Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:37, курсовая работа
Цель исследования: выявление роли стандартизации социальных услуг в организации социального обслуживания населения и разработка рекомендаций по оптимизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне.
Основные задачи исследования:
1. Выявить основные теоретические подходы к определению статуса социального обслуживания населения.
2. Исследовать социальное обслуживание населения в контексте социологического знания.
3. Обосновать эффективность использования социологической концепции жизненных сил человека как методологической основы социологического анализа социального обслуживания населения.
Введение……………………………………………………………………………....3
Глава1. Законодательство РФ о социальной защите населения……..…4
1.1 Юридические гарантии в сфере социального обеспечения……….7
1.2 Принцип правового социального обеспечения ………………………8
1.3 Виды социального обеспечения…………………………………………13
1.4 Социальная ситуация в РФ………………………………………………..16
Глава2. Социальное развитие Саратовской области……………………...19
Глава3. Социальная защита населения Саратовской области………….21
3.2 Социальное законодательство в отдельных сферах деятельности…………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………….27
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования. Существенной особенностью любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем, кто не может посредством трудовой деятельности обеспечить себя, в частности, детям, пожилым людям, инвалидам и др. В мировой практике существуют разные формы помощи и поддержки людей, реализуемые как государственными, так и общественными структурами. От того, насколько эта помощь и поддержка эффективны, зависит социальное благополучие страны, уровень жизни проживающих в ней граждан.
Политические и экономические реформы в России конца XX -начала XXI вв. повлекли за собой изменения многих сфер социальной практики, в частности, падение уровня доходов, и как следствие -снижение уровня жизни большей части населения; резкую поляризацию между богатыми и бедными; увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев; падение рождаемости и т.п. В связи с этим возникла потребность повышения эффективности социальной защиты населения, которая реализуется через социальную поддержку и социальное обслуживание. Это в свою очередь потребовало переосмысления истории благотворительности в России, моделей государственной социальной политики, а также противоречивого опыта социального обеспечения населения в советский период.
С начала 1990-х гг. система социального обеспечения была преобразована в систему социальной защиты населения, в рамках которой произошло, во-первых, выделение сферы услуг как самостоятельного направления, во-вторых, формирование систем социального обслуживания населения в отдельных регионах и муниципалитетах России.
Реформы, происходящие в конце XX - начале XXI вв., повлекли за собой существенное повышение роли регионов и муниципалитетов в реализации социальной политики государства, в частности, социального обслуживания населения как одного из ее направлений. В настоящее время в регионах сформировались различные системы социального обслуживания, включающие технологии и модели взаимодействия специалистов и клиентов, механизмы и методы оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и др.
В результате реформы системы социальной защиты населения России, начатой в 2004 г. и направленной на модернизацию ее структурно-организационных и нормативно-правовых основ, произошло разграничение таких направлений социальной защиты, как социальная поддержка и социальное обслуживание населения, реализуемых как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В связи с этим возникла потребность в специальном исследовании этих направлений. Особенно актуальны исследования таких проблем, как обеспечение качества социальных услуг, разработка стандартов как основы подтверждения соответствия и оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, выявление особенностей организации социального обслуживания населения на различных уровнях, в том числе муниципальном.
В настоящее время существует потребность в специальном социологическом анализе социального обслуживания как самостоятельного направления реализации социальной политики.
Объект исследования: социальное обслуживание населения в России.
Предмет исследования: особенности организации социального обслуживания населения на муниципальном уровне в 2005-2007гг.
Цель исследования: выявление роли стандартизации социальных услуг в организации социального обслуживания населения и разработка рекомендаций по оптимизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне.
Основные задачи исследования:
1. Выявить основные
теоретические подходы к
2. Исследовать
социальное обслуживание
3. Обосновать
эффективность использования
Глава1. НОРМАТИВНО
ПРАВОВЫЕ АКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В основном
законе Российской Федерации - в Конституции,
принятой всенародным голосованием 12
декабря 1993 года, - который закрепляет
основы конституционного строя страны,
национально-государственное и административно-
Глава 1 Конституции
РФ - «Основы Конституционного строя»
- в 16 статьях содержит утверждение основ
государства. Особенно выделим статью
7, которая гласит:
Правовым
инструментом реализации социальной роли
государства являются конституционные
права и свободы граждан, причем Конституция
содержит лишь обязательный на всей территории
страны минимум социальных гарантий. Каждый
субъект РФ вправе, исходя из своих материальных
и других возможностей, расширять круг
этих социальных гарантий: может быть,
увеличен размер индексации пенсии или
детского пособия из местного бюджета,
предоставлено право бесплатного проезда
на общественном транспорте для всех пенсионеров
и т. д.
Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени.
Нужно отметить,
что наряду с конституционными в действующем
законодательстве учитываются и нормы
международного права. Применительно
к данной работе хотелось бы выделить
один из основополагающих документов
в международном праве по вопросу о социальной
защите населения, который вплотную реализует
на практике провозглашенные права и свободы.
Это Конвенция международной организации
труда (МОТ) № 102 от 1952 года, вступившая
в силу в 1955 году. Именно
в ней были употреблены слова «социальная
защита», содержится перечень видов соцзащиты
и определяется их уровень. На базе данной
Конвенции во многих странах принято национальное
законодательство по вопросам соцзащиты.
Международные
правовые акты являются действующими,
если они заключены с участием РФ или если
РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство
в этих случаях должно быть приведено
в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым
актом, определяющим социальные права,
является также «Всеобщая декларация
прав человека», принятая Генеральной
ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она
провозглашает право каждого человека
на социальное обеспечение и социальную
помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах. Участвующие
в этом пакте государства принимают право
каждого человека на социальное обеспечение,
включая социальное страхование, признают,
что семья должна получать самую широкую
охрану и помощь. Особенно если на ней
лежит забота о воспитании несовершеннолетних
детей.
С рядом
государств были заключены двухсторонние
договоры о социальном обеспечении граждан
(например, с Финляндией).
К источникам
права социального обеспечения и защиты
относят Федеральные конституционные
и федеральные законы, Указы Президента
РФ и Постановления Правительства, федеральные
правовые договоры и акты органов государственной
власти субъектов РФ. Высшая юридическая
сила - за законами.
Данные нормативно-правовые
акты лежат в основе реализации такой
важнейшей части внутренней политики
государства как социальная политика.
Социальная
политика - это часть внутренней политики
государства, на что в своих трудах указывали
еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах
закрепляются сложившиеся в обществе
социальные отношения, определяются приоритетные
направления социальной политики, финансовое
обеспечение их реализации, формируются
цели и задачи социального развития общества
в целом и в отдельных регионах, закрепляются
структура и форма деятельности государства
и общественных органов, претворяющих
в жизнь социальную политику.
Социальная
сфера как совокупность социальных отношений
испытывает на себе регулирующее воздействие
практически всех отраслей права. Нормы
права закрепляют равный доступ всех граждан
к материальным и духовным благам, устанавливают
принципиально единые условия обеспечения
пенсиями и пособиями и всеми другим видами
социального обеспечения независимо от
классовой принадлежности гражданина.
Серьезным шагом в этом направлении явилось
принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который
ликвидировал различие в пенсионном обеспечении
рабочих и служащих, с одной стороны, и
колхозников, с другой. В условиях рыночной
экономики очень контрастными являются
различия в уровне жизни различных социальных
групп. Одна из задач
социальной политики - смягчение этих
различий, что решается путем предоставления
социального обеспечения: государственная
помощь семьям, имеющим детей, установление
надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных
иждивенцев, предоставление пособий одиноким
материям или отцам и т. д.
Главная идея социального
обеспечения - идея социальной справедливости.
Государство не может игнорировать то
обстоятельство, что не все члены общества
в силу тех или иных причин в состоянии
обеспечить нормальный уровень жизни
себе и своей семье, а потому оно берет
на себя заботу о полном или частичном
обеспечении нетрудоспособных, семей
с большим числом иждивенцев, о развитии
соответствующих сфер (здравоохранения,
просвещения, культуры и т. д.).