Профилактика интернет-аддикции старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Причиной толкающей подростка к зависимости от компьютера и ресурсов Интернета может быть то, что родители предпочитают видеть своих детей дома за компьютером, под мнимым присмотром, чем на улице в дурной компании. Неумение организовать детский досуг, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете.

Предмет исследования: аддикция от Интернета в старшем дошкольном возрасте. Цель: изучить проблему Интернет - зависимости у старших дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.67 Кб (Скачать файл)

                                                         МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

                 Федеральное  государственное  бюджетное образовательное  учреждение

                                          высшего  профессионального образования

                                «Омский  государственный   педагогический  университет» 

                                                              (ФГБОУ  ВПО  «ОмГПУ»)

                                              

                                            Факультет психологии и педагогики  детства

                                             Кафедра  психологии и педагогики  детства 

               ПРОФИЛАКТИКА  ИНТЕРНЕТ – АДДИКЦИИ СТАРШИХ        ДОШКОЛЬНИКОВ

                                        Курсовая  работа  бакалавра

направление  «Педагогика», профиль «Детская практическая психология» 

                                                (2011 – 2012 уч. год)

                                                                                                       

                                                                                                                       Выполнил:  студент

                                                                                                                          2 курса заочной               

                                                                                                                   формы обучения, 21группы

                                                                                                              Синицкая  Татьяна  Петровна

                                                                                     

                                                                               

                                                                                                                Научный руководитель:

                                                                                                               Лебедева  Н. Н.

                 Отметка:……………………………..

                «……»………………………….2012г.

                              ……………………………………………..

                    (подпись) 
 
 
 
 

\ 
 
 

Введение.

        Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу жизнь. Но вместе с ним появились новые опасности и угрозы. В XXI веке компьютеры и Интернет стали неотъемлемыми спутниками нашей жизни - в совокупности они неиссякаемый источник информации, развлечений и общения. Но есть и другая сторона, она касается младшего поколения - детей и подростков.

 Интернет  безграничен, его просторы привлекают  своей яркостью, обилием и доступностью  любой информации, свободой общения  с другими людьми. Но именно  эти свойства Интернета и таят  в себе реальную опасность:  игры on-line, чаты, социальные сети, развлекательные  порталы затягивают ребенка, воздействуя  на его неокрепшую психику  и подсознание. Ему становится  трудно оторваться от экрана  монитора, но легко забыть про  друзей и погрузиться в виртуальную  реальность на длительное время.  Так формируется Интернет-зависимость  детей и подростков.

  Интернет-зависимость или интернет-аддикция  - патологическое пристрастие человека к проведению как можно большей части времени в Интернете. Основную группу риска составляют дети и подростки. Интернет-зависимость порождает негативное влияние на их психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков: они отказываются отвлечься от компьютера, становятся капризны, раздражительны, агрессивны. Они оказываются  абсолютно неспособны планировать свое время, забывая о своих обязанностях. Ухудшается и здоровье: появляется бессонница, нарушается режим питания, труда, гигиена и режим дня в целом. Неподвижность за компьютером ведет к гиподинамии, она приводит к сколиозам позвоночника, головным болям, застойным явлениям в суставах, атрофии мышц, нарушениям зрения и снижению иммунитета.

 Для возникновения  интернет-зависимости у детей  и подростков существует множество  причин: недостаток общения и  теплых эмоциональных отношений  в семье, отсутствие контроля  со стороны родителей, неумение  ребенка налаживать контакты  с окружающими, отсутствие друзей, сложности обучения в школе,  отсутствие серьезных увлечений,  интересов, хобби. Но одним  из важнейших факторов, конечно,  является семья и отношения  в семье. Причиной толкающей  подростка к зависимости от  компьютера и ресурсов Интернета  может быть то, что родители  предпочитают видеть своих детей  дома за компьютером, под мнимым  присмотром, чем на улице в  дурной компании. Неумение организовать детский досуг, приводит к тому, что ребенок проводит неограниченное количество времени за компьютером, в Интернете.

 

       Предмет исследования: аддикция  от Интернета в старшем дошкольном  возрасте.                                                                                                                      Цель: изучить проблему Интернет - зависимости у старших дошкольников.

 Задачи:

  -выявить  причины зависимости от Интернета;

- изучить психические  и физические симптомы Интернет -зависимости;

- изучить последствия  Интернет - зависимости;

- изучить способы  предотвращения зависимости от  Интернета;

- выявить отношение  старших   дошкольников к Интернету;

 

 

ГЛАВА 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Интернет-зависимости.

1.1 Понятие Интернет-зависимости,  её причины, типы, признаки, последствия.

          Свободная энциклопедия Википедия  определяет Интернет-зависимость  как психическое расстройство, навязчивое  желание подключиться к Интернету  и болезненная неспособность  вовремя отключиться от Интернета.На  английском языке порочные, болезненные  пристрастия называются addiction, отсюда  возник термин “аддиктивное  поведение”. Сам термин “аддикция”  стали использовать как равнозначный  термину “зависимость”. Существует  три вида аддикций :

1. Химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение)

2. Биохимические  (анорексия, булимия)

3. Нехимические (подсознательные)

           Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) относится к классу нехимических  зависимостей. Определяя аддиктивное  поведение как уход от реальности  посредством изменения психического  состояния , можно говорить, что  создаваемая компьютером реальность, несомненно, изменяет психическое  состояние, чем склонные к Интернет - аддикции личности и стали  пользоваться. Компьютер становится  фетишем, составной частью того  или иного ритуала, заменяя  собой наркотик, азартные игры  и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютера, склонный  к аддикции, при использовании  его находится в изменённом  состоянии сознания - психологическом  трансе. Застывшее лицо, уставленное  на экран монитора, замедленная  реакция (или её отсутствие) на  внешние раздражители - вот характерный вид некоторых пользователей, склонных к аддиктивному поведению.

           Определенные свойства, присущие  Интернету, делают его аддиктивным  агентом, а именно:

-сверхличностная  природа межличностных взаимоотношений;

-возможность  анонимных социальных взаимодействий;

-возможности  реализации представлений и фантазий  с обратной связью;

-уникальные  возможности поиска нового собеседника,  отсутствие необходимости удерживать  его внимание;

-расширение  возможностей для коммуникации  в различных виртуальных группах,  дающих возможность для получения  определенного социального статуса;

-неограниченный  доступ к информации.

              В виртуальном пространстве иллюзорно  удовлетворяются практически все  потребности иерархии Абрахама  Маслоу:

-физиологические  (например, бурные виртуальные романы, киберсекс); безопасность (и анонимность);

-принадлежность (к какой-либо виртуальной группе  по интересам); любовь и уважение (между участниками определенного  виртуального сообщества);

-самоактуализация (достижима в том числе возможностью  иных самопрезентаций с актуальной  обратной связью от респондентов), что только способствует возникновению  зависимости от сети Интернет [9].

             К. Янг охарактеризовала пять  основных типов Интернет -зависимости:

1) компьютерная  зависимость: пристрастие к различной  работе с компьютером (играм,  программированию или другим  видам деятельности);

2)  компульсивная   навигация в Сети: компульсивный  поиск информации в удаленных  базах данных;

3)  перегруженность  информацией: патологическая привязанность  к опосредованным Интернетом  азартным играм, онлайновым аукционам  или электронным покупкам;

4)  киберкоммуникативная  зависимость: зависимость от общения  в чатах, групповых играх и  телеконференциях, что может в  итоге привести к замене имеющихся  в реальной жизни членов семьи  и друзей виртуальными ;

5)  киберсексуальная  зависимость: зависимость от «киберсекса», то есть от посещения порнографических  сайтов в Интернете, обсуждения  сексуальной тематики в чатах  или закрытых группах «для  взрослых».

              Этот же автор отмечает четыре  признака, по которым можно судить  об Интернет-зависимости. Это:

1) Навязчивое  желание проверить e-mail;

2) Постоянное  желание следующего выхода в  Интернет;

3) Жалобы окружающих  на то, что человек проводит  слишком много времени в Интернет;

4) Жалобы окружающих  на то, что человек тратит слишком  много денег на Интернет.

              Более  развернутую систему  критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать  Интернет - зависимость при наличии  3 пунктов из следующих:

1) Количество  времени, которое нужно провести  в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает;

2) Если человек  не увеличивает количество времени,  которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается;

3) Прекращение  или сокращение времени, проводимого в Интернет, приводит пользователя к плохому самочувствию, которое развивается в промежутке от нескольких дней до месяца и выражается двумя или более факторами: эмоциональное и двигательное возбуждение, тревога, навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет, фантазии и мечты об  Интернет, произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

         Такие эмоциональные изменения,  происходящие с человеком, пытающимся  отказаться или сократить время  пребывания в сети, указывают  на его психологическую зависимость  от Интернета и на языке  психиатрии называются "синдром  отказа" или "абстинентный синдром". В данном случае он отличается  от "абстинентного синдрома" курильщиков,  наркоманов, алкоголиков и переедающих  людей (обжор) тем, что у них  развивается не только психологическая,  но и физическая зависимость  к вредным веществам и их  отмена переживается намного  тяжелее. Преимущество Интернет - зависимости в отсутствии физиологического  компонента. Синдром отмены вызывает  у пользователя снижение или  нарушение социальной, профессиональной  или другой деятельности. 

1.2 Кто больше  подвержен возникновению интернет - зависимости?

       На основе причин возникновения  и разновидностей зависимости  можно сделать выводы о тех,  кто подвержен этому расстройству.

Информация о работе Профилактика интернет-аддикции старших дошкольников