом общем
значении этого слова можно определить
как науку о прекрасном во всех
его проявлениях и
Обратим внимание на один из парадоксов эстетики, состоящий в том, что ее проблема сложилась задолго до «официального признания» эстетики наукой. Эстетические проблемы возникли и развивались в лоне духовной культуры человечества в качестве составных моментов философии, богословия, литературы, искусствоведения, житейской практики людей - в области материального производства, социально-политических отношений, в сфере быта и других сферах практической деятельности.
Однако лишь в XVIII столетии эстетика обрела статус самостоятельной научной дисциплины.
Что же конкретно изучает эстетика, каков ее предмет? В истории эстетической мысли, в современной литературе можно найти немало различных определений этой науки. По мнению известного эстетика Ю. Борева, «предметом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества» (Борев Ю. Эстетика. - М., 1988. С.9).
В самом деле, эстетика не обходит своим вниманием ни одну из областей человеческой жизнедеятельности. Однако, это определение, на мой взгляд, нуждается в уточнении. Весь мир является не предметом, но объектом изучения эстетики, а в качестве предмета эстетики выступают особые свойства мира и определенные отношения, возникающие между миром и человеком в ходе их взаимодействия.
Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые исследует данная наука. Например :
Эстетическое отношение человека к действительности, его сущность, возникновение, анализ разнообразных подходов к решению этой проблемы.
Эстетическая деятельность человека, ее смысл и специфические признаки, основные сферы (труд, материальное производство, социально-политические, семейно-бытовые отношения, поведение и общение, игра, искусство и прочее).
Эстетическое сознание человека, его структура (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал), особенности функционирования и развития.
Основные категории эстетики,
прекрасное и безобразное, возвышенное
и низменное, трагическое и комическое,
эстетическое и художественное и
др., эволюция их содержания, особенности
использования в различных «
Искусство, художественная деятельность
человека во всем ее многообразии (эстетические
и социальные особенности, основные
функции, система и виды искусства,
особенности художественного
Эстетическая культура личности и общества (культура поведения и общения, эстетический потенциал личности и общества и др.).
История эстетических учений,
современные эстетические концепции,
возникновение и развитие представлений
о красоте в различные
Таков приблизительно круг основных вопросов, составляющих «предметное поле» эстетической науки.
Связь эстетики с другими науками
Надо иметь в виду, что в эстетической проблематике важное место отводится связям и взаимодействию эстетики с другими духовными ценностями человека.
Связь эстетики с философией. Ее философскую природу «выдает» и сама сущность эстетической науки, в котором широко используются такие философские категории как «объективное» и «субъективное», «содержание» и «форма», «прогресс» и «регресс» и ряд других категорий.
Конечно, не следует, в буквальном
смысле отождествлять эстетику с
философией. И та, и другая сферы
духовной жизни человека сохраняют
свою специфику. Речь идет лишь о таком
взаимодействии их, которое формирует
определенный способ как философского,
так и эстетического
В свою очередь, эстетика помогает
философии формировать
Одна из важнейших особенностей
эстетики состоит в ее связи с
теорией и практикой развития
мировой художественной культуры, которая
представляет собой мощный источник,
питающий эстетику как идеями, мыслями,
так и важнейшим конкретным материалом
для анализа различных аспектов
духовной деятельности человека. Эстетика
при этом стремится выявить и
исследовать общие
Весьма тесной является связь эстетики с психологией, которая исследует и раскрывает механизмы возникновения, функционирования, изменеия эмоций, в том числе и эстетических, лежащих в основе понимания человеком красоты. Роль психологии в исследовании этой проблемы столь значительна, что некоторые ученые едва ли не отождествляют эти две науки, во всяком случае, готовы истолковать психологию в той ее части, которая связана с эстетическим, как экспериментальную эстетику. В основе подобного убеждения лежит мысль о том, что наслаждение красотой -- коммуникативный процесс.
Отказываясь от крайностей такого сопоставления этих наук, следует признать, что их взаимодействие действительно чрезвычайно полезно для обеих сторон. Это взаимодействие эффективно реализуется в вопросах исследования психологии творческого процесса создания художественных ценностей, анализа самих произведений искусства, процесса их эстетического восприятия зрителем, слушателем или читателем.
В последние десятилетия в эстетику все настойчивее проникают тенденции, связанные с эпохой научно-технической революции. Все активнее используются в области эстетических исследований методы таких наук, как кибернетика, математика и пр. Это особенно характерно для таких двух обширных сфер эстетического, как искусство и эстетическое оформление человеком окружающей его среды. Все активнее «вторгаются» в эстетику и методы кибернетики. С их помощью удается моделировать некоторые стороны процессов художественного творчества. Машины (точнее, заложенные в них программы) пишут музыку, сочиняют стихи, играют в шахматы и пр.
Так, в области искусства
семиотика (наука о знаках и знаковых
системах), например, помогает исследовать
структуру художественного
Становление эстетики как науки
История эстетической мысли начинается с осознания особого ценностного качества мира, человека и плодов его деятельности, которое наблюдалось в образах мифологического сознания.
1 этап - синкретическая форма ценности (первобытно-общинный строй - VI в. до н.э.)
Вопреки распространенным представлениям,
эстетическое отношение человека к
миру не было с самого начала самостоятельной
формой духовной деятельности. Оно
складывалось в длительном процессе
развития и совершенствования
Судя по самым разнообразным данным -- археологическим, этнографическим, искусствоведческим, историко-лингвистическим, -- эта архаическая форма общественного сознания включала в себя в смешанном виде элементы нравственного, религиозного, эстетического характера, которые значительно позднее отделяться друг от друга и получат сравнительно автономное существование. Изначально же синкретическая форма ценности улавливала в самом общем виде положительное и отрицательное значение для первобытного коллектива тех предметов и явлений действительности и тех собственных действий человека, которые играли наиболее существенную роль в его практической жизнедеятельности -- в трудовом процессе и в процессе социального взаимодействия. Первоначальные оценки имели поэтому расплывчато-обобщенный характер, обозначая лишь в целом то, что «хорошо», и то, что «плохо».
Подобная точка зрения сохранилась и на более поздних этапах развития человечества. Вспомним, что Библия, описывая процесс сотворения Богом природы, после каждого акта фиксирует оценку Творцом своего творения: «И сказал Бог, что это хорошо». Такая оценка выражает удовлетворение от сделанного, включающее и зарождавшееся эстетическое чувство, но имевшее гораздо более широкий и разносторонний смысл. Понятия, которые приобретут позднее специфический смысл -- потребительский, этический, религиозный (например, «полезное» и «вредное», «доброе» и «злое», «священное» и «дьявольское»), употреблялись первоначально как синонимы «хорошего» и «плохого», применяясь самым странным для современного сознания способом: в мифах древних народов солнце, свет именуются «добрыми», а ночь, мрак -- «злыми», т.е. получают нравственную характеристику, а разного рода фантастические духи оцениваются утилитарно, как «полезные» и «вредные». Вместе с тем эти общие смешанные оценки заключали в себе, по-видимому, и эстетический оттенок: «полезное», «доброе», «священное» означало одновременно и «красивое», а «вредное», «злое», «враждебное» человеку казалось «уродливым».
Информация о работе Эстетическое отношение к действительности