Исполнительная власть понятие, место в механизме разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 09:05, реферат

Краткое описание

По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей.
По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

Вложенные файлы: 1 файл

испонительная власть.docx

— 44.05 Кб (Скачать файл)

Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

 

 

Кафедра Государственно-правового  обеспечения управления

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»

На тему:  Исполнительная власть  понятие, место в механизме  разделения властей

 

 

Выполнил студент группы

Спицына Анастасия 

 

Научный руководитель:

к.и.н., доцент А.Ю. Дергачев

 

 

Новосибирск 2013

 

Оглавление

 

Введение 3

Понятие, цели и признаки исполнительной власти 4

Основные  функции исполнительной власти 5

Формы осуществления  исполнительной власти 6

Основные  принципы организации исполнительной власти 13

Исполнительная  власть Российской Федерации 15

Заключение 19

Список использованной литературы 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей. Однако это не означает, что ранее в  структуре власти данный элемент  отсутствовал. Во времена Древнего мира и средневековья в монархических  государствах функции исполнительной власти выполняли главы этих стран, являвшиеся одновременно и источниками  законодательного нормотворчества. В  республиках же доиндустриальной эпохи исполнительная власть осуществлялась различными высшими должностными лицами (консулы в Древнем Риме, дожи в Венеции, государственный капитаны в Генуе, посадники и архиепископы в Новгороде). В Новое и Новейшее время сложилась конституционная практика, согласно которой в президентских республиках исполнительная власть принадлежит президенту: в конституционных монархиях и парламентских республиках главой исполнительной власти номинально считается монарх или президент, но реально эту роль выполняет глава правительства.

 

    По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной, что предопределяет определенный и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

Понятие, цели и признаки исполнительной власти

   

   Исполнительная власть - инструмент защиты и обеспечения интересов гражданского общества и его отдельных членов. Функции исполнительной власти связаны с практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

Главные цели исполнительной власти:

• обеспечение безопасности граждан, общества, государства;         

•создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

•   создание условий  для реализации гражданами и организациями  их прав и свобод, для свободной  политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

 

Признаки  исполнительной власти:

•   универсальность (непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы);

 предметность (наличие  правовых, информационных, технических,  организационных ресурсов);

 принудительность (опора  на силу - возможность самостоятельно  осуществлять меры воздействия);

•   организующий характер.

 

 

Сфера отношений, в которой  действует исполнительная власть:

•   отношения власти с гражданином;

•   хозяйственная, социальная и правоохранительная сферы, область  внешних отношений и интересов;

•   отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.

 

 

Основные  функции исполнительной власти

 

 

1.  Функции ориентирования  системы:

 

•   анализ (обработка  и осмысление информации, осуществляемые с целью изучения объекта управления, а впоследствии оказания на него соответствующего управляющего воздействия);

•   прогнозирование (предвидение  изменений в развитии событий  или процессов на основе имеющейся  информации);

•   планирование (определение  направлений, целей, задач и возможных  результатов управленческой деятельности);

•   правовое регулирование (установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих  структур);

•   методическое руководство.

 

2. Функции обеспечения  системы:

 

•   материально-техническое  обеспечение;

•   финансовое обеспечение; V кадровое обеспечение;

•   информационное обеспечение.

 

3. Функции оперативного  управления системой:

 

•   организация управления (создание органов управления, установление их функций, подчиненности, прав и обязанностей и т. д.);

•   общее руководство  и оперативное распорядительство;

 предварительная и  текущая координация действий  различных органов управления, должностных  лиц, организаций;

•   контроль (проверка фактического положения дел с  целью выявления и устранения отклонений в исполнении законов, планов, программ и принятия мер к нарушителям  установленного порядка);

 учет (систематический  сбор сведений);

•   оценка (всей работы, отдельных работников, выполнения конкретных заданий и т. д.).

 

Формы осуществления исполнительной власти

 

    Формы осуществления исполнительной власти - внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами (должностными ли-

цами) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.

    Выделяют следующие формы осуществления исполнительной власти:  правовые, неправовые (организационные).

Правовые и неправовые формы различаются по характеру вызываемых последствий - правовые формы влекут за собой четко выраженные юридические последствия, а неправовые формы прямых юридических последствий не влекут.

 

 Правовые формы осуществления исполнительной деятельности классифицируются по содержанию, цели использования, способу выражения.

По содержанию выделяют правотворческую  и правоприменительную фор-•      мы осуществления исполнительной власти.

Правотворческая управленческая деятельность заключается в создании, I      изменении, отмене и  усовершенствовании правовых норм, т. е. издании :       нормативных актов. Правотворческая деятельность коллегиальных органов управления осуществляется следующим образом:

 

•   принимается решение  о разработке проекта управленческого  нормативного акта;

•   создается текст проекта;

•   проект проходит стадии предварительного обсуждения, доработки, согласования, одобрения соответствующими органами;

•   организуется обсуждение проекта в правотворческом органе;

•   проект утверждается и опубликовывается.

 

Процедура принятия нормативных  актов единоначальными органами более простая - руководитель органа исполнительной власти после подготовки проекта может сразу утвердить его.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц  исполнительной власти заключается  в разрешении конкретных управленческих дел на основе соответствующих правовых норм.

 

Правоприменительная деятельность включает:

•   установление фактических  обстоятельств дела;

  выбор соответствующей  нормы права, которую можно  применить для решения определенного  вопроса;

•   толкование правовой нормы;

•   принятие индивидуального  акта;

•   исполнение акта применения нормы права.

 

По целям использования  различают внутренние (решение организационно-штатных  вопросов, руководство сотрудниками, управление струк-

турными подразделениями внутри органа) и внешние (обеспечение выполнения функций, возложенных на орган) правовые формы управленческой деятельности.

По способу выражения  правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (использование  жестов, сигналов, знаков).

 Исполнительная деятельность  осуществляется и в других  правовых формах, к которым относятся:

•   представление обязательных отчетов (юридическими лицами в налоговую  инспекцию);

•   осуществление государственной  регистрации (охотничьего оружия);

•   выдача документов, подтверждающих наличие специального права (лицензии на право осуществления  предпринимательской деятельности определенного характера);

•   совершение иных юридически значимых действий.

 

 Неправовые формы осуществления исполнительной власти:

   осуществление организационных  действий, возникающих в повседневном  процессе деятельности органов  исполнительной власти (разработка  программ, контроль, изучение и обобщение  опыта работы, подбор и обучение  кадров);

 

•   выполнение материально-технических  действий, которые носят вспомогательный  характер в управленческой деятельности (работа с информацией; ведение делопроизводства).

 

 

Разделение властей

 

   В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма подавляющего большинства стран. Однако признание этого принципа ни в теоретическом, ни в практическом плане не ведет к отрицанию такого понимания власти, согласно которому она представляет собой структурно упорядоченную целостность. Поэтому сформулированную Монтескье и уточненную Кантом концепцию разделения властей можно рассматривать лишь как идеальную конструкцию, играющую роль методологической модели. Власть по своей природе едина. И даже если предположить, что ее отсеки действуют самостоятельно, независимо друг от друга, асинхронно преследуя различные цели, то результатом событий станет не доктринерская реализация теоретического принципа, а полное разрушение власти, хаос, анархия. История знает достаточно примеров, когда жесткое противостояние одной ветви власти другой приводило в конечном итоге к расколу общества, гражданским войнам, смуте, беспорядкам.

Проблема разделения властей  возникает только в условиях гетерогенных социумов, где имеются различные  независимые хозяйственные и  политические субъекты, где наличествуют (не важно: в эмбриональном или  относительно развитом состоянии) элементы гражданского общества. Именно в этих обстоятельствах появляется острая необходимость в функциональном обособлении, специализации ветвей власти, способствующих поддержанию  в обществе определенного баланса. Речь идет не столько о техническом  обособлении для придания процессу социального управления большей  эффективности, сколько о политико-правовых основах данного явления. А они  сводятся к двум принципиальным моментам:

В деле управления государством нельзя полагаться лишь на благие намерения, добродетели правителей, так как  возможность неограниченной власти способна превратить в тирана любого, даже самого мудрого, доброго лидера, что чревато нарушением баланса  во взаимоотношениях власти и общества и в конечном итоге разрушением  целостности политической системы.

Принцип разделения властей  неразрывно связан с идеей права  каждого гражданина на осуществление  власти. Таким образом, он является неотъемлемой частью проблемы демократии и демократического устройства общества.

    Концепция разделения властей, ставшая непреложным принципом конституционного устройства всех демократических государств,была сформулирована в эпоху кризиса феодально-абсолютистских режимов в Западной Европе 17-18 вв. Локком и Монтескье. В то время широкое развитие в экономике рыночных отношений и свободного предпринимательства со всей необходимостью поставили вопрос о глубоких изменениях в структуре власти. Теоретическим источником этой политико-правовой доктрины были получившие широкое распространение в 17-18 вв. концепции естественного права и общественного договора.

Выступая за синхронность, согласованность действий всех отсеков  власти, Монтескье намечает контуры  системы взаимных сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Локк пишет о праве исполнительной власти созывать и распускать законодательный  орган; Монтескье говорит о наделении  исполнительной власти правом отмены решений представительного учреждения, о запрете законодателями вмешиваться  в непосредственную деятельность исполнительного  органа.

Теоретические модели Локка  и Монтескье, выработанные на основе анализа британской политической системы  конца 17 - первой половины 18 века, легли  в основу всех конституций конца 18-19 вв. С этого момента проблема структуры власти перемещается преимущественно  в сферу государственно-правовых исследований и разработок. Внимание специалистов в области конституционного права концентрируется на создании конкретных правовых механизмов взаимных сдержек и противовесов во взаимоотношениях между государственными органами, представляющими  различные ветви власти. Разработка этой проблемы как в теоретическом, так и в практическом плане осуществлялась с учетом конкретных политических, социальных, правовых, духовных, культурных особенностей различных государств.

Так во французской государственной  теории проблема разделения властей  рассматривалась сквозь призму разделения функций государственной власти, а в немецкой - через определение  компетенции различных органов  государства. При этом в конституционных  монархиях, как правило, монарх не нес  политической ответственности за свои действия.

Информация о работе Исполнительная власть понятие, место в механизме разделения властей