Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:46, дипломная работа
Экономический механизм охраны окружающей среды имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.
Лимитирование природопользования – плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов).
Платность природопользования - плата за использование практически всех природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнении мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба.
Природоохранное законодательство. Органы управления и надзора.
Особо охраняемые территории
1)Экологические право – одна из отраслей российского права. Она регулирует общественные отношения в сфере взаимоотношений общества и природы в интересах общества.
Экологическое право – совокупность эколого – правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.
Источником экологического права,
образующими экологическое
Одновременно Конституция РФ
устанавливает обязанности
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г., лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Задачами природоохранного законодательства РФ являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственного и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Настоящий закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среде»
Закон включает 16 глав: общие положения (гл. 1);
основы управления в области охраны окружающей среды (гл. 2);
прав а и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций
(гл. 3);
Экономическое регулирование (гл.4);
Нормирование (гл. 5);
Оценка воздействий на окружающую
среду и экологическая
Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности и иной деятельности (гл. 7)
Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной ситуации (гл. 8);
Природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. 9);
Государственной мониторинг окружающей среды (гл.10);
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. 11)
Научные исследования (гл.12);
Основы формирования экологической культуры (гл.13);
Ответственность за нарушение законодательства (гл. 14);
Международное сотрудничество (гл. 15);
Заключительные положения (гл. 16).
Федеральные законы: Об экологической экспертизе (1995)
Об особо охраняемых природных территориях (1995)
Законы: Об охране воздуха (1999)
О радиационной безопасности населения
Об отходах производства и потребления (1998)
Основы законодательства РФ об охране здоровья (1993)
О недрах (1992)
Земельный кодекс (2001)
Водный кодекс (1995)
Основы лесного
Лесной кодекс (1997)
О животном мире (1995)
3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивает широкий круг экологических вопросов.
Пр. Указ о федеральных природных ресурсах (1993), Указ о концепции перехода РФ к устойчивому развитию (1996)
Устойчивое развитие – форма развития общества, которая удовлетворяет потребности ныне живущих и не ущемляет возможности будущих поколений в обеспечении своего существования, что предполагает наряду с рациональным природопользованием ограничение личных и социальных потребностей до жизненно необходимого уровня.
Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических лиц и юридических лиц.
5. Нормативные решения органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют действующие нормативно – правовые акты в области окружающей природной среды.
2) Государственные органы охраны окружающей среды
Государственные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным
органам общей компетенции
Президент
Федеральное собрание
Государственная Дума
Правительство
Представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации
Муниципальные органы
Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции
Государственные органы специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые, функциональные
Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой – либо блок. Созданы в 1988г. – Государственный комитет по охране природы СССР, 1991г. Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, переименованный в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России.
В 2000г. функции по
Главные задачи:
К комплексным органам управления относится также:
-Департамент
-Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей осуществляет контроль за состоянием окружающей среды
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствии и стихийных бедствий (МЧС России)
Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госрыболовство, Минсельхоз России) выполняет функции управления надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов)
Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении объектов:
Минатом России - обеспечение ядерной и радиационной безопасности,
Госгортехнадзор – контроль за использованием недр,
Минздрав – санитарно – экологическая служба
МВД – охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами.
Помимо государственных органов существуют и Международные органы управления природопользованием. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Программа ООН по окружающей среде, Всемирный фонд дикой природы.
3) Особо охраняемые территории
Особо охраняемые природные территории – территории или акватории, в пределах которых запрещено их хозяйственное использование и поддерживается их естественное состояние в целях сохранения экологического равновесия, а также в научных, учебно – просветительных, культурно – эстетических целях.
Государственные природные заповедники – территории акватории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса. Для сглаживания влияния прилегающих территорий вокруг заповедников создают охранные зоны , где хозяйственная деятельность ограничена.
Биосферные заповедники входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются для фонового мониторинга биосферных процессов.
Всего 300 атмосферных заповедников, которые работают под руководством ЮНЕСКО.
Национальные парки –
Природные парки – территории, отличающиеся особой экологической и эстетической ценностью, с относительно мягким охранным режимом и используемые преимущественно для организованного отдыха населения.
Заказники – территории, создаваемые на определенный срок для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В заказниках сохраняют и восстанавливают плотности популяций одного или несколько видов животных или растений, а также природные ландшафты, водные объекты.
Памятники природы –
Дендрологические парки и
В дендрологических парках и ботанических садах осуществляется также работы по интродукции и акклиматизации новых для региона растений.
В России в 1997г. насчитывалось 95 заповедников, в том числе 11 биосферных (1,53% территории), более 1600 заказников, 8 тыс. памятников природы.
4) Методы регулирования
информационные принудительные
- мониторинг
- исследования
- образование - арест
-просвещение
- (анти) реклама - изъятие
- пропаганда
- прогнозирование
3. предупредительные
А) Административные
правовые контрольные
- норма стандарта -проверка деятельности
- стандарты - Сертификация товаров
- Разрешения - лицензирование
- экоэкспертиза - экоаудирование
- планирование - инвентаризация
Б) финансово – экономические
Стимулы взыскания
- субсидии - платежи
- дотации - налоги
- льготные займы - штрафы
- кредиты - облигации
Информация о работе Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды