московский гуманитарно-экономический
институт
Новороссийский
филиал
Факультет юридический
Кафедра международно-правовых
дисциплин и таможенного дела
Специальность 080115.65 Таможенное
дело
Группа ТСЗ -10
курсовая
работа
Учебная дисциплина________________________________________________
Тема: _____________________________________________________________
Студент: __________________________________________________________
Руководитель-консультант ___________
__________________________________
(фамилия, имя, отчество)
__________________________________
(ученое звание, степень)
Комиссия в составе:
___________________________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Защищена
«___»_______________ 2013 г.
|
|
Оценка
________________
|
Новороссийск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................
ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
1.1. Сущность административного
права..............................................................
1.2. Понятие и особенности источников
административного права..................
1.3. Виды источников административного
права...............................................
ГЛАВА II. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
2.1. Особенности системы источников
административного права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Привычка обращаться к многочисленным
правовым актам подчас стирает
для каждого из нас их особенности.
Все акты кажутся нам похожими.
В реальности же принимаемые
и действующие правовые акты
обладают и общими, и специфическими
чертами, находятся в строгой
зависимости друг от друга.
Игнорирование этого факта снижает
эффект правотворческой и правоприменительной
деятельности, затрудняет формирование
нормативно-правового массива,
доступного для граждан, должностных
лиц и специалистов.
Острота проблемы становится
еще более ощутимой в современный
период коренного обновления
российского законодательства и
проведения глубокой конституционной
реформы. Принятие новой Конституции
Российской Федерации требует
анализа ее свойств и содержания,
а также выяснения ее соотношения
с другими актами. Равным образом
нужны точные оценки связей
закона и подзаконных актов,
множественность которых особенно
очевидна. Все эти связи призваны
дать верное представление о
"правовой цепи", складывающейся
в действительности из разных
правовых актов и документов
для решения взаимосвязанных
задач и регулирования экономической,
социальной, политической сфер жизни.
Административное право, как совокупность
правовых норм, является одной
из самых крупных отраслей
права, что обусловлено, в свою
очередь, большим объемом предмета
правового регулирования и разнообразием
охватываемых им отношений. Поэтому
систематизация норм отрасли,
которая проводится во всех
отраслях права, здесь имеет
еще большее значение.
Юридические нормы нуждаются
во внешних формах своего выражения,
они должны быть оформлены
так, чтобы с ними могли познакомиться
люди, которым они адресованы. Нормы
права включаются как статьи,
пункты, параграфы и т. д. в
акты государственных и муниципальных
органов. Такие акты, если они содержат
правовые нормы, становятся источниками
права, внешними формами его выражения.
Источниками административного
права являются акты государственных
органов, в которых содержатся
административно-правовые нормы.
Четвертой важнейшей особенностью
отрасли является разнообразие
и множество источников юридических
норм. Это детерминировано предметом
отрасли: разнообразием и большим
числом административных управленческих
отношений, необходимостью своевременного
юридического опосредования социальных
процессов, объективной потребностью
децентрализации исполнительной власти.
Актуальность выбранной темы характеризуется
всеми вышеперечисленными факторами.
Объект исследования - административное
право.
Предмет исследования - источники административного
права.
Цель курсовой работы - понятия и видов
источников административного права.
Для осуществления поставленной
цели необходима реализация следующих
задач:
- раскрыть сущность административного
права;
- исследовать понятия и особенности
источников административного права;
- рассмотреть виды и особенности
системы источников административного.
Метод исследования - анализ и изучение
нормативно-правовых актов, учебной и
научной литературы.
Структура работы включает
введение, две главы, 4 подпункта, заключение
и список используемой литературы. В первой
главе рассматривается понятие и виды
источников административного права,
во второй – система источников административного
права.
ГЛАВА I. ИСТОЧНИКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
1.1. Сущность административного
права
Административное право является
опорной, базисной отраслью правовой
системы наряду с конституционным,
гражданским и уголовным. Административное
право представляет собой совокупность
правовых норм, регулирующих определенные
сферы общественных отношений,
составляющих предмет этой отрасли
права. При этом предмет административного
права отвечает на вопрос –
что, какие общественные отношения
регулируются нормами данной
отрасли, а метод административного
права отвечает на вопрос –
как, каким образом эти нормы
выполняют регулирующее воздействие.
Предмет административно
права представляет собой систему
общественных отношений, регулируемых
административно – правовыми
нормами. Предмет административного
права включает в себя пять составляющих
его частей.
Во-первых, это общественные отношения,
возникающие в процессе реализации
исполнительной власти, осуществления
государственного управления на
всех его иерархических уровнях.
Во-вторых, это внутриорганизационные
отношения всех государственных
органов, которые в основном
одинаковы, похожи, однотипны независимо
от того, где они осуществляются:
в органах исполнительной власти,
законодательных или судебных.
В-третьих, к предмету административного
права относится функционирование
общегосударственного контроля, который
осуществляется на территории
РФ от имени государства, будучи
наделен государственно-властными
полномочиями.
В-четвертых, предмет административного
права охватывает и деятельность
судов и судей по рассмотрению
дел об административных правонарушениях.
В-пятых, к предмету административного
права могут быть отнесены
общественные отношения, возникающие
в деятельности общественных
объединений, которым государство передало
некоторые свои государственно-властные
полномочия.
Метод административного права,
характеризующий способ регулирующего
воздействия на общественные
отношения, отличается рядом особенностей.
Административное право признано
регулировать общественные отношения,
возникающие в процессе реализации
исполнительной власти, осуществления
государственного управления. Поэтому
административное право называют
правом управления, или управленческим
правом, ибо содержанием деятельности
органов исполнительной власти
и исполнительных органов местного
самоуправления является именно
государственное, или «публичное»
управление.
Такое понимание сущности административного
права было общепринятым на
протяжении десятилетий. Однако
в современных условиях сущность
административного права должна
быть дополнена вторым и, может
быть, самым важным элементом.
Административное право теперь
все в большей мере призвано
регулировать общественные отношения,
возникающие между личностью
и государством, между гражданином
и органами исполнительной власти,
обеспечивая реализацию и охрану
прав и свобод граждан в
сфере государственного управления,
их защиту от возможного произвола,
ущемления или ограничения этих
прав и свобод со стороны
того или иного чиновника государственного
аппарат.
1.2. Понятие и особенности
источников административного права
Нормы административного
права находят свое закрепление
в различных объективных формах
выражения, которые объединяются
общим понятием "источник административного
права". Источник административного
права - это совокупность юридических
средств закрепления норм административного
права, позволяющих адресатам
этих норм реально пользоваться
их предписаниями, в том числе
и знакомиться с их реальным
содержанием. 1
Фактически в юридическом смысле
источниками административного
права признаются нормативные
правовые акты, содержащие нормы
административного права, регулирующие
отношения, составляющие предмет данной
отрасли права. 2Все исследователи проблем
источников административного права в
один голос отмечают следующую важную
особенность - многочисленность и разрозненность
нормативно-правового материала, содержащего
административно-правовые нормы. Если
источники других отраслей российского
законодательства можно реально сгруппировать
и хотя бы перечислить в рамках учебного
курса, то система административно-правовых
актов остается загадкой не только для
студентов, но и для преподавателей, для
ученых-правоведов, поскольку объема одного
учебного пособия или монографии не хватит
для того, чтобы просто в строчку написать
названия всех источников норм административного
права Российской Федерации.
Как правило, отрасль права
имеет один основной кодифицированный
источник норм отрасли и группу
сопутствующих источников федерального
и регионального уровня, уточняющих
отдельные декларативные или
другие общие положения кодексов.
Так происходит в ситуации
с нормами гражданского, уголовного,
трудового права. Конституционное право
опирается на Конституцию РФ как на своего
рода кодекс конституционных норм. Административное
право имеет в системе своих источников
около десятка кодексов. Особенная часть
настоящего курса административного права
направлена на освещение норм лишь федерального
уровня правового регулирования, и в ней
удалось проанализировать лишь часть
норм административного права, нашедших
закрепление в федеральных законах (в
том числе в кодексах), но не более. Подзаконные
нормативно-правовые акты составляют
в данном случае "подводную часть айсберга"
источников отрасли.
Многообразие источников отрасли
подтверждается в частности тем,
что утвержденный Указом Президента
РФ от 15 марта 2000 г. № 511 Классификатор
правовых актов в своем составе
содержит четкое указание лишь
на четыре основные отрасли
права: конституционное (конституционный
строй), гражданское, трудовое и
уголовное. 3Отдельно выделены также международные
нормативно-правовые акты. Остальные нормативные
акты, принимаемые в Российской Федерации,
поделены по позициям классификатора
в зависимости от сферы регулирования
того или иного нормативно-правового акта,
и это по большей части сферы действия
административного права.
Бросается в глаза то обстоятельство,
что нормативно-правовых актов,
поделенных по сферам действия,
значительно больше, чем всех
остальных вместе взятых. Безусловно,
есть источники и других отраслей
права (земельного,аграрного,экологического,
таможенного, предпринимательского, финансового
и др.). Однако, практически все перечисленные
в скобках отрасли права являются комплексными
и содержат в своей системе нормы административного
права, даже если это просто нормы об административной
ответственности.
Кроме того, в системе источников
административного права наблюдаются
такие нормативно-правовые акты,
которые содержат нормы нескольких
отраслей права (например, гражданского
и административного, как в
Законе РФ от 7 февраля 1992 г.
№ 2300-1 "О защите прав потребителей").
Причиной такого видимого многообразия
источников отрасли служит многогранность
его предмета и универсальный
характер метода правового регулирования.
Государственно-управленческое воздействие
имеет место практически во
всех сферах жизнедеятельности
общества, а императивный характер
правового воздействия задействован
повсеместно, за исключением тех
определенных областей и сфер,
где действуют другие принципы
правового регулирования.