Методика аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 16:32, реферат

Краткое описание

До начала документальной проверки аудитору необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат. Если в процессе проверки установлено, что в учетной политике обоснован метод учета затрат, отвечающий требованиям технологического процесса, а фактически элементы этого метода не используются, то аудитор должен зафиксировать данное отклонение в рабочих документах и определить его влияние на формирование себестоимости продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Методика аудита.docx

— 138.56 Кб (Скачать файл)

Методика аудита

Цель аудита затрат на производство продукции (работ, услуг) - составить  обоснованное мнение относительно достоверности  и полноты информации о себестоимости  продукции (работ, услуг), отраженной в  бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

В процессе проверки затрат на производство продукции решаются следующие задачи аудита:

  • оценка обоснованности применяемого метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
  • подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;
  • оценка качества инвентаризации незавершенного производства;
  • арифметический контроль показателей себестоимости по данным сводного учета затрат на производство.

До начала документальной проверки аудитору необходимо изучить  организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудитор выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат.

Если в процессе проверки установлено, что в учетной политике обоснован метод учета затрат, отвечающий требованиям технологического процесса, а фактически элементы этого  метода не используются, то аудитор  должен зафиксировать данное отклонение в рабочих документах и определить его влияние на формирование себестоимости  продукции. Если описанный в учетной  политике метод учета затрат не соответствует  особенностям технологического процесса, то аудитор может порекомендовать  клиенту ряд изменений, которые  позволят организовать производственный учет в соответствии с требованиями нормативных документов.

Важной особенностью аудита затрат является оценка правильности исчисления себестоимости продукции, которая выполняется путем арифметического  контроля данных ведомости (производственного  отчета) сводного учета затрат. При  этом себестоимость выпуска продукции  в условиях применения "позаказного" и "попередельного" метода учета затрат формируется как алгебраическая сумма затрат за период и изменений величины незавершенного производства, а в условиях нормативного метода - как алгебраическая сумма нормативной себестоимости выпуска продукции, изменений норм и отклонений от норм.

Выявленные в ходе проверки отклонения фиксируются в рабочих  документах аудитора, определяется их количественное влияние на показатели отчетности.

При проверке операций по учету  затрат на производство продукции (работ, услуг), необходимо руководствоваться  положением по бухгалтерскому учету "Расходы  организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н (далее - ПБУ 10/99), а для целей налогообложения - положениями Налогового кодекса.

Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета регулируется Планом счетов бухгалтерского учета  и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина  РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Для детальной проверки затрат на производство продукции (работ, услуг), как нам представляется, необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур:

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------_____________________________________________________

етодика проведения аудита затрат на производство продукции (работ, услуг)

6. Проверка порядка учета затрат  основного производства

Аудиторская проверка правильности и достоверности учета текущих  затрат на производство и реализацию товаров, продукции, выполненных работ  или услуг имеет большое значение, так как полная себестоимость  является одним из основных оценочных  показателей, определяющих эффективность  работы хозяйствующего субъекта. Изменение  количественной характеристики данного  обобщающего показателя оказывает  прямое влияние на величину финансовых результатов, размер налоговых платежей, дивидендов, социальных выплат, формирования фондов развития организаций и т.д.

В условиях рыночной экономики  себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной  деятельности организаций.

Выполняя процедуру проверки порядка  учета затрат основного производства, аудитору необходимо ответить на следующие  вопросы:

  • Учет материальных расходов соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет расходов на оплату труда соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет расходов на обслуживание производства и управление соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет затрат вспомогательных производств соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет недостач от потерь и порчи ценностей соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет расходов на подготовку и освоение производства новых видов продукции соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет потерь от брака соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет прочих специальных расходов соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет потерь от простоев соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет прямых расходов соответствует положениям нормативных актов?
  • Порядок распределения прямых расходов соответствует положениям нормативных актов?
  • Порядок учета и распределения косвенных расходов соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет незавершенного производства соответствует положениям нормативных актов?
  • Списание затрат по аннулированным заказам и затрат на производство, не давшее продукции, соответствует положениям нормативных актов?
  • Сводный учет затрат на производство и составление отчетных калькуляций себестоимости продукции соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет продукции (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств соответствует положениям нормативных актов?

Подробные комментарии и  нормативные документы к вышеуказанным  вопросам, описание методики аудита, а  также классификатор типовых  нарушений смотри в программе автоматизации аудита ЭкспрессАудит:ПРОФ.

Проверка правильности учета  материальных расходов

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по учету материальных расходов.

В бухгалтерском учете  порядок отражения материальных расходов регулируется ПБУ 5/01 и Методическими  указаниями по бухгалтерскому учету  материально-производственных запасов.

Бухгалтерский учет материалов - это отражение фактической себестоимости  сырья, покупных полуфабрикатов, материалов, топлива, энергии и тары на всех этапах их жизненного цикла, включающего этапы: приобретения, отпуска в производства, обработки (переработки) и включения  в состав полуфабрикатов собственного производства или готовой продукции.

Фактическая себестоимость  оприходованных материалов может быть равной либо плановой себестоимости  их приобретения и доставки и отклонений от нее, либо договорной цене и сумме  транспортно-заготовительных расходов (включая наценки, уплачиваемые посредническим организациям). Суммы отклонений от плановой себестоимости или величины транспортно-заготовительных расходов, относящиеся к соответствующим  видам и группам израсходованных  материальных ценностей, обычно ежемесячно списываются на соответствующие  виды расходов и статьи затрат.

Перечня материальных расходов в ПБУ 10/99 нет. Поэтому каждая организация  может самостоятельно решить, что  в них включать. По мнению автора, для целей бухгалтерского учета  к материальным можно относить те расходы, которые перечислены в статье 254 Налогового кодекса. Однако при этом следует иметь в виду, что порядок учета отдельных расходов в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться. Некоторые затраты в бухгалтерском учете включаются в фактическую стоимость материалов, а в целях налогообложения - нет. Во-первых, это заработная плата работников занятых заготовлением материалов, которая в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса учитывается в составе расходов на оплату труда. Во-вторых, это суммы единого социального налога и обязательных страховых взносов на зарплату работников занятых заготовлением материалов, которые для целей налогообложения считаются прочими расходами (пп. 1 и 45 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Аудитору важно знать, что стоимость материальных ресурсов, отражаемая по данному элементу, формируется  исходя из цен их приобретения (без  учета налога на добавленную стоимость); наценок (надбавок); комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим  организациям; стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги; таможенных пошлин; платы за транспортировку, хранение, доставку, осуществляемые сторонними организациями. Затраты, связанные  с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом  и персоналом организации, подлежат включению в соответствующие  элементы затрат на производство (затраты  на оплату труда, амортизация основных средств, материальные затраты и  др.). В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты предприятий  на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в  тех случаях, когда цены на тару установлены  особо сверх цены на эти ресурсы.

Аудитор проверяет правильность оценки материальных ресурсов, списанных  на себестоимость. Организация самостоятельно определяет и фиксирует в приказе  об учетной политике метод оценки материалов (ФИФО, средневзвешенная цена).

Для целей налогового учета, согласно ст. 254 НК РФ, материальные затраты  коммерческих предприятий включают в себя следующие статьи:

1) затраты на приобретение  сырья и материалов, являющихся  материальной основой продукции,  работ и услуг или их неотъемлемым  компонентом;

2) расходы на закупку  материалов для упаковки выпущенной  продукции, ее предпродажной подготовки, испытания надежности, контроля  качества, а также на содержание  и эксплуатацию основных средств;

3) затраты на приобретение  производственного и административно-хозяйственного  инструмента, приспособлений, инвентаря,  оборудования и спецодежды;

4) расходы на запасные  части, полуфабрикаты и комплектующие  изделия, подвергающиеся переработке  или доработке при включении  в состав готовой продукции,  выполненных работ и оказанных  услуг;

5) затраты на потребление  топлива, воды, газа, сжатого воздуха,  других видов энергии как приобретаемой  на стороне, так и формируемой  (или трансформируемой) на самом  предприятии;

6) расходы на производственные  услуги и работы других организаций,  а также выполненных другими  подразделениями предприятия;

7) затраты на содержание  и эксплуатацию природоохранных  объектов основных средств;

8) расходы на рекультивацию  земель и иные природоохранные  мероприятия;

9) потери и недостачи  материалов в пределах норм  естественной убыли, утвержденных  Правительством РФ;

10) технологические потери  сырья и материалов при производстве  продукции (выполнении работ и  оказании услуг) и их транспортировке;

11) расходы на горно-подготовительные  работы при добыче полезных  ископаемых.

Проверка правильности учета  расходов на оплату труда

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов при отражении в бухгалтерском и налоговом учете операций по учету расходов на оплату труда.

Учет выработки, объемов  выполненных работ и заработной платы организуется на предприятии  в зависимости от характера технологического процесса, вида производства, системы  организации оплаты труда и иных условий.

Поскольку действующий Трудовой Кодекс РФ напрямую не устанавливает  порядков учета выработки и заработной платы, то они разрабатываются на самом предприятии в соответствии с действующим законодательством  и коллективным договором, подтверждаются соответствующими инструкциями, утвержденными  руководством, и отражаются в учетной  политике.

Для достижения установленных  показателей рентабельности продукции  целесообразно проводить учет заработной платы нормативным методом, т.е. осуществлять учет затрат по нормам и выявлять отклонения от норм. В этом случае затраты в  пределах норм - это плата за работы, предусмотренные установленной  на предприятии технологией, действующими нормами и расценками. Отклонения от норм - это оплата дополнительных операций, не предусмотренных установленным  технологическим процессом, и доплаты  к основным сдельным расценкам, вызываемые отступлениями от нормальных условий  производства.

Отклонения от норм (доплаты) можно оформлять следующими документами: доплаты к действующим нормам и расценкам - листками на доплату; оплату дополнительных операций, не предусмотренных  установленным технологическим  процессом, - нарядами на сдельную работу с отличительным знаком. В них  следует указывать причины доплат и дополнительных работ, а также  фамилии лиц, ответственных за выполнение работ. Для учета и анализа  отклонений от норм целесообразно установить перечень причин отклонений.

Величина отклонений может  определяться также путем составления  специальных расчетов. Например, при  определении отклонений от норм расходов на заработную плату производственных рабочих с повременной оплатой  труда величина этих отклонений может  быть вычислена путем сопоставления  суммы фактически начисленной заработной платы данной категории рабочих  с суммой заработной платы, начисленной  за фактически выполненный объем  работ по сметным нормативным ставкам. Учет отклонения может проводиться по бригадам, участкам, по пятидневкам, декадам и т.п.

Сумма дополнительной заработной платы, подлежащей предварительному начислению (за время очередных и дополнительных отпусков рабочих, за выслугу лет  рабочим и служащим и другие), ежемесячно резервируется на отдельном  счете в сметном порядке.

Другие виды дополнительной заработной платы рабочих и служащих, разрешенные Трудовым кодексом РФ и  коллективным договором, включаются в  себестоимость продукции отчетного  периода в фактически начисленных  размерах.

Для целей налогового учета, согласно ст. 255 НК РФ, в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной  формах, стимулирующие начисления и  надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или  условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами  законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Подробный перечень расходов приведен в вышеуказанной статье.

Информация о работе Методика аудита