Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:39, реферат
Микроокружение предприятия анализируется по следующим основным компонентам:
• покупатели;
• конкуренты;
• поставщики;
• рынок рабочей силы, профсоюзы;
• государственные органы и службы;
• финансово-кредитные организации.
1.Анализ микроокружения
Микроокружение предприятия анализируется
по следующим основным компонентам:
· покупатели;
· конкуренты;
· поставщики;
· рынок рабочей силы, профсоюзы;
· государственные органы и службы;
· финансово-кредитные организации.
Непосредственное окружение постоянно
меняется не только само по себе, но и при
изменении направлений и формы деятельности
предприятия. Предприятие должно учитывать
противоречивость интересов отдельных
групп в непосредственном окружении.
Процедура анализа микроокружения предполагает:
изучение производственных трендов, изучение
структурных сдвигов в промышленности,
конкурентный анализ.
При составлении производственного прогноза
и прогноза структурных сдвигов в экономике
большое значение имеет анализ цикла отраслевого
развития. При этом изучается соотношение
цикла деловой активности, отраслевого
цикла и цикла развития предприятия. Обычно
выделяют отрасли циклического развития
(производство товаров легкой промышленности),
экспансионистские, наступательные отрасли
(электроника, производство ЭВМ, самолетостроение)
и стабильно развивающиеся отрасли (автомобилестроение).
Такая градация отраслей определяется
структурой потребления и принятой технологией
производства товаров на данной стадии
развития общества. Каждая группа отраслей
по-разному соотносится с циклом деловой
активности, т. е. в общем случае цикл развития
отраслей может и не совпадать с циклом
деловой активности. С другой стороны,
цикл деловой активности как барометр
общей эффективности функционирования
оказывает влияние па характер и длину
стадии любого отраслевого цикла.
Виханский [3] и Уткин [15] рассматривают анализ микроокружения, как анализ всех его составляющих:
а) При анализе покупателей
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
Существует ряд факторов, определяющих торговую силу потребителя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К ним относятся:
При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет товар, так как необязательно все три функции выполняет одно и то же лицо.
б) Поставщики материалов и комплектующих
изделий, если они обладают большой конкурентной
силой, могут поставить организацию в сильную
Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:
При изучении в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
2. Анализ общей окружающей среды
Ни одна организация не
может функционировать
Внешняя среда – это факторы, находящиеся за рамками организации и способствующие функционированию, выживанию и росту организации при их умелом использовании.
Разработка стратегии
логически начинается с внешнего
анализа, анализа факторов, которые
находятся вне сферы
Внешний анализ является частью так называемого SWOT-анализа.
SWOT-анализ – это
Основное назначение анализа внешней среды — выявить и эффективно использовать при разработке стратегии возможности и угрозы, которые существуют в настоящее время и которые могут возникнуть для предприятия в будущем.
Возможности – это положительные тенденции и явления внешней среды, которые можно использовать для повышения эффективности деятельности организации.
Например, снижение налогов,
рост доходов населения и
Угрозы – это отрицательные тенденции и явления внешней среды, которые могут ослабить его конкурентную позицию или, при отсутствии соответствующей реакции, привести к полному разрушению бизнеса.
К угрозам можно отнести,
например, снижение покупательной способности
населения, усиление конкуренции на
рынке, неблагоприятные
Конечным результатом внешнего анализа является формирование альтернативных стратегических решений, их оценка и окончательный выбор стратегии, ориентированной на использование возможностей и защиту от угроз внешней среды.
Внешняя среда (окружение бизнеса) состоит из двух частей (рис. 1):
- макросреда;
- микросреда.
Макросреда – это отдаленное
окружение, которое оказывает на
организацию косвенное
К ней относится, например, состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, природные явления, групповые интересы и события в других странах, затрагивающие организацию.
Микросреда – это отраслевое
или ближнее окружение
К ней относятся все контактные аудитории, например, поставщики, потребители, конкуренты, посредники, акционеры, кредиторы, профсоюзы и государственные учреждения.
Ученые выделяют четыре основных типа внешней среды:
1. Изменяющаяся среда,
которая характеризуется
2. Враждебное окружение,
создаваемое жесткой
3. Разнообразное окружение
свойственно глобальному
4. Технически сложная среда.
В такой среде развивается
электроника, вычислительная
В практической деятельности используются различные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Наиболее распространенными среди них являются следующие подходы:
- «борьба с огнем», или
реактивный стиль управления. Этот
подход, предполагающий принятие
управленческих мер после
- расширение сфер деятельности,
или диверсификация
- совершенствование
- стратегическое управление.
Анализ макросреды (PEST-анализ)
Макросреда включает общие факторы, которые не касаются напрямую краткосрочной деятельности предприятия, но могут влиять на его долгосрочные решения.
Стратегическими факторами макросреды считаются такие направления ее развития, которые, во-первых, имеют высокую вероятность реализации и, во-вторых, высокую вероятность влияния на функционирование предприятия.
Изменения макросреды влияют
на стратегические позиции предприятия
на рынке, воздействуя на элементы микросреды.
Поэтому целью анализа
Поскольку число возможных факторов макросреды достаточно велико, то при анализе макросреды рекомендуется рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (по первым буквам английских слов political-legal (политико-правовые), economic (экономические), sociocultural (социокультурные), technological (технологические факторы)).
Цель PEST-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по четырем узловым направлениям (табл. 1) и выявление тенденций, событий, не подконтрольных предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических решений.
Хотя, безусловно, на деятельность предприятия могут оказывать влияние и другие специфические факторы макросреды. Так, природная среда воздействует на деятельность сельскохозяйственных предприятий, на предприятия строительной индустрии.
Таблица 1
Политико-правовые факторы: - правительственная - налоговая политика и законодательство в этой сфере; - антимонопольное - законы по охране природной среды; - регулирование занятости населения; - внешнеэкономическое - позиция государства по отношению к иностранному капиталу; - профсоюзы и другие группы давления (политического, экономического и т. п.) |
Экономические факторы: - тенденции валового - стадия делового цикла; - процентная ставка и курс национальной валюты; - количество денег в обращении; - уровень инфляции; - уровень безработицы; - контроль над ценами и заработной платой; - цены на энергоресурсы; - инвестиционная политика |
Социокультурные факторы: - демографическая структура населения; - стиль жизни, обычаи и привычки; - менталитет; - социальная мобильность населения; - активность потребителей |
Технологические факторы: - затраты на НИОКР; - из разных источников; - защита интеллектуальной собственности; - государственная политика в области НТП; - новые продукты (скорость обновления, источники идей) |