Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:49, курсовая работа
Цель: изучить возможность использования комнатных растений в процессе преподавания биологии.
Задачи:
Дать общую характеристику использования комнатных растений на уроках биологии;
Рассмотреть применение комнатных растений в процессе изучения органического мира;
Проанализировать возможность использования комнатных растений в процессе изучения закономерностей размножения и развития;
Рассмотреть применение комнатных растений в процессе изучения наследственности и изменчивости растений;
Введение
4
ГЛАВА 1. Декоративное озеленение
1.1
История комнатного цветоводства
5
1.1.1
Эксперимент по созданию зимних садов
6
1.1.2
Волшебный «ящик Уорда»
7
1.1.3
Политический взгляд на растениеводство
9
1.1.4
Они всегда среди нас
10
1.2
Кое-что о комнатных растениях
11
1.2.1
Комнатные цветы и экология жилища
11
1.2.2
Растения, которые дарят нам энергию
13
1.2.3
Душистые растения
14
1.2.4
Бонсаи – искусство выращивания деревьев в миниатюре
16
1.2.4.1
Влияние на атмосферу дома и офиса
16
1.2.4.2
Влияние на эмоциональное состояние
17
1.3
Размещение растений в интерьере
18
1.4
Методы и способы озеленения помещения
20
1.4.1
Комнатный садик
20
1.4.2
Пот-э-флер (цветущий горшок)
21
1.4.3
Террариум
21
1.4.4
Уголок пейзажа
21
1.4.5
Сад в аквариуме
22
1.4.6
Вертикальное озеленение.
23
1.4.7
Устремленные вверх
24
1.4.8
Озеленение балконов, лоджий, веранд
25
1.4.9
Аранжировка праздничных букетов
28
1.4.10
Закон флористов
29
1.5
Типы емкостей для растений
30
1.5.1
Выбор горшка. Импровизируйте
30
1.5.2
Контейнеры из пластика и керамики
31
1.5.3
О маленьких и больших
32
1.6
Знакомство с семействами комнатных растений
33
1.6.1
Классификатор комнатных растений
33
1.6.1.1
Бромелии
33
1.6.1.2
Декоративно – лиственные растения
33
1.6.1.3
Растения с копьевидными листьями
34
1.6.1.4
Ампельные и вьющиеся растения
37
1.6.1.5
Декоративноцветущие растения
40
1.6.1.6
Различные гибриды
41
1.6.1.7
Кактусы и суккуленты
48
1.6.1.8
Луковичные растения
52
1.6.1.9
Пальмы
53
1.7
Общая характеристика использования комнатных растений на уроках биологии
6
ГЛАВА 2. Методические разработки применения комнатных растений на уроках биологии.
11
2.1
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Особенности органического мира».
11
2.2
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Закономерности размножения и развития организмов».
12
2.3
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Основные закономерности наследственности и изменчивости растений».
13
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
14
3.1
Методы и формы пеагогического экперимента
14
3.2
Констатирующий экперимент
15
3.3
Формирующий эксперимент
17
3.4
Контролирующий эксперимент
18
ВЫВОДЫ
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ"
ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
КАФЕДРА БОТАНИКИ
Курсовая работа
Использование комнатных растений
на уроках биологии
Исполнитель: Шестак Анна Алексеевна
Студентка 5 курса, 1 группы
Научный руководитель:
кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники,
Гродно, 2013
оглавление
Стр. | ||||||
Введение |
4 | |||||
ГЛАВА 1. Декоративное озеленение |
||||||
1.1 |
История комнатного цветоводства |
5 | ||||
1.1.1 |
Эксперимент по созданию зимних садов |
6 | ||||
1.1.2 |
Волшебный «ящик Уорда» |
7 | ||||
1.1.3 |
Политический взгляд на растениеводство |
9 | ||||
1.1.4 |
Они всегда среди нас |
10 | ||||
1.2 |
Кое-что о комнатных растениях |
11 | ||||
1.2.1 |
Комнатные цветы и экология жилища |
11 | ||||
1.2.2 |
Растения, которые дарят нам энергию |
13 | ||||
1.2.3 |
Душистые растения |
14 | ||||
1.2.4 |
Бонсаи – искусство выращивания деревьев в миниатюре |
16 | ||||
1.2.4.1 |
Влияние на атмосферу дома и офиса |
16 | ||||
1.2.4.2 |
Влияние на эмоциональное состояние |
17 | ||||
1.3 |
Размещение растений в интерьере |
18 | ||||
1.4 |
Методы и способы озеленения помещения |
20 | ||||
1.4.1 |
Комнатный садик |
20 | ||||
1.4.2 |
Пот-э-флер (цветущий горшок) |
21 | ||||
1.4.3 |
Террариум |
21 | ||||
1.4.4 |
Уголок пейзажа |
21 | ||||
1.4.5 |
Сад в аквариуме |
22 | ||||
1.4.6 |
Вертикальное озеленение. |
23 | ||||
1.4.7 |
Устремленные вверх |
24 | ||||
1.4.8 |
Озеленение балконов, лоджий, веранд |
25 | ||||
1.4.9 |
Аранжировка праздничных букетов |
28 | ||||
1.4.10 |
Закон флористов |
29 | ||||
1.5 |
Типы емкостей для растений |
30 | ||||
1.5.1 |
Выбор горшка. Импровизируйте |
30 | ||||
1.5.2 |
Контейнеры из пластика и керамики |
31 | ||||
1.5.3 |
О маленьких и больших |
32 | ||||
1.6 |
Знакомство с семействами комнатных растений |
33 | ||||
1.6.1 |
Классификатор комнатных растений |
33 | ||||
1.6.1.1 |
Бромелии |
33 | ||||
1.6.1.2 |
Декоративно – лиственные растения |
33 | ||||
1.6.1.3 |
Растения с копьевидными листьями |
34 | ||||
1.6.1.4 |
Ампельные и вьющиеся растения |
37 | ||||
1.6.1.5 |
Декоративноцветущие растения |
40 | ||||
1.6.1.6 |
Различные гибриды |
41 | ||||
1.6.1.7 |
Кактусы и суккуленты |
48 | ||||
1.6.1.8 |
Луковичные растения |
52 | ||||
1.6.1.9 |
Пальмы |
53 | ||||
1.7 |
Общая характеристика использования комнатных растений на уроках биологии |
6 |
ГЛАВА 2. Методические разработки применения комнатных растений на уроках биологии. |
11 | |||
2.1 |
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Особенности органического мира». |
11 | ||
2.2 |
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Закономерности размножения и развития организмов». |
12 | ||
2.3 |
Методическая разработка использования комнатных растений при изучении темы «Основные закономерности наследственности и изменчивости растений». |
13 | ||
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ |
14 | |||
3.1 |
Методы и формы пеагогического экперимента |
14 | ||
3.2 |
Констатирующий экперимент |
15 | ||
3.3 |
Формирующий эксперимент |
17 | ||
3.4 |
Контролирующий эксперимент |
18 | ||
ВЫВОДЫ |
20 | |||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
22 |
Современный человек большую часть жизни проводит в помещении, поэтому важно позаботиться о его экологическом благополучии. Многие комнатные растения служат не только для эстетического оформления помещений, но и улучшают их гигиеническое состояние. Они увлажняют воздух, возвращая до 90% влаги. Испаряя воду, растения способны снизить температуру воздуха на несколько градусов в летнее время. В процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ, выделяют кислород. Комнатные растения уничтожают микроорганизмы, выделяя фитонциды, очищают от вредных газообразных примесей, способствуют звукопоглощению. Микроклимат помещений (благодаря комнатным растениям) благоприятно действует на физиологическое и психологическое состояние человека.
Коллекция комнатных растений кабинета биологии является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. На уроках они могут служить демонстрационным материалом при изучении морфологии и систематики растений, их приспособленности к среде обитания, для иллюстрации взаимосвязи строения и функций растительного организма.
Растения используются для постановки опытов, проведения наблюдений. При выращивании комнатных растений у ребят вырабатываются навыки правильного ухода: рыхление, полив, подкормка, пересадка. Они учатся размещать растения в соответствии с их биологическими особенностями, знакомятся с разнообразными способами вегетативного размножения и методами борьбы с вредителями и болезнями. В процессе работы с натуральными объектами у учащихся углубляются и расширяются знания о практической значимости конкретных комнатных растений. Общение с комнатными растениями облагораживает человека, стимулирует присущую ему от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное, развивает потребность беречь и самим создавать красоту.
Цель: изучить возможность использования комнатных растений в процессе преподавания биологии.
Задачи:
Комнатные растения можно широко использовать при обучении учащихся общей биологи в осенний, зимний и ранневесенний сезоны. На живых объектах удобно проводить программные лабораторные работы и демонстрации многих общебиологических закономерностей для конкретизации и повышения качества знаний учащихся, убеждения их в истинности фактов, приобщения их к самостоятельному поиску, выработке практических умений и навыков. Расширение и углубление знаний старшеклассников о комнатных растениях будут способствовать формированию у них материалистического мировоззрения, эстетических вкусов, поможет лучше понимать и беречь природу, будет содействовать совершенствованию умений и навыков в работе с объектами живой природы (в частности, в уходе за растениями). Это позволит школьникам лучше подготовиться к работе в ученических бригадах, лагерях труда и отдыха, в сельскохозяйственном производстве, на приусадебном участке и будет способствовать их профориентации в растениеводстве и других отраслях сельского хозяйства [1].
На любых имеющихся в биологическом кабинете комнатных растениях можно показать, в чем проявляется свойства живых организмов, благодаря чему популяция оказывается разнородной.
Комнатные растения в кабинете биологии
Название растения |
Название растения (латинское) |
Семейство |
Семейство (латинское) |
Аспарагус густоцветковый |
Asparagus densiflorus |
Лилейные |
Liliaceae |
Аспидистра высокая |
Aspidistra elatior |
Лилейные |
Liliaceae |
Зигокактус усеченный, «декабрист» |
Zygocactus truncatus |
Кактусовые |
Cactaceae |
Монстера изысканная (Филодендрон продырявленный) |
Monstera deliciosa (Philodendron pertusum) |
Ароидные |
Araceae |
Сансевиерия Хана |
Sansevieria hahnii |
Агавовые |
Agavaceae |
Сциндапсус золотистый |
Scindapsus aureus |
Ароидные |
Araceae |
Традесканция Блоссфельда |
Tradescantia blossfeldiana |
Коммелиновые |
Commelinaceae |
Фиалка узамбарская |
Saintpaulia ionantha |
Геснериевые |
Gesneriaceae |
Фикус каучуконосный |
Ficus elastic decora |
Тутовые |
Moraceae |
Хлорофитум хохлатый |
Chlorophytum comosum |
Лилейные |
Liliaceae |
Колеус |
Coleus hybridus |
Яснотковые |
Lamiáceae |
Ненаследственную (определенную) изменчивость, которая возникает в процессе индивидуального развития организмов под влиянием конкретных условий среды, вызывающих у всех особей одного вида сходные изменения, можно наблюдать на комнатных растениях, выращенных из окорененных черенков, срезанных одновременно с одного растения, содержащихся потом в разных условиях: на южном, хорошо освещенном или на северном окне, при обильном поливе на удобренной почве и при ограниченном поливе, а также на других опытах, проводимых в уголке живой природы. На этих примерах учащиеся наглядно убеждаются, как важно для получения высоких урожаев создавать оптимальные условия выращивания культурных растений и как изменение этих условий может влиять на рост, развитие и качество урожая.
Наследственную изменчивость, связанную с изменением генотипа организма, затрагивающую различные признаки, можно показать на любых комнатных растениях, демонстрируя разнообразие окраски лепестков околоцветника, рассеченность листовой пластинки, махровость цветков или другие признаки пеларгоний, сенполий, цикламена и других, цветущих в это время комнатных растений.
Формы искусственного отбора и роль человека как отбирающего фактора в этом процессе также можно раскрыть на комнатных растениях. Большинство комнатных растений является результатом бессознательного отбора, который человек ведет стихийно, отбирая, сохраняя и накапливая из поколения в поколение интересующие его признаки.
Демонстрируя гибридные формы амариллиса, пеларгоний и других гибридных комнатных растений, можно раскрыть суть методического отбора, при котором человек сознательно отбирает для скрещивания исходные пары и получает разнообразный материал с наиболее удачным, интересующим его сочетанием признаков. При этом полезно познакомить девятиклассников с результатами опытов по гибридизации комнатных растений, выполняемых юннатами в уголке живой природы [3].
Способность живых организмов к интенсивному размножению удобно наблюдать на наибольшем эфемерном растении из крестоцветных - арабидопсисе, у которого каждый небольшой стручок содержит до 50 мелких оранжево-бурых семян. Это растение способно при благоприятных условиях (продолжительном дне и температуре 20-25°С) давать в год до 8 поколений и производить около 1000 семян.
Внутривидовую борьбу за существование можно показать на любом комнатном растении, заложив в уголке живой природы или дома несложный опыт. Он состоит в том, что в небольшие горшки одинакового размера одновременно высаживают по одному, двум, трем и четырем окорененным черенкам (отводкам, луковицам) одного и того же растения. Через 1-2 месяца у подопытных растений меряют высоту, подсчитывают количество листьев, измеряют площадь листовых пластинок, отмечают характер ветвления и состояние растений.