Информационные технологии в образовательном процессе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:06, курсовая работа
Краткое описание
Существовавшая от первобытного и рабовладельческого обществ до примерно середины XV века аграрная цивилизация породила менторскую школу, основанную на устном общении, а затем на создании и использовании рукописных "конспектов лекций" и "протоколов научных опытов". Она характеризовалась наивысшей духовной близостью учителя и ученика, кастовой замкнутостью, ограниченностью как в пространстве, так и во времени, низким уровнем сохранности данных. Научные и учебные коллективы рождались и умирали, иногда не оставляя потомкам и сотой доли накопленных знаний. Информационные потери порой были катастрофическими (александрийская библиотека), а процент образованных людей - ничтожным, общая грамотность сводилась к элементарному письму и счету.
Содержание
Введение
Глава 1. Использование технических средств обучения и информационные технологии в образовании 1.1 Дидактические основы и психологические особенности использования технических и информационных средств в процессе обучения и воспитания 1.2 Классификация педагогических программных средств
Глава II. Использование информационных технологий в процессе обучения английскому языку 2.1 Методы организации обучения с применением персонального компьютера 2.2 Формы применения компьютера в процессе обучения английскому языку Заключение Список использованной литературы
Информационные технологии
в образовательном процессе
Курсовая работа
Вырлана Дмитрия Михайловича,
обучающегося по индивидуальному
образовательному маршруту
Салехард
2014
Информационные технологии в образовательном
процессе
Содержание
Введение
Глава 1. Использование технических
средств обучения и информационные технологии
в образовании
1.1 Дидактические основы
и психологические особенности
использования технических и
информационных средств в процессе
обучения и воспитания
1.2 Классификация педагогических
программных средств
Глава II. Использование информационных
технологий в процессе обучения английскому
языку
2.1 Методы организации
обучения с применением персонального
компьютера
2.2 Формы применения компьютера
в процессе обучения английскому
языку
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Существовавшая от первобытного и рабовладельческого
обществ до примерно середины XV века аграрная
цивилизация породила менторскую школу,
основанную на устном общении, а затем
на создании и использовании рукописных
"конспектов лекций" и "протоколов
научных опытов". Она характеризовалась
наивысшей духовной близостью учителя
и ученика, кастовой замкнутостью, ограниченностью
как в пространстве, так и во времени, низким
уровнем сохранности данных. Научные и
учебные коллективы рождались и умирали,
иногда не оставляя потомкам и сотой доли
накопленных знаний. Информационные потери
порой были катастрофическими (александрийская
библиотека), а процент образованных людей
- ничтожным, общая грамотность сводилась
к элементарному письму и счету.
Тем не менее, за тысячелетия существования
менторской школы человечество накопило
гигантский потенциал, позволивший совершить
прорыв в индустриальное общество, породившее,
в свою очередь, новые формы образовательного
процесса - назовем их условно ремесленной
школой. Основой этого реформирования,
безусловно, явилось книгопечатание, которое
не только в сотни и тысячи раз расширило
аудиторию пользователей, но и во столько
же раз повысило сохранность информации,
впервые обеспечило массовый характер
дистанционного (без непосредственного
контакта с преподавателем) обучения.
Распространение книг укрепило коммуникационные
связи и между странами, и между поколениями,
привело к небывалому росту эпистолярного
жанра.
Ремесленная школа, система городов-университетов
в первую очередь удовлетворяли потребности
растущей промышленности как по численности
обучающихся, так и по содержательному
наполнению образования. Даже изучение
фундаментальных естественнонаучных
и гуманитарных дисциплин максимально
приближалось к практическим нуждам. Конечно,
центральными фигурами и основными носителями
знаний в университетах оставались профессора,
но их теперь у каждого ученика было много,
они имели сравнительно узкую специализацию,
а аудиторная ("голосовая") нагрузка
в расчете на одного студента резко снизилась.
В среднем, на наш взгляд, уменьшилось
и духовное, мировоззренческое влияние
преподавателя, хотя великие педагоги
демонстрировали блестящие исключения
из этой тенденции. Таким или почти таким
положение в образовании сохранялось
до конца XX века, когда новые коммуникационные,
и, в первую очередь, компьютерные технологии
перевернули наши представления о возможностях
информационного обмена. Отметим, что
это произошло, благодаря уже не тысячелетиям,
а всего лишь пяти столетиям передачи
знаний в рамках ремесленной школы.
Уже сегодня ни одна уважающая себя школа
не обходится без применения технических
средств обучения и компьютерных технологий.
Это во многом упрощает, экономит время,
разнообразит уроки. Почти каждый имеет
дома персональный компьютер, что дает
еще один повод для активной информатизации
образования. Таким образом нужно разрабатывать
возможности применения компьютера не
только в школе на уроках, но и выполнять
с его помощью домашнее задание, творческую
самостоятельную работу и т.д. Тема эта
на сегодняшний день весьма актуальна,
так как активная «компьютеризация» охватывает
в должной мере лишь нынешние поколения,
а многие предыдущие, к которым относятся
большинство преподавателей, в виду недостаточного
технического прогресса не имели возможности
познакомиться с модернизированными технологиями
и возможностями педагогической работы
с персональными компьютерами.
Предмет исследования: Новые информационные технологии
Цель: Рассмотреть и раскрыть целесообразность
применения информационных технологий
в образовании.
Задачи:
1) Выделить дидактические
основы и психологические особенности
использования технических и
информационных средств в процессе
обучения и воспитания.
2) Классифицировать виды
педагогических программных средств.
3) Рассмотреть методы
организации обучения с применением
персонального компьютера и формы
применения компьютера в процессе
обучения английскому языку.
4) Представить формы работы
с компьютерными обучающими программами
на уроках иностранного языка.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Дидактические основы
использования технических и информационных
средств в процессе обучения
и воспитания
Качество проведения занятий
зависит от наглядности и изложения, от
умения преподавателя сочетать живое
слово с образами, используя разнообразные
технические средства обучения, которые
обладают следующими дидактическими возможностями:
- являются источником информации;
- рационализируют формы
преподнесения учебной информации;
- повышают степень наглядности,
конкретизируют понятия, явления, события;
- организуют и направляют
восприятие;
- обогащают круг представлений
учащихся, удовлетворяют их любознательность;
- наиболее полно отвечают
научным и культурным интересам
и запросам учащихся;
- создают эмоциональное
отношение учащихся к учебной информации;
-усиливают интерес обучающихся
к учёбе путем применения оригинальных,
новых конструкций, технологий, машин,
приборов;
- делают доступным такой материал,
который без технических средств обучения
недоступен;
- активизируют познавательную
деятельность учащихся, способствуют
сознательному усвоению материала,
развитию мышления, пространственного
воображения, наблюдательности;
- являются средством повторения,
обобщения, систематизации и контроля
знаний;
- иллюстрируют связь теории
с практикой;
- создают условия для
использования наиболее эффективных
форм и методов обучения, реализации
основных принципов целостного
педагогического процесса и правил
обучения (от простого к сложному,
от близкого к далекому, от конкретного
к абстрактному);
- экономят учебное время,
энергию преподавателя и учащихся
за счет уплотнения учебной
информации и ускорения темпа.
Сокращение времени, затрачиваемого
на усвоение учебного материала,
идет за счет переложения на
технику тех функций, которые
она выполняет качественнее, чем
учитель. Экспериментально доказано,
что даже простой фильмоскоп
экономит 25 мин двухчасового занятия,
а на технических операциях
по воспроизведению графиков, таблиц,
формул экономится 15-20 учебного времени.
Все
это достигается благодаря определенным
дидактическим особенностям технических
средств обучения, к которым относятся:
а) информационная насыщенность;
б) возможность преодолевать
существующие временные и пространственные
границы,
в) возможность глубокого проникновения
в сущность изучаемых явлений и процессов;
Психологические особенности использования
технических средств обучения
Технические средства и информационные
технологии обучения повысят продуктивность
учебно-воспитательного процесса только
в том случае, если преподаватели хорошо
себе представляют и понимают психологические
основы их применения.
Дидактические
возможности обучающих, так же как и контролирующих
технических средств обучения определяются
степенью совершенства программ, которые
в них реализуются. Программа и технические
средства обучения органически взаимосвязаны
и дополняют друг друга. Какими бы совершенными
ни были технические средства обучения,
без соответствующей программы, разработанной
на основе принципов теории обучения и
с учётом достижений в области изучаемого
предмета, они утрачивают свою ценность
в дидактическом плане и становятся малоэффективными
при контроле знаний. В то же время любая
совершенная обучающая программа требует
для своей реализации устройства с высокими
техническими данными. Наиболее полно
требованиям, предъявляемым к техническим
средствам обучения, удовлетворяют автоматизированные
обучающие системы.
Автоматизированные обучающие системы
- функционально взаимосвязанный набор
подсистем учебно-методического, информационного,
математического и инженерно-технического
обеспечения на базе средств вычислительной
техники, предназначенный для оптимизации
процессов обучения в различных его формах
и работающий в диалоговом режиме коллективного
пользования. Автоматизированные обучающие
системы дают возможность использовать
быстродействие электронно-вычислительных
машин, её способность хранить большое
количество информации, логической возможности,
дистанционный доступ к информационным
массивам, возможность накапливать и обрабатывать
статистический материал об учебном процессе
с требуемым уровнем обобщения.
Применение автоматизированных обучающих
систем в учебном процессе позволяет решить
ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из которых --
индивидуализация обучения в условиях
массовости образования; развитие творческой
активности и способностей учащихся к
познавательной деятельности; унификация
учебно-методического материала в связи
с открывшейся возможностью «тиражирования»
опыта лучших преподавателей. Оснащение
учебного рабочего места устройством
отображения информации на электроннолучевой
трубке (дисплеем) позволяет организовать
диалог с электронно-вычислительной машиной,
близкий к естественной форме общения
учащихся с преподавателем.
Комплексное использование технических
средств обучения всех видов создаёт условия
для решения основной задачи обучения
- улучшения качества подготовки специалистов
в соответствии с требованиями современного
научно-технического прогресса.
Виды технических средств обучения:
- акустические системы;
- видеокамера;
- видеомагнитофон;
- видеомикшер (пульт для монтажа
и озвучивания видеопрограмм, видеофильмов)
- видеоплеер (на магнитных
пленках или лазерных дисках);
- видеопроектор (для воспроизведения
на большой экран);
- графопроектор (для проекции
на экран изображений с прозрачных пленок,
или компьютера);
- камкордер (видеокамера
со встроенным видеоплеером);
- микрофон;
- компьютер (персональный
компьютер – ПК) и другие технические
средства.
Как правило, все информационные технологии
обучения связаны с компьютерным обучением.
На современном этапе международные образовательные
учреждения разрабатывают новые направления
деятельности для создания условий перехода
на информационные технологии:
совершенствование базовой подготовки
учащихся школ и студентов ВУЗов и СУЗов по информатике и новым информационным технологиям;
переподготовка преподавателей
в области новых информационных технологий;
информатизация процесса обучения
и воспитания;
оснащение системы образования
техническими средствами информатизации;
создание современной национальной
информационной среды и объединение в
нее учреждений образования;
создание на базе новых информационных
технологий единой системы дистанционного
образования в стране.
Современные информационные технологии
выполняют различные функции в обучении
учеников школ: средства обучения, учебного
и исследовательского инструментария,
коммуникативной системы, предмета изучения.
В настоящее время становится обычной
практикой широкое использование компьютерного
тестирования для дистанционного обучения,
заочного образования, тренинга, самостоятельной
работы, для проведения текущего, промежуточного
и обобщающего контроля приобретаемых
знаний.
Применение
гипертекстовой технологии в работе с
информацией представлено в виде компьютерных
сред и в виде сред мультимедиа (бурно
развивающаяся область информатики). Продукты
мультимедиа применяют различные разновидности
информации: компьютерные данные, теле-
и видеоинформацию, речь и музыку. Мультимедиа
– интерактивные средства, т.е. зритель
и слушатель не остается пассивным. Трудности
использования Интернет - ресурсами нашими
соотечественниками вызваны языковым
барьером, высокой ценой, боязнью нелегального
доступа.