Языковое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы являлось теоретическое раскрытие понятия языкового сознания.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

раскрытие сути и основных постулатов психолингвистики как науки в целом, а также основных положений Московской психолингвистической школы в частности;
анализ исследовательских методик психолингвистики;
определение сущности понятия «языковое сознание».

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема языкового сознания.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)
  1. Опросник представляет собой набор некоторых предложений, предъявляемых испытуемым, которые, в свою очередь, прочитав эти предложения должны ответить на определённые вопросы. Испытуемые, как правило, не ограничены во времени. При этом различия в восприятии, понимании и интерпретации данных фраз и предложений позволяют более чётко определить специфические черты языкового сознания у представителей различных культур.
  2. Методика прямого толкования слова представляет собой описание содержания и объёма значения слова. В психолингвистике это не просто поиск лексико-семантического варианта, как в лексикологии, а скорее обращение к языковому сознанию носителя языка и попытка понять, насколько в языковом сознании представлена внутренняя форма слова. Иными словами, в психолингвистике результаты методики прямого толкования слова отражают реальную сложную картину соотношения лексического значения и внутренней формы того или иного слова в сознании носителей языка.
  3. Классификация.

    Результаты  психолингвистических экспериментов, основанных на различного рода классификациях, показывают когнитивные процессы: как человек выделяет признаки, обобщает их, формируя определённые группы, классы.

    При проведении подобных экспериментов  в психолингвистике испытуемым предлагается разбить на группы некий материал (например, слова). При этом количество групп и слов в каждой группе не ограничивается. Результаты эксперимента отражаются в матрицах, где учтены все объединения. А количество отнесений разных слов в один класс служит мерой семантического сходства каждой пары объектов. Затем производится процедура так называемого кластер-анализа, когда объекты объединяются в последовательные группы в зависимости от степени их семантического сходства, в результате чего получается своеобразное дерево кластеризации. И чем ближе сходство слов, тем короче ветви дерева, соединяющие эти слова.

    Кроме данных методик некоторые психолингвисты выделяют и другие.

    Так, Т.Н. Ушакова говорит о методе интент-анализа, который позволяет  выделить интенции (намерения) говорящего в последовательно рассматриваемых отрезках текстов. Она отмечает, что за произносимым текстом стоит система интенциональных направленностей, часто иерархически организованная. Говорящий стремится реализовать в своей речи 3 рода интенций:

  1. дискредитировать противника;
  2. словесно защитить себя и отвести обвинения;
  3. привлечь на свою сторону аудиторию.

    Полученные  в данном эксперименте материалы  дают основания для понимания  «образа мира» человека в момент продуцирования речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Понятие языкового сознания

    На  современном этапе развития психолингвистики одной из наиболее важных её задач  является исследование и объяснение понятия «языковое сознание».

    Понятием  сознания вообще оперируют многие науки, как гуманитарной, так и естественной направленности. На протяжении уже многих веков различные учёные, мыслители и философы пытались объяснить, что же такое сознание, но, несмотря на это, сознание всё ещё остаётся одним из наиболее трудно определимых понятий современной науки в целом.

    В философской и психологической литературе сознание определяется как свойство (функция) высокоорганизованной материи – мозга, заключающееся в способности человека отражать внешнее бытие в форме чувственных и умственных образов. (Стернин И.А.) []

    Термин  «сознание» является многозначным. Так, Ожегов в своём толковом словаре даёт следующие определения данного понятия: []

  1. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности.
  2. Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах.
  3. Мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь.
  4. То же, что сознательность.

    «Большой  толковый словарь русского языка» под  редакцией С.А. Кузнецова помимо подобных определений указывает также, что сознанием является понимание, осознание человеком, группой людей общественной жизни; взгляды, воззрения людей как представителей общественных классов, слоёв. []

    С.Л. Рубинштейн определял сознание как  «психическую деятельность, состоящую  в рефлексии мира и самого себя». Единицей сознательного действия в соответствии с этим он называл целостный акт отражения объекта субъектом, включающий единство двух противоположных компонентов: знания и отношения. []

    А.Н. Леонтьев писал, что «сознание в  своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включён он сам, его действия и состояния». []

    Существуют, конечно, и другие определения сознания, но раскрытие всех этих определений  не является нашей задачей. Кроме  того, несмотря на значительное количество определений сознания, все они по большому счёту характеризуют его как отражение действительности, раскрывая при этом лишь разные его стороны.

    В современной науке сознание вообще предлагается называть когнитивным, подчёркивая  при этом его ведущую «познавательную» сторону, так как сознание формируется в результате познания (отражения) субъектом окружающей действительности, а содержание сознания представляет собой совокупность знаний о мире, полученных в результате познавательной деятельности (когниции) субъекта. (Стернин И.А.) []

    Наряду  с понятием сознания всё более  широкое распространение получает термин «языковое сознание», который  используется в первую очередь в  психолингвистике, а также в психологии, культурологи, языкознании, этнографии.

    Понятие языкового сознания как объект психолингвистических исследований сформировалось в последние 15 лет. Однако, как отмечает Залевская  А.А., содержание термина «языковое  сознание» до сих пор четко  не определено. [] Того же мнения придерживается и Горелов И.Н., отметивший, что языковое сознание функционирует в научных текстах в качестве интуитивно найденного обозначения различных «ясно-смутных» представлений. []

    При этом зачастую понятия «сознание» и  «языковое сознание» употреблялись  недифференцированно, нередко как синонимы. В настоящее же время такой подход всё дальше уходит в прошлое, и большинство исследователей говорят о том, что между сознанием и языковым сознанием нельзя ставить знак равенства.

    Так, уже в 2000 году Е.Ф.Тарасов, указывая на различие этих двух понятий, определяет языковое сознание как «совокупность образов сознания, формируемых и овнешняемых с помощью языковых средств – слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей.» (ЯС и образ мира). []

    Однако  многие исследователи отмечают, что  в данном определении совмещены  два аспекта - формирование сознания и его овнешнение, что далеко не одно и то же. Сознание в онтогенезе и филогенезе формируется при  участии языка, знаки которого служат материальными опорами обобщения в процессе образования концептов в сознании, однако само сознание в языке для функционирования не нуждается, осуществляется на универсальном предметном коде (Н.И. Жинкин, И.Н. Горелов). []

    Что касается овнешнения сознания языком, то язык в этом случае обеспечивает возможность обмена информацией в обществе и делает содержание сознания доступным для наблюдения, но факт овнешнения сознания языком в целях коммуникации не может свидетельствовать о наличии некоторого особого языкового сознания - овнешняется когнитивное сознание, которое не приобретает при этом какого-либо особого "языкового" статуса.

    На  неудачность выражения "языковое сознание" обращал внимание в 1993 г. А.А. Леонтьев: "эпитет "языковой" в словосочетании "языковое сознание" не должен вводить нас в заблуждение. К языку как традиционному предмету лингвистики этот эпитет прямого отношения не имеет. Изображать язык (в традиционно-лингвистической его трактовке) как то, что опосредует отношение человека к миру - значит попадать в порочный круг" [Леонтьев «Язык и сознание: парадоксальная рациональность» 1993; 17].

    Именно  поэтому многие представители Московской психолингвистической школы считают, что термин «языковое сознание»  для обозначения факта овнешнения сознания языком не может быть признан плодотворным.

    Вместе  с тем, в лингвистике и психолингвистике до сих пор не терминологизированы  психические механизмы речи, обеспечивающие речевую деятельность   человека,   совокупность знаний человека о своем языке. И.А. Стернин полагает, что именно эти механизмы и знания представляют собой языковое сознание человека.  []

    Одним из основоположников этого понятия  считается Леонтьев А.А., который  говорил о том, что понятие языкового сознания можно сопоставить с понятием «образ мира», которое было впервые введено А.Н. Леонтьевым. Автор данного термина объяснял его как «отображение  в психике индивида предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии». []

      Кроме того, Е.Ф. Тарасов подчёркивает, что образы языкового сознания  интегрируют в себе умственные  знания, формируемые самим субъектом  преимущественно в ходе речевого  общения, и чувственные знания, возникающие в сознании в результате  переработки перцептивных данных, полученных от органов чувств в результате предметной деятельности. []

    Т.Н. Ушакова, обосновывая необходимость  исследования данного феномена,  отмечает, что языковое сознание представляется интересным, во-первых, потому, что «оно укореняет связь лингвистического явления (языка) с психологическим феноменом (сознанием). Это важно на фоне попыток разделения и установления искусственных границ между психологическими процессами, семантикой, с одной стороны, и языковыми средствами выражения мысли человека, с другой, то есть в более общем плане – между психологией и лингвистикой. Одновременно оно охватывает как бы центральное звено всей психолингвистики, обнаруживает её средоточие. Во-вторых, понятие языкового сознания важно для уточнения психологического определения самого сознания, поскольку выделяется близкая, но особая область, обладающая своими чертами и спецификой». []

    И.А. Стернин определяет языковое сознание, как «совокупность психических  механизмов порождения. Понимания речи и хранения языка в сознании, то есть психические механизмы, обеспечивающие процесс речевой деятельности человека». Этими проблемами занимаются в разных аспектах психология, психолингвистика, нейролингвистика, онтолингвистика, возрастная лингвистика (ср. Языковое сознание и образ мира 2000, с. 24). Это "знания, используемые коммуникантами при производстве и восприятии речевых сообщений" (Этнокультурная специфика языкового сознания 1996, с. 11).

    Таким образом, языковое сознание - это часть  сознания, обеспечивающая механизмы  языковой (речевой) деятельности: порождение речи, восприятие речи и хранение языка в сознании.

    Языковое  сознание - компонент когнитивного сознания, "заведующий" механизмами  речевой деятельности человека, это  один из видов когнитивного сознания, обеспечивающий такой вид деятельности как оперирование речью. Оно формируется у человека в процессе усвоения языка и совершенствуется всю жизнь по мере пополнения им знаний о правилах и нормах языка, новых словах, значениях, по мере совершенствования навыков коммуникации в различных сферах, а также по мере усвоения новых языков.

    Однако  немаловажной является проблема разграничения  понятий языкового и коммуникативного сознания.

    Дифференцируя эти понятия, исследователи указывают, что под коммуникативным сознанием  понимается совокупность коммуникативных знаний и коммуникативных механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности человека. Это, прежде всего, коммуникативные установки сознания, совокупность ментальных коммуникативных категорий, а также набор принятых в обществе норм и правил коммуникации. То есть коммуникативное сознание включает в себя языковое как свою составную часть, но не исчерпывается им.

    Соотношение когнитивного, коммуникативного и языкового  сознания И.А. Стернин предлагает отобразить следующим образом:  
 

    Когнитивное сознание
          Коммуникативное сознание      
          Языковое  сознание      
 

    А.А. Леонтьев говорил также, что языковое сознание это когнитивное использование  языка и функционально эквивалентных  ему других знаковых систем. []

Информация о работе Языковое сознание