Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:50, творческая работа
Термин "средние века" был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии границей средних веков считается падение Западной Римской империи, когда в Англии произошла буржуазная революция.
Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы
Культура средневековой Европы
Термин "средние века" был впервые
употреблен итальянскими гуманистами
в XV в. для обозначения периода между классической
древностью и их временем. В отечественной
историографии границей средних веков
считается падение Западной Римской империи,
когда в Англии произошла буржуазная революция.
Период Средневековья исключительно
важен для западноевропейской цивилизации:
процессы и события того времени до сих
пор нередко определяют характер политического,
экономического, культурного развития
стран Западной Европы. Так, именно в этот
период формируется религиозная общность
Европы и возникает новое направление
в христианстве, в наибольшей степени
способствующее становлению буржуазных
отношений, протестантство, складывается
городская культура, во многом определившая
современную массовую западноевропейскую
культуру. Возникают первые парламенты
и получает практическое воплощение принцип
разделения властей, закладываются основы
современной науки и системы образования.
Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится на культуру раннего периода (V - XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII – XIV вв.).
Появление термина "Средние века" связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые стремились отделить культуру Ренессанса от культуры предшествующих эпох.
Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.
В основе средневековой культуры лежит
взаимодействие двух начал – культуры
«варварских» народов Западной Европы
и культурных традиций Западной Римской
империи – права, науки, искусства, христианства.
Эти традиции усваивались во время завоевания
Рима «варварами».
Взаимодействие этих начал способствовало становлению западноевропейской средневековой культуры.
Особенности искусства средневековой
Европы
Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:
1. Дороманское искусство (V –X вв.),
Дороманское делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.
В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.
Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.
Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.
Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.
Капелла Карла Великого в Аахене
Романское искусство (XI-XII вв.)
Возникло во времена царствования Карла Великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного коллорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.
Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание "Мой дом - моя крепость". Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок - дом - башня прямоугольной или многогранной формы.
Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали - статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.
Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур. Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.
.
1