Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:46, дипломная работа
Экономический механизм охраны окружающей среды имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.
Лимитирование природопользования – плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов).
Платность природопользования - плата за использование практически всех природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнении мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба.
Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды
Структура современного экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадастры, материально – техническое обеспечение) так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование.
Экономический механизм охраны окружающей среды имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.
Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов управления в природопользовании. Под фондами понимают как учреждения, призванные оказывать какую – либо материальную помощь, так и сами денежные средства, так и источники этих денежных средств.
В экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование. Кроме того, предприятие могут делать взносы в фонды экологического страхования.
4. Материальное стимулирование природоохранной деятельности – обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но наказания.
Меры материального поощрения:
- установление налоговых льгот, (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам)
- освобождение от
- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию,
- применение льготного
Меры материального наказания
- введение специального
- введение штрафов за
Экономическое стимулирование эффективно, когда
З=(Рут.+ Нл. +Кл.+Цн.)
З=(Пс.и. + Пс.з. + Пс.р. Ш+ Ндоп.)
З – затраты на природоохранную деятельность
Рут. – прибыль от утилизации отходов
Нл. – льготы по налогообложению
Кл. кредитные льготы
Цн. - надбавка к цене
Пс.и. - плата за сверх нормативное использование ресурсов природы
Пс.з – плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.
Пс.р. - плата за размещение отходов (складирование)
Ш – штрафы
Ндоп. – дополнительное налогообложение.
Следствием рыночных реформ явилось введение платежей за использование природных ресурсов. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и др. природные ресурсы, превращения земель и др. ресурсов в объект купли-продажи. При установлении платности за использование природных ресурсов ставились задачи:
Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы:
Компенсационное значение состоит в том, что установленная плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного разрешенного компетентными органами государства причинения вреда независимо от вины хозяйственного субъекта.
Стимулирующее значение заключается в том, что установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия – загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов разных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодной.
Экологическое значение основано на том, что платежи за загрязнения служат источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей среды.
Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды». Законом предусматривается три вида платежаза загрязнение
- выбросы, сбросы вредных
- выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов,
- плата за размещение отходов.
Денежная оценка природного ресурса определяется на основе кадастров природных ресурсов.
Кадастры природных ресурсов – это вод экономических, экологических, организационных и технических показателей, который характеризует количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей этого ресурса. Кадастры представлены по видам природных ресурсов:
Эффективными средствами охраны окружающей среды является такие экономические рычаги, как лицензия, договор и лимиты.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование – документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса, а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
Лицензия на комплексное природопользование выдается органами на комплексное природопользование Госкомэкологии России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.
Информация о работе Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды