Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:46, дипломная работа

Краткое описание

Экономический механизм охраны окружающей среды имеет определенные инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.
Лимитирование природопользования – плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов).
Платность природопользования - плата за использование практически всех природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнении мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба.

Вложенные файлы: 8 файлов

Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Экологическая экспертиза и мониторинг.doc

— 42.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

схемы , ресурсы, отходы.doc

— 103.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

схемы, кризисы, эволюция.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Проблема отходов.doc

— 428.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

проблема народонаселения.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Природоохранное законодательство.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

 

Природоохранное законодательство. Органы управления и надзора.

 Особо охраняемые территории

1)Экологические право – одна из отраслей российского права. Она регулирует общественные отношения в сфере взаимоотношений общества и природы в интересах общества.

Экологическое право – совокупность эколого – правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере  взаимодействия общества и природы  с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологических  последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Источником экологического права, образующими экологическое законодательство РФ, является следующие правовые документы:

  1. Конституция РФ
  2. Законы и др. нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды
  3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ
  4. Нормативные акты министерств и ведомств
  5. Нормативные решения органов местного самоуправления
  6. Конституция РФ (1993) провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о  состояние окружающей среды  и мерах по ее охране.

 Одновременно Конституция РФ  устанавливает обязанности граждан  соблюдать требования природоохранного  законодательства, принимать участие в охране окружающей среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

  1. Законы и др. нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г., лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Задачами природоохранного законодательства РФ являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственного и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Настоящий закон охватывает все  аспекты природопользования и охраны окружающей среды и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среде»

Закон включает 16 глав:  общие положения  (гл. 1);

 основы управления в области  охраны окружающей среды (гл. 2);

 прав а и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций

(гл. 3);

Экономическое регулирование (гл.4);

Нормирование (гл. 5);

Оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. 6);

Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности и иной деятельности (гл. 7)

Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной ситуации (гл. 8);

Природные объекты, находящиеся  под особой охраной  (гл. 9);

Государственной мониторинг окружающей среды (гл.10);

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. 11)

Научные исследования  (гл.12);

Основы  формирования экологической культуры (гл.13);

Ответственность за нарушение законодательства  (гл. 14);

Международное сотрудничество (гл. 15);

Заключительные  положения  (гл. 16).

Федеральные законы:  Об экологической экспертизе (1995)

Об особо  охраняемых природных территориях (1995)

Законы:   Об охране воздуха (1999)

О радиационной безопасности населения 

Об отходах производства и потребления  (1998)

Основы законодательства РФ об охране здоровья  (1993)

О недрах (1992)

Земельный кодекс (2001)

Водный кодекс (1995)

Основы лесного законодательства (1977)

Лесной кодекс (1997)

О животном мире (1995)

         3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивает широкий круг экологических вопросов.

Пр. Указ о федеральных природных  ресурсах (1993), Указ о концепции перехода РФ к устойчивому развитию (1996)

Устойчивое развитие – форма  развития общества, которая удовлетворяет  потребности ныне живущих  и не ущемляет возможности будущих поколений в обеспечении своего существования, что предполагает наряду с рациональным природопользованием ограничение личных и социальных потребностей до жизненно необходимого уровня.

  1. Нормативные акты министерств и ведомств издаются  по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды  в виде постановлений, инструкций, приказов.

 Они являются обязательными  для  других министерств и  ведомств, физических лиц и юридических  лиц.  

     5. Нормативные решения органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют действующие нормативно – правовые акты в области окружающей природной среды.

 

2) Государственные органы охраны  окружающей среды

Государственные органы управления и  контроля в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным  органам общей компетенции относятся 

Президент

Федеральное собрание

Государственная Дума

Правительство

Представительные  и исполнительные органы власти субъектов федерации

Муниципальные органы

Эти органы определяют основные направления природоохранной  политики, утверждают экологические  программы, обеспечивают экологическую  безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции

Государственные органы специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые, функциональные

Комплексные органы выполняют все  природоохранные задачи или какой  – либо блок. Созданы в 1988г. – Государственный комитет по охране природы СССР, 1991г. Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, переименованный в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России.

 В 2000г. функции по рационализации  природопользования и охране  окружающей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ.

Главные  задачи:

  1. Контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов
  2. Разработка предложений по рационализации природопользования
  3. Утверждение стандартов и правил природопользования, обязательным для всех остальных министерств и ведомств и контроль за их соблюдением
  4. Руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги
  5. Распространение экологических знаний среди населения
  6. Государственная экспертиза всех крупных строек и проектов
  7. Организация мониторинга

К комплексным органам управления относится  также:

-Департамент Госсанэпиднадзора  Минздрава РФ- координатор деятельности  всех ведомств и организаций  в области санитарной охраны  через систему территориальных  органов 

-Федеральная служба России по  гидрометеорологии и мониторингу окружающей осуществляет контроль за  состоянием окружающей среды 

- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствии и стихийных бедствий  (МЧС России)

Отраслевые органы  (Роскомзем, Рослесхоз, Госрыболовство, Минсельхоз России) выполняет функции управления надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов)

Функциональные органы выполняют  одну или несколько родственных  функций в отношении объектов:

Минатом России  - обеспечение ядерной и радиационной безопасности,

Госгортехнадзор – контроль за использованием недр,

 Минздрав – санитарно –  экологическая служба

МВД – охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами.

Помимо государственных органов существуют и Международные органы управления природопользованием. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Программа ООН по окружающей среде, Всемирный фонд дикой природы.

3) Особо охраняемые территории

Особо охраняемые природные территории – территории или акватории, в пределах которых запрещено их хозяйственное использование и поддерживается их естественное состояние в целях сохранения экологического равновесия, а также в научных, учебно – просветительных, культурно – эстетических целях.

Государственные природные заповедники  – территории акватории, которые  полностью изъяты из обычного хозяйственного использования  с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса. Для сглаживания влияния  прилегающих территорий вокруг заповедников создают охранные зоны , где хозяйственная деятельность ограничена.

Биосферные заповедники входят в состав ряда государственных природных  заповедников  и используются для  фонового мониторинга биосферных процессов.

 Всего 300 атмосферных заповедников, которые работают под руководством ЮНЕСКО.

Национальные парки – относительно большие природные территории и акватории, где обеспечивается выполнение трех основных целей: экологической (поддержание экологического баланса и сохранение природных экосистем), рекреационной (регулируемый туризм и отдых людей) и научной (разработка и внедрение методов сохранения природного комплекса в условиях массового допуска посетителей) В национальных парках существуют зоны хозяйственного использования

Природные парки – территории, отличающиеся особой экологической и эстетической ценностью, с относительно мягким охранным режимом и используемые преимущественно для организованного отдыха населения.  

Заказники – территории, создаваемые  на определенный срок для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В заказниках сохраняют и восстанавливают плотности популяций одного или несколько видов животных или растений, а также природные ландшафты, водные объекты.

 Памятники природы – уникальные, невоспроизводимые природные объекты, имеющие научную, экологическую культурную и эстетическую ценность  (пещеры, вековые деревья, скалы, водопады) на территории, где они расположены, запрещена любая деятельность, нарушающая их ценность.

Дендрологические парки и ботанические сады – коллекции деревьев, кустарников  трав, созданные человеком с целью  сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также научных, учебных и культурно – просветительных  целях.

В дендрологических парках и ботанических садах осуществляется также работы по  интродукции и акклиматизации новых для региона растений.

В России в 1997г. насчитывалось 95 заповедников, в том числе 11 биосферных (1,53% территории), более 1600 заказников, 8 тыс. памятников природы.

4) Методы регулирования экобезопасности

 информационные               принудительные

- мониторинг                         - меры пресечения

- исследования                      - запреты на работу

- образование                        -  арест

-просвещение                        - отстранение 

- (анти) реклама                      - изъятие

- пропаганда

- прогнозирование 

3. предупредительные

А) Административные

правовые                        контрольные

- норма  стандарта            -проверка деятельности

- стандарты                      - Сертификация товаров

- Разрешения                    - лицензирование 

- экоэкспертиза                 - экоаудирование 

- планирование                - инвентаризация 

Б) финансово  – экономические

Стимулы                        взыскания

- субсидии                     -  платежи

- дотации                       - налоги

-  льготные займы        - штрафы

- кредиты                       - облигации

 

 

 

 

 


Природа и общество.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Экономические методы природопользования и охраны окружающей среды