Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:06, курсовая работа
Москва в 1812 году, как известно, загорелась от грошовой свечки. Куз¬басс в 1989 году «загорелся» от нескольких кусков мыла. Точнее, от того, что этих кусков не оказалось в нужном месте в нужное время. Дело было так: утром 10 июля горняки междуреченской шахты имени Шевяко-ва вышли из забоя и не нашли мыла в мойке. Тут же решили: по домам не расходиться, шахтерские лампы не сдавать. Естественно, следующая сме¬на под землю не спустилась. На другой день бастовал уже весь Междуре-ченск, 12 июля - Прокопьевск и Осинники. Еще через день - Новокузнецк, Киселевск, Анжеро-Судженск...
Глава I.
История создания и развития законодательной власти Кемеровской области. ………………………………………………………………………... 2
Пункт 1. Правовое обеспечение законодательной деятельности в Кемеровской области ………………………………………………………….. 6
Пункт 2. Деятельность областного парламента в период Губернаторства Кислюка ……………………………………………………………………… 12
Глава II.
Персонал законодательного собрания Кемеровской области.
Пункт 2.1. Депутаты 1 и 2 созыва законодательного собрания Кемеровской области………………………………………………………………………… 17
Пункт 2.2. Формирование депутатского корпуса в период
1999 - 2009гг. ………………………………………………………………… 20
Приложение №1…………………………………………………………… … 24
Приложение №2……………………………………………………………….. 27
Приложение №3………………………………………………………………. 35
Приложение №4………………………………………………………………. 35
Список используемой литературы …………………………………………… 36
Содержание
Глава I.
История создания
и развития законодательной власти
Кемеровской области.
………………………………………………………………………...
Пункт 1. Правовое обеспечение законодательной деятельности в Кемеровской области ………………………………………………………….. 6
Пункт 2. Деятельность
областного парламента в период Губернаторства
Кислюка ………………………………………………………………………
Глава II.
Персонал законодательного собрания Кемеровской области.
Пункт 2.1. Депутаты
1 и 2 созыва законодательного собрания
Кемеровской области……………………………………………………………
Пункт 2.2. Формирование депутатского корпуса в период
1999 - 2009гг. ………………………………………………………………… 20
Приложение №1…………………………………………………………… … 24
Приложение №2……………………………………………………………….. 27
Приложение №3………………………………………………………………. 35
Приложение №4………………………………………………………………. 35
Список используемой
литературы ……………………………………………
36
Глава I.
История
создания и развития законодательной
власти Кемеровской области.
Москва в 1812 году, как известно, загорелась от грошовой свечки. Кузбасс в 1989 году «загорелся» от нескольких кусков мыла. Точнее, от того, что этих кусков не оказалось в нужном месте в нужное время. Дело было так: утром 10 июля горняки междуреченской шахты имени Шевяко-ва вышли из забоя и не нашли мыла в мойке. Тут же решили: по домам не расходиться, шахтерские лампы не сдавать. Естественно, следующая смена под землю не спустилась. На другой день бастовал уже весь Междуре-ченск, 12 июля - Прокопьевск и Осинники. Еще через день - Новокузнецк, Киселевск, Анжеро-Судженск...
«Гвалт, ор, яростные речи, мегафоны, лозунги, требования, ночные костры, толпы недовольных людей» - так описывал мятежный Кузбасс 89-го свидетель и участник тех драматических событий Аман Тулеев1.
Тогда мало кто мог предвидеть, что забастовки - начало огромных перемен, которые затронут не только Кузбасс, станут мощным толчком к стремительной смене общественно-политического и экономического строя, к распаду огромной страны - СССР.
Именно тогда в Кузбассе зародилась та мощная волна, которая коренным образом изменила ситуацию в мире и повлияла на судьбы многих народов и государств. Забастовочный «пожар» в Кузбассе привел к рождению новых политических сил и новых лидеров. Именно они сыграли главную роль в последующих событиях.
Эти события общеизвестны. В августе 1991 года, после подавления «путча», Ельцин и сторонники быстрого перехода к рынку окончательно утвердились на вершине российского политического Олимпа. Тогда же начался распад СССР. Закончился он уже через несколько месяцев. 30 декабря 1991 года в Минске Совет глав государств рассмотрел предложения об упразднении структур бывшего СССР.
Кузбассу август 1991 года тоже преподнес политический сюрприз. Сразу же после подавления «путча» президент Ельцин своим указом назначил главой администрации Кемеровской области Михаила Кислюка. Новый глава довольно четко определил свое политическое кредо: «Мы - не исполнительный орган Совета, мы, просто говоря, люди президента, поставленные на то, чтобы выполнять его волю. Если кто-то с этим не согласен, кивает на «народоизбранность» депутатов, ради бога, отойди в сторону и со стороны критикуй. Только не мешай работать»2.
Понятно, что Михаил Кислюк в этой реплике намекал на депутатов областного Совета, лидером которых в то время был Аман Тулеев.
Что не устраивало тогда исполнительную власть? Кислюку не нужен был любой общественный контроль и огласка начавшегося передела собственности. Поэтому принципиальные разногласия между Администрацией и Советом нарастали как снежный ком.
Свою главную задачу Совет видел в том, чтобы компенсировать удар «шоковой терапии» по кузбассовцам. С этой целью была значительно активизирована работа по социальной программе «Забота». Помощь по этой программе получали около 500 тысяч человек на сумму 460 миллионов рублей. А «людям президента» нужно было решать совсем другие задачи: полным ходом шла приватизация. Тут новому главе Администрации было просто не до народных нужд.
Аман Тулеев не раз подчеркивал, что противоречия между Советом и администрацией носили принципиальный, идеологический характер, это была вовсе не обычная дрязга между политическими лидерами: «В общероссийских и некоторых кузбасских средствах массовой информации противостояние в Кемеровской области двух ветвей власти - представительной и исполнительной, мою критику федеральных правителей стремились представить как обычный конфликт между конкурентами в борьбе за власть. Но идеологическая борьба есть идеологическая борьба»3.
Вот лишь небольшой, но показательный эпизод этой борьбы. 20 февраля 1992 года на XII сессии областного Совета Аман Тулеев в знак протеста заявил о своей отставке с должности председателя. Он объяснил свое решение тем, что не желает участвовать в экспериментах над народом: «То, что сейчас происходит в России, расцениваю как издевательство над народом. Котенка утопить и то жалко, а тут людей бросают в пучину: выплывут - не выплывут? Участвовать в этом эксперименте мне не позволяют ни мои убеждения, ни совесть!.. Пусть моя отставка явится протестом и против разрушения советской власти... Это мой протест против грязных, нечистых методов политической борьбы»4.
Депутаты не приняли отставку Тулеева. Но на этом политические страсти не закончились. Возмущенные депутаты начали обсуждать вопрос о доверии к главе администрации. В итоге Ельцину было направлено письмо, в котором они настаивали на снятии Михаила Кислюка с должности. Вот фрагмент этого письма: «В вину главе администрации Кемеровской области Кислюку М. Б. поставлено: введение в заблуждение президента России, будто трудовые коллективы, руководители предприятий, Советы народных депутатов городов и районов Кемеровской области требовали назначения Кислюка М. Б. главой администрации Кемеровской области. На самом деле был совершен подлог с фальшивыми подписями и письмами. Специальное расследование подтвердило это».
Президент на это письмо не прореагировал. И понятно почему. В это время точно такое же противостояние было и в столице. Кризис в отношениях Верховного Совета и Президента стал следующим важным сюжетом в политической жизни России. Борис Ельцин никак не мог смириться с сильным противовесом своей власти, каким был в то время Верховный Совет. Последняя попытка мирно разрешить этот конфликт была предпринята весной 1993 года, когда был проведен референдум, где были поставлены вопросы о доверии Президенту и Верховному Совету. В народную память этот референдум вошел как референдум «да-да-нет-да». Именно так призывала президентская пропаганда ответить на предложенные вопросы: «Доверяете ли вы президенту...», «Одобряете ли социальную политику...», «Досрочные выборы президента...», «Досрочные выборы депутатов...». Результаты референдума были объявлены как победа Президента и его сторонников, хотя за досрочные выборы Президента высказалось 30,3 процента избирателей, а за досрочные выборы депутатов - 7,9 процента. Президент имел достаточно влияния на «демократические» СМИ, чтобы убедить всех в своей победе. Однако еще какое-то время Ельцин мирился с оппозиционным Верховным Советом. Лишь в сентябре конфронтация властей вылилась в открытое вооруженное противостояние. Хроника тех событий широко известна, однако мы напомним некоторые важные моменты.
Начало вооруженному конфликту положил знаменитый президентский Указ № 1400 от 21 сентября. Этим указом Ельцин распускал Верховный Совет, Советы народных депутатов и Съезд народных депутатов, провозгласил в России поэтапную конституционную реформу. Функции Верховного Совета прерывались вплоть до начала работы нового двухпалатного парламента Федерального Собрания. В ответ Верховный Совет принял постановление о немедленном - с 22 часов 00 минут 21 сентября -прекращении полномочий президента Ельцина. Исполняющим обязанности президента был назначен Руцкой. После этого было двухнедельное противостояние сторонников Президента и защитников Белого дома. Среди защитников были и кузбасские депутаты - члены Верховного Совета. Вот воспоминания Амана Тулеева:
«В Москве, перед Белым домом, я увидел тысяч пятьдесят людей, пришедших поддержать свой парламент. Чьи-то руки подхватили меня и понесли на самодельную трибуну. Я уж точно не помню, что сказал, но, ощутив солидарность тысяч людей, понял: буду биться с произволом до конца. Но с кем бы я потом ни разговаривал - с депутатами, с Хасбулатовым, с Руцким и другими, я отстаивал одно: нельзя допустить пролития крови...»5. Завершилось это противостояние 3 октября расстрелом мятежного парламента из танков. Верховный Совет прекратил свое существование.
В соответствии с указом Ельцина должны были «самораспуститься» все областные, краевые, республиканские, городские и районные Советы народных депутатов. По всей стране прошли заседания, на которых принимались решения о самороспуске. Там, где депутаты не желали делать это самостоятельно, распускали насильно.
14 октября была созвана внеочередная сессия областного Совета в Кузбассе. Однако кворума она не набрала: из 234 депутатов пришли только 118 (для кворума нужно было 167). Тогда Совет был распущен по указу, его функции с 14 октября были переданы областной администрации. Прекратили существование городские, районные, поселковые и сельские Советы. Главы городов и районов назначались главой администрации. То есть вся полнота власти в области оказалась в руках Михаила Кислюка и его команды.
Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, существенно изменила государственное устройство страны. Она провозгласила принцип разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (Конституция РФ. Статья 10).
Органом законодательной власти в стране стал двухпалатный парламент - Федеральное Собрание. За регионами был закреплен статус субъектов Федерации, разделены полномочия федеральных и региональных органов. В Российской Федерации Конституцией признавалось и гарантировалось местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти (Конституция РФ. Статья 12).
Регионы должны были самостоятельно сформировать органы власти «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (Конституция РФ. Статья 77).
Поскольку никаких органов власти, кроме областной администрации, в Кузбассе не осталось, то «лицо» будущего парламента определял Михаил Кислюк. Он прекрасно понимал, что его популярность среди избирателей близка к нулю. Поэтому и провести своих соратников в новый парламент, скорее всего, не удастся. Выход был один: свести политический вес будущего органа к минимуму.6
Выборы
в Законодательное Собрание состоялись
27 марта 1994 года. Именно этот день и стал
рождением законодательной власти Кемеровской
области.7
Пункт 1.1.
Правовое обеспечение законодательной деятельности в Кемеровской области.
Самая удручающая ситуация была в 1994 году с законодательной базой. Новое российское законодательство только-только становилось на ноги. Не было самых элементарных документов, которые бы регулировали основные отношения в сфере экономики, государственной власти, в социальной сфере. Как только Законодательное Собрание было избрано, депутаты взялись за работу. В итоге за два года было создано 46 законов.
Впрочем, даже этих 46 законов оказалось слишком... много. По крайней мере, для Михаила Кислюка. Как известно, чтобы закон вступил в силу, он должен быть подписан главой администрации. Так вот: из 46 законов, которые были приняты депутатами, Михаил Борисович подписал только 22. Еще пять законов вступили в силу после вмешательства Верховного суда России.
Несмотря на постоянный срыв сессий, депутатам все же удавалось принимать законы, которых так боялся Кислюк. Вот конкретный пример. Выше мы уже упоминали о сессии 4-5 ноября 1994 года, которую «созвал» Петр Финк. В итоге на этой сессии тайным голосованием были приняты все «нелюбимые» законы Михаила Кислюка, которые накопились за месяцы сорванных заседаний: о Законодательном Собрании, о выборах в органы местного самоуправления, об отзыве депутата, проект Устава области. Только одного голоса не хватило, чтобы включить в повестку дня вопрос о выборах главы администрации области.
Были приняты и законы, предложенные администрацией: о налоговой амнистии, об административной ответственности за нарушение порядка, об областном бюджете на II полугодие 1994 года. Кстати, скорее всего, эта сессия была «разрешена» администрацией именно из-за бюджета, который нужно было срочно принимать...
Информация о работе Формирование законодательной деятельности Кузбасса 1993-2010 гг.