Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:56, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть риски в антикризисном управлении. Для достижения поставленной цели следует решить задачи: 1.Рассмотреть понятие и виды рисков.
2.Выполнить классификацию рисков.
3.Охарактеризовать антикризисное управление риском.
4.Описать процесс управления риском в корпорации «Rendez-Vous».
Введение 3
1.Понятие и виды рисков 5
1.2.Классификация рисков……………………………………………………9.
1.3Антикризисное управление риском 13
2.Управление риском в корпорации «Rendez-Vous» 18
2.1Характеристика предприятия…………………………………………… 18
2.2 Источники и признаки возникновения рисков (макроэкономические угрозы)……………………………………………….20
2.3Мероприятия по сокращению рисков.………………………………..20
Заключение 27
Список литературы 28
Содержание
Кризисная ситуация, в которую попадает предприятие, всегда нуждается в кооперативных усилиях по ее преодолению, нахождению путей выхода из кризиса или, по крайней мере, его ослаблению. Мировой опыт показывает, что антикризисный процесс в условиях рыночной экономики - это процесс управляемый. Под ним понимается определенное целенаправленное противодействие системы по отношению к возникающему или назревающему в ней дисбалансу.
В данном случае имеются в виду не только сугубо процессуальные аспекты предпринимаемых антикризисных действий, но также их ресурсное и организационное обеспечение (наличие служащих для разработки антикризисных программ, формирование института антикризисных управляющих, организационная структура (подсистема) антикризисного управления), специально создаваемый механизм антикризисного управления.
Известно, что
оптимальность принимаемых
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что фактор риска как следствие недостаточной осведомленности принимающего решения о складывающейся ситуации играет в рыночных условиях хозяйствования вообще весьма важную роль.
Цель работы – рассмотреть риски в антикризисном управлении.
Для достижения поставленной цели следует решить задачи:
1.Рассмотреть понятие и виды рисков.
2.Выполнить классификацию рисков.
3.Охарактеризовать
4.Описать процесс управления риском в корпорации «Rendez-Vous».
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск- это историческая и экономическая категория.
Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.
Развитие общества согласно культурно-исторической периодизации, разработанной Л.Морганом и Ф.Энгельсом, прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизацию, каждая из которых, в свою очередь, состоит из трех ступеней: низшая, средняя и высшая.
Риск как историческая категория возник на низшей ступени цивилизации с появлением чувства страха перед смертью.
По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой, положительный.
Итак, под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.
Для менеджера риск - это вероятность неблагоприятного исхода. Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска, самый высокодоходный вариант вложения капитала может оказаться настолько рискованным, что, как говорится, «игра не стоит свеч».
Риск - это экономическая категория. Как экономическая категория он представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риск — это действие, совершаемое в надежде на счастливый исход по принципу «повезет — не повезет».
Конечно, риска можно
избежать, т. е. просто уклониться от мероприятия,
связанного с риском. Однако для
предпринимателя избежание
Риском можно управлять, т. е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Риски и неопределенность выступают неотъемлемыми чертами хозяйственной деятельности и процессов управления. Неопределенность рассматривается как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Часто такая ситуация возникает, когда воздействующие на ситуацию факторы новы и о них нельзя получить достоверную информацию. Поэтому последствия принятия управленческого решения трудно предусмотреть, например в быстроменяющихся условиях. К ним относятся такие, как наукоемкая и нововведенческая сферы, ценовая и рыночная конъюнктура. Обычно менеджер, сталкиваясь с неопределенностью, пытается получить дополнительную информацию и экспертными методами, а чаще интуитивным определить вероятность достижения результата.
Понятие «определенность» связывается с условиями выработки и принятия управленческих решений, когда руководитель с достаточной для данной ситуации достоверностью знает потенциальный результат каждого из возможных вариантов развития событий. Например, если известна динамика изменения стоимости материала и рабочей силы, арендной платы, можно рассчитать затраты на производство конкретного изделия и спрогнозировать цены. Следует отметить, что ситуация полной определенности встречается довольно редко.
Понятие «риск» в экономическом смысле предполагает потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации, недостоверности), а также выгоду и прибыль, получить которые возможно лишь при действиях, обремененных риском, что чаще всего связывается с инновационной деятельностью.
В менеджменте понятие «риск» прежде всего связывается с характером и сложностью проблем, условиями принятия управленческих решений и прогнозированием результата. Управленческий риск следует рассматривать как характеристику управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределенности, вследствие недостаточности информации, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации.
Размер потерь организации
как результата деятельности в условиях
неопределенности представляет собой
«цену риска», а величина успеха
(дополнительная прибыль) — «плату
за риск». Риск проявляется в процессе
реализации продукции производственно-хозя
В практике менеджмента используются следующие характеристики риска:
• размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат деятельности в риск-ситуации; *
• вероятность риска — степень воздействия источника риска (события), измеряемая в пределах значений от 0 до 1. Иначе говоря, каждый вид риска имеет нижние и верхние (от 0 до 1) границы вероятности;
• уровень риска — отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию риск-решения. Изменяется по величине от нулевого значения до 1, выше которого риск не оправдан;
• степень риска — качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают степени: высокую, среднюю, низкую и нулевую;
• приемлемость риска — вероятность потерь и вероятность того, что.эти потери не превысят определенный уровень (рубеж);
" правомерность риска - вероятность риска находится в пределах нормативного уровня (стандарта) для данной сферы .деятельности, который нельзя превысить без правовых нарушений.
В кризисных условиях у предприятия велика вероятность оказаться банкротом, в связи с чем персоналу требуется умение в риск-ситуациях, с одной стороны, избегать неоправданных потерь, с другой — действовать смело и инициативно. Менеджер должен уметь рисковать, т. е. взвешенно, не преувеличивая опасности, добиваться намеченных целей, естественно, при соблюдении границ правомерности риска.
В практике имеют место случаи, когда выбирается вариант небольшого результата, но при отсутствии риска, что может привести к снижению результативности и конкурентоспособности организации. При принятии решения с максимальным результатом, но и с высоким уровнем риска используется критерий максимакса. В таких случаях надо сопоставить ожидаемую экономическую выгоду и возможные потери в связи с рисковыми действиями. Если потери превышают выгоду, такое решение неоправданно. Очевидно, что в сложных ситуациях требуется использование совокупности критериев, при выборе которых важен комплексный подход, позволяющий оценить ситуацию с учетом разнонаправленных факторов.
Приступая к анализу рисковой ситуации и разработке решений, в первую очередь следует установить, с какими видами рисков встретится менеджер в процессе управления. В значительной степени данная проблема решается на основе методологической систематизации рисков и их классификации, которая отражает многофакторную природу риска.
Рассмотренная логика формирования риска позволяет более системно оценивать каждый вид риска, что в антикризисном менеджменте чрезвычайно важно.
В табл. 1 в укрупненном виде представлена классификация рисков по основным признакам. Систематизация и детальное исследование рисков позволяет провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы управления посредством имитационного и других видов моделирования. Иначе говоря, классификация рисков служит основой организации управления рисками. При этом следует отметить, что каждая производственно-хозяйственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии должна разрабатываться на основе общей своя система управления риском. Решение проблем риска становится профессиональным делом рисковых менеджеров. Классификация рисков выступает методологической базой для профессионального антикризисного управления.
Рассмотрение природы риска, его
содержания, многообразия факторов (источников)
риска, разнообразия рисковых ситуаций,
требующих организации и
Приведем отдельные примеры управленческого риска.
• Маркетинговый риск конкурентной стратегии развития фирмы может быть выражен в потере доли рынка, в снижении объема продаж и размера прибыли, а также в величине вероятности проявления негативных изменений во внешней среде, например роста цен на энергоносители, повышения процентных ставок по кредитам.
• Финансовый риск - риск финансовой стратегии фирмы может быть выражен в величине потерь доходности ценных бумаг вследствие 2финансового кризиса и падения валютного курса и в вероятности возникновения такой ситуации. Следует отметить, что финансовые риски наиболее подвижны и разнообразны. Среди них выделяют риски: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспособности, ликвидности, рыночный, инфляционный, финансовых злоупотреблений.
• Производственный риск - превышение текущих расходов предприятия в сравнении с бизнес-планом из-за непредвиденных ситуаций: простоев оборудования, недопоставки материалов. Вероятность возникновения таких ситуаций непосредственно связана со снижением уровня организации управления на предприятии из-за внешних и внутренних факторов.
• Инвестиционный риск — риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Например, риск вложения средств в проект связан с неопределенностью его реализации, в связи с неполнотой и погрешностью исходных данных об условиях реализации, о величине затрат и результатов, с возникновением негативных ситуаций при проектировании (изменение конъюнктуры рынка), а также с воздействием факторов технического, коммерческого, политического характера.
Таблица 1 Классификация рисков в антикризисном менеджменте
Признак |
Вид риска |
Назначение риска |
Риск, предполагающий потери Риск, предполагающий выгоду |
Функциональные' особенности риск-процесса |
Маркетинговый Инновационный Инвестиционный |
Содержание риск-результата |
Экономический Социальный Правовой Организационный Инновационный Психологический Имиджевый |
Последствия реализации риск-решения |
Социальные Политические Экологические Демографические |
Уровень внешних факторов (источников) риска |
Международный Макроэкономический Региональный |
Рыночный фактор риска |
Конкурентный Конъюнктурный Ценовой Коммуникационный |
Рынки факторов производства как источники риска |
Человеческих ресурсов Информационный Финансовых ресурсов Материальных ресурсов Временной |
Средства воздействия |
Целевой, стратегический, тактический Прогнозируемый, планируемый, концептуальный Мотивационный, стимулирующий Структурный |
Характер проявления |
Субъективный Объективный Неправомерный (правомерный) Неоправданный (оправданный) Криминогенный |
Метод (методология) |
Экспертный Экономико- |