Фандрайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

К основным функциям финансового управления можно отнести следующие: финансовое планирование для обеспечения деятельности НКО, подготовка информации для принятия управленческих решений, координация различных видов деятельности (с финансовой стороны), согласование интересов отдельных работников и их групп, контроль над текущей деятельностью. Для целей финансового управления деятельность организации анализируется на основе данных бухгалтерского и управленческого финансового учета.
Безусловно, без грамотного финансового управления невозможно эффективное развитие и устойчивое положение НКО. На эту тему для НКО проводятся семинары и консультации, например, в региональных ресурсных центрах.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретичні засади фандрайзингової діяльності.docx

— 77.24 Кб (Скачать файл)
  1. Теоретичні засади фандрайзингової діяльності

 

Фандрайзинг (от англ. fundraising (to raise fund)) — это:

  • увеличение ресурсов и сбор денежных средств;
  • деятельность по привлечению ресурсов на некоммерческие проекты;
  • сбор пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых мероприятий;
  • методика поиска источников финансирования, т.е. объединяющая деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования;
  • поиск и привлечение финансовых ресурсов «под проект»;
  • привлечение материальных, человеческих, технических и временных ресурсов.

Несмотря на разнообразие определений фандрайзинга целью, как  многие теоретики, так и практики, выделяют осуществление социально  значимой деятельности.

Основными задачами фандрайзинга будут являться:

  • сбор средств;
  • приобретение новых партнеров и друзей организации;
  • возможность открыто заявить о себе и информировать о своих целях

Фандрайзинг может быть «внутренним» и «внешним» по способу осуществления.

Внутренний фандрайзинг  — это когда разработкой и  реализацией поиска финансирования осуществляют сотрудники организации  самостоятельно.

Внешний фандрайзинг —  это поиск финансирования, осуществленный посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу. В данном случае в этой роли могут выступать как независимые эксперты, так специализированные фандрайзинговые фирмы.

В зависимости от цели финансирования различают проектный и оперативный  файндрайзинг. В первом случае собираемые средства идут на осуществление конкретного  проекта. Потенциальные инвесторы  лучше всего воспринимают именно данный вид фандрайзинга, поскольку  средства жертвователей расходуются  на реализацию определенного проекта  с четко очерченными целями, задачами, статьями расходов. Соответственно и  отчетность по нему будет более понятная, поскольку за каждой суммой стоит  свой уча-сток выполненной работы. Несмотря на то, что вопрос получения прибыли  отходит в не-коммерческих проектах на второй план, именно проектный файндрайзинг более остальных его видов  подходит для ее извлечения в случае успешной реализации проекта.

Сложнее обстоит дело с  оперативным фандрайзингом. Поскольку  он направлен не на реализацию конкретных проектов, а на поддержание, на продолжение  благотворительной деятельности (заработная плата сотрудникам, очередное медицинское  обслуживание, вы-плата аренды за помещение  и т.д.), то, как следствие, является менее оформленным и от-того гораздо  менее эффективным. Каждый инвестор хочет видеть, куда поступили его  средства, и конкретный результат  своего пожертвования. С другой стороны, привлекательность оперативного фандрайзинга заключается в том, что деньги будут вкладываться в долгосрочные проекты, функционирующие длительное время. В этом случае факт целевого расходования средств может быть легко проверен, снижается степень  инвестиционного риска.

Методы фандрайзинга :

  1. Телефандрайзинг (telefundraising) — обращение к потенциальным донорам и благотворителям по телефону и по факсу.
  2. Почтовый фандрайзинг (mail fundraising) — обращение к потенциальным донорам и благотворителям по почте.
  3. Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising) — персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе.
  4. Солофандрайзинг (solo fundraising) — приобретение поддержки.
  5. Событийный фандрайзинг (events fundraising) — проведение различных мероприятий (аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и т.д.)

Основными понятиями, без  которых не может существовать фандрайзинг, являются такие понятия как: грант, заявка, донор, спонсор, грантодатели, заявитель, проект, спонсорство, благотворительность, пожертвование, патронаж, членство, меценатство, государственные фонды, посреднические фонды и частные фонды.

Грант — средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для  выполнения конкретной работы. В отличие  от займа грант не нужно возвращать.

Заявка — письменное обращение  с просьбой о выделении гранта. В отличие от бизнес—плана, заявка пишется, чтобы получить средства на некоммерческий проект, т.е. на дело, которое  заведомо не ориентировано на получение  прибыли.

Донор — юридическое или  физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе.

Спонсор — юридическое  или физическое лицо, оказывающее  на добровольной и бесприбыльной  основе материальную поддержку благотворительной  деятельности в целях популяризации  исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д.

Грантодатели — частные  лица или организации, рассматривающие  заявки на грант и предоставляющие  гранты.

Заявитель — частное лицо или организация, подающие заявки на грант.

Проект — логическая совокупность мероприятий, осуществляемых для достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета, плана — графика реализации и прогнозирование результатов  деятельности.

Спонсорство — взаимовыгодный обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, PR — мероприятий, стимулирующих  сбыт.

Благотворительность — добровольная, бескорыстная, различная по формам поддержка финансовых и юридических  лиц в общеполезных целях.

Пожертвование — дарение  вещи или права ограниченному  кругу благополучателей в общеполезных целях.

Патронаж — оказание долгосрочной материальной и организационной  поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение прав управления ею.

Членство — регулярное отчисление в некоммерческую организацию  фиксированных средств с целью  получения стандартного пакета некоммерческих услуг.

Меценатство — организация  или поддержка общественно —  значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере  культуры и искусств).

Государственные фонды —  госучреждения, финансируемые из бюджета  своего государства.

Посреднические фонды  — общественные организации, финансируемые  государственными или частными фондами  и распределяющие финансы по заявителям, удовлетворяющим требованиям фонда  или программы.

Частные фонды — это  негосударственные некоммерческие организации, получающие средства от граждан (в виде пожертвований) или коммерческих организаций, а также частные  лица.

Обычно частные фонды  отличаются, по сравнению с государственными и посредническими фондами, меньшей  бюрократичностью, менее жесткими требованиями к оформлению заявок, максимально упрощенной отчетностью, большей демократичностью. Хотя ряд частных фондов весьма и весьма требовательны по всем вышеперечисленным критериям. Частные фонды отличаются друг от друга тем, прежде всего, кем они финансируются. Так, независимые фонды, как правило, организуются частными лицами (группой лиц), семьей. Такие фонды обычно существуют на дивиденды с вложенного капитала и, как правило, имеют четко раз и навсегда определенный список приоритетных направлений, критерии отбора заявок.

Ассоциированные фонды, как  правило, финансируются из средств  компании (коммерческих организаций, банков), с которой они ассоциированы. Обычно ассоциированные фонды предоставляют  гранты в областях деятельности близких  или совпадающих со сферой деятельности компании.

У каждого фонда есть приоритетные направления или программы. Для  реализации этих программ фонды на конкурсной основе отбирают проекты, наиболее полно отвечающие их требованиям.

Термин «фандрайзинг»  был заимствован в США, где  он используется многие десятилетия  преимущественно в области привлечения  финансирования в так называемый третий сектор. Третий сектор США, развивающийся  с конца XIX — начала XX в. и функционирует  наряду с частным и государственным  секторами, объединяет некоммерческие негосударственные организации, призванные реализовывать задачи, игнорируемые частным и государственным секторами.

Активное развитие фандрайзинга во второй половине XX в. связано с  возрастанием роли третьего сектора  в США. Удельный вес общей численности  занятых в некоммерческом секторе  возрастает в геометрической прогрессии.

Новый толчок развития фандрайзинг  получил в США в 1980-е гг. во времена  правления Р. Рейгана, когда некоммерческая сфера переживала финансовый кризис в связи с сокращением бюджетного финансирования на социальные цели. Несмотря на то, что некоммерческий сектор США во все времена в большей степени ориентировался на привлеченные и собственные источники финансирования, чем на финансирования со стороны государства, тем не менее, сокращение прямого и косвенного государственного финансирования стало причиной финансового кризиса третьего сектора.

Фандрайзинг с 1980-х гг. стал ориентироваться на активную диверсификацию (перераспределение ресурсов) источников финансирования со стороны физических и юридических лиц, государственных  и местных властей, а также  на разработку новых форм привлеченного  финансирования некоммерческих организаций. Помимо традиционных пожертвований, грантов, благотворительных, спонсорских и  членских взносов, появились новые  формы, как не облагаемые налогом  муниципальные облигации и резервные  взносы.

С 1980-х гг. фандрайзинг  в США окончательно оформился  в самостоятельную управленческую дисциплину. Однако и в настоящее  время проблемам развития фандрайзинга там уделяется повышенное внимание. Несмотря на выход из кризиса 1980-х  гг., американский некоммерческий сектор вновь столкнулся с серьезными финансовыми  проблемами начиная с середины 1990-х  гг. По словам политолога Р. Патмэна, «многие  некоммерческие организации внезапно испытали существенную потерю своих  клиентов». В результате резкое снижение объемов поступлений со стороны  частных лиц привело к значительному  финансовому дефициту бюджетов некоммерческих организаций.

Л. Саламон, директор Института  Джона Хопкинаса в США, также  указывает на финансовые проблемы как  причины кризиса американского  третьего сектора. С одной стороны, они связаны с сокращением  государственной поддержки: объем  федерального финансирования, выделяемый на социальные нужды, уменьшился, с  другой стороны, финансовые проблемы некоммерческого  сектора тесно связаны сокращением  темпов роста частных пожертвований. С начала 1990-х гг. наблюдается  устойчивая тенденция снижения темпов роста пожертвований со стороны населения и коммерческого сектора. Таким образом, снижение темпов роста частных пожертвований не в состоянии компенсировать сокращение государственного финансирования на социальные нужды.

В настоящее время развитие фандрайзинга в США связывается  с активным стимулированием роста  частных пожертвований со стороны  федеральных властей и властей  штатов, прежде всего с помощью  расширения налоговых льгот для  доноров. Государство, таким образом, сможет компенсировать сокращение бюджетного финансирования на социальную сферу  ростом непосредственного финансирования некоммерческих организаций со стороны  физических и юридических лиц.

В Украине фандрайзинг активно стал развиваться с развитием некоммерческих организаций с 1990-х гг., деятельность которых нацелена не на получение прибыли, а на решение социально важных задач и сделало актуальными вопросами финансирования их деятельности. На сегодняшний день понятие «фандрайзинг» входит в такие сферы деятельности как социальный менеджмент, маркетинг, PR и реклама.

В Украине пока еще низок процент участия населения и государства в формировании доходов отечественных некоммерческих организаций, но становится актуальна проблема привлечения новых форм финансирования, планирования и организации процессов внешней поддержки, а соответственно и развития фандрайзинга. С такими направлениями деятельности как менеджмент, маркетинг, реклама и PR Украина сможет быстро достигнуть уровня Соединенных Штатов Америки.

[http://www.financialguide.ru/encyclopedia/fundraising]

 

 

 

 

 

      1. Фандрайзинг як інноваційний напрям розвитку інтелектуальної власності

     Система социальной защиты, несмотря на все перемены в Украине, ни качественно, ни ментально не претерпела больших изменений. По своим технологиям она почти безнадежно отстала от других сфер нашей жизни.

 Главная цель внедрения  таких технологий, или еще можно  назвать их социальными инновациями,  заключается в сокращении социальных  дифференциаций и, прежде всего,  того разрыва, который возник  между гражданами по уровню  доходов, по доступу к социальным  услугам, информации, собственности  и т.д. 

Информация о работе Фандрайзинг