Анализ безубыточности производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 06:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточности на предприятии и определение критического объема производства.
Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов:
- рассмотреть сущность анализа безубыточности предприятия;
- изучить основы метода «издержки-объем-издержки»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОНЯТИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 4
1.1 Маржинальный подход в определении безубыточности фирмы 4
1.2 Метод «издержки-объем-издержки» 8
2. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРАКТИКЕ 16
2.1 Расчет безубыточности методом «издержки-объем-издержки» для ОАО «ПЕКАРЬ» 16
2.2 Основы разработки оперативной производственной программы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ безубыточности производства.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Большую роль в обосновании  управленческих решений в бизнесе  играет маржинальный анализ (или анализ безубыточности производства), методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения  объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование  категории маржинального дохода. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение анализа безубыточности на предприятии и определение критического объема производства.

Задачами курсовой работы является изучение следующих вопросов:

- рассмотреть сущность анализа безубыточности предприятия;

- изучить основы метода  «издержки-объем-издержки»;

- на примере предприятия  ОАО «ПЕКАРЬ» сделать Расчет  безубыточности методом «издержки-объем-издержки»;

- обозначить общие основы разработки оперативной производственной программы предприятий.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

1. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОНЯТИЕ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

 

1.1 Маржинальный подход в определении безубыточности фирмы

 

Известно, что основной целью деятельности коммерческого  предприятия в современной экономике  является получение прибыли. Именно при этом условии предприятие  может стабильно существовать и  обеспечивать себе основу для роста. В связи с этим все больше возрастает интерес к проблемам прибыльности деятельности предприятия. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности организации как первого шага к получению бухгалтерской, а впоследствии и экономической прибыли.[15, С. 58]

В настоящее время  все более актуальным становится получение информации для эффективного управления. Поведение затрат или  тот факт, что одни издержки имеют  тенденцию оставаться неизменными  вне зависимости от масштабов  хозяйственной деятельности, тогда  как другие в той или иной степени варьируются, играет важную роль при принятии управленческих решений, калькуляции себестоимости продукции, при сметном планировании, ценообразовании, анализе и контроле затрат.

Необходимость получения  информации о сумме постоянных и переменных затрат обусловлена применением так называемого маржинального подхода, который можно рассматривать как инструмент внутрифирменного планирования и принятия решений.

Маржинальный анализ, или анализ безубыточности, - это  один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами. В основу маржинального подхода положена концепция маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль  представляет собой превышение объема продаж над величиной переменных затрат на производство товара или  услуги. Это сумма денежных средств, необходимых для покрытия постоянных затрат и образования прибыли. [10, С. 90]

В экономической литературе этот показатель часто называют суммой покрытия, который можно представить  в виде уравнения:

, (1.1)                       

где МП - маржинальная прибыль; В - выручка от продаж; Rvar - переменные затраты.

Методика анализа безубыточности предполагает изучение данных об издержках (постоянных и переменных), о ценах, объемах производства и продаж, суммах и ставках покрытия.

Анализ соотношения  затрат, объема производства и прибыли  необходим в качестве информационной базы, инструмента для осуществления общих функций управления и как механизм планирования на основе определения точек равновесия и изучения предполагаемых ситуаций. В связи с этим проблема определения влияния объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и того объема продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль, становится актуальной для многих компаний, действующих в современных условиях хозяйствования.

Следует сказать, что  маржинальный анализ давно получил признание на западных предприятиях. Он неразрывно связан со способом исчисления себестоимости, названным директ-костингом или способом исчисления по сокращенной себестоимости, что позволяет проводить анализ одновременно с исчислением затрат регулярно, а значит создается возможность периодически следить за малейшими изменениями в вышеуказанных соотношениях.

В условиях российской практики данному виду анализа уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания, что можно объяснить следующими причинами: неосведомленностью менеджеров и экономистов компаний о данном виде анализа или нечеткостью представления о методике его проведения; недостаточным осознанием важности и необходимости его проведения в некоторых экономических ситуациях. Однако главная причина - неадекватность информационной базы, необходимой для проведения анализа. [10, С. 33]

Под этим подразумевается  недостаточность имеющейся информации, несопоставимость данных по временным  периодам, невозможность четкого  разделения издержек на постоянные и переменные, невозможность отнесения затрат к тому или иному виду продукции, что может быть связано, например, с методикой учета затрат, с валовым учетом затрат.

Таким образом, на российских предприятиях маржинальный анализ имеет  весьма ограниченное применение. Но все эти препятствия преодолимы, а экономический эффект, полученный в результате такого анализа, должен «окупить» затраченное время и приложенные усилия, что и показывают исследования.

Проведению самого анализа  должен предшествовать предварительный этап, на котором происходят подбор, сортировка данных, вычисление необходимых для проведения аналитических расчетов показателей, то есть подготовка информационной базы.

Как уже отмечалось, одним  из основных условий для проведения данного вида анализа является деление затрат на постоянные и переменные.

Смысл подразделения  затрат на постоянные и переменные заключается в их различном реагировании на изменение объема производства.

 Однако во многих  случаях такое деление является  условным, поскольку некоторые из постоянных затрат, кроме постоянной части, содержат и слабо переменную (например, расходы на спецодежду и спецоснастку, на текущий ремонт оборудования и инвентаря, некоторые виды налогов).

 В этой связи  для повышения точности расчетов  к отдельным видам затрат или их группам рекомендуется применять специальные показатели - вариаторы, которые характеризуют степень зависимости издержек от объема производства. [25, С. 80]

Значения вариаторов устанавливаются по данным анализа  затрат и их зависимости от объемов производства в прошлых периодах.

 

 

Рис. 1. Пример графика выручки

 

На рисунке 1 изображен  пример графика выручки , который позволяет видеть, насколько допустимо сокращение выручки от продаж, прежде чем предприятие начнет нести убытки.

На основании приведенных на графике показателей можно сделать соответствующие выводы и выработаны рекомендации.

Однако возможности  данного анализа не ограничиваются расчетом вышеуказанных показателей. Поскольку такой анализ позволяет  проследить взаимосвязь между затратами, объемом производства и прибылью, он является важным фактором при принятии многих управленческих решений.

Эти решения касаются задач определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и  других.

В качестве одного из примеров применения методики маржинального анализа можно рассчитать минимально-допустимый коэффициент пропорциональности между уровнем цен на продукцию и материальными затратами на ее изготовление (он получился равным 2,01), при котором обеспечивается нулевая прибыль. [9, С. 101]

Таким образом, механизм маржинального анализа позволяет отслеживать показатели безубыточности не только для предприятия в целом, но и для отдельных его подразделений и видов продукции.

Зная их, регулируя  на их основе производственные и сбытовые процессы на предприятии, руководитель, финансовый и производственный директора страхуют себя и предприятие от опасности не отреагировать вовремя на изменения во внешнем мире или внутри предприятия.

Следует подчеркнуть, что  такой анализ не является универсальным средством оптимизации управленческих решений и должен применяться в комплексе с другими методами и моделями.

Кроме того, при применении методов анализа безубыточности действуют определенные ограничения, вследствие которых адекватно и эффективно данный анализ может быть применен лишь в определенных экономических ситуациях.

Менеджеру необходимо понять особенности систем и методов  с тем, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать положительные и тем самым реализовать заложенные в них преимущества.

 

1.2  Метод «издержки-объем-издержки»

 

Самым эффективным методом  решения задач анализа с целью  оперативного и стратегического  планирования служит маржинальный анализ, называемый также анализом «Издержки - Объем - Прибыль» (CVP - анализ), отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта).

Анализ соотношения  «затраты - объем - прибыль» - это один из самых мощных инструментов, имеющихся  в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом, или уровнем производства, прямыми затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами. [5, С. 108]

Поскольку такой анализ помогает проследить взаимосвязь между такими важными характеристиками, как затраты, объем и прибыль, он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения CVP - анализа, он, несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной прибыли организации.

Ключевые элементами операционного анализа служит финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Операционный анализ - необъемная часть управленческого  учета. В отличие от внешнего финансового  анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа могут составлять коммерческую тайну предприятия.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое  изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Действие финансового  рычага заключается в том, что  предприятие, использующее заемные  средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска. [15, С. 93]

В практических расчетах для определения силы воздействия  операционного рычага применяют  отношение так называемой валовой  маржи к прибыли. Валовая маржа (маржинальная прибыль) - это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Одной из главных целей менеджмента является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.

, (1.2)

Таким образом, сила воздействия  операционного рычага показывает, сколько  процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки.

Сила воздействия операционного  рычага зависит от относительной  величины постоянных издержек.

 Для предприятий,  отягощенных громоздкими производственными  фондами, высокая сила операционного  рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

Информация о работе Анализ безубыточности производства